Последите за «Байером» – там больше нет Хавертца, зато есть лучшие в Европе стандарты. Бос превращает атакующую утопию в эффективный футбол
И вот как он это делает.
Взгляните на этого мужчину. Джинсы как джинсы. Ботинки как ботинки. Но пуховик… Широкоплечий, теплый, приятный. Носить такой пуховик может только человек, любящий атакующий футбол и высокую линию защиты. На зимний перерыв «Байер» ушел вторым, отставая от «Баварии» на два очка. «Леверкузен» два тура даже лидировал – впервые за 11 лет. «Мюнхен» вернул первое место в очном матче – за осеннюю часть сезона «Байер» проиграл лишь «Баварии» и пражской «Спарте» (почти 70 минут бился вдесятером).
В трансферное окно клуб потерял двух главных бомбардиров – Кая Хавертца и Кевина Фолланда. Из усилений только Патрик Шик и Сантьяго Арьяс, который получил чудовищную травму и надолго выбыл уже в октябре. На дистанции тоже чувствовался кризис, «Байер» лишь раз за последние четыре года пробился в Лигу чемпионов.
Но прямо сейчас «Леверкузен» играет в прекрасный футбол, который еще и приносит результат (такое случается не всегда).
«Байер» играет в 4-3-3 с контролем и реактивными флангами в атаке. Есть очередной 17-летний вундеркинд
Петер Бос в своем роде мститель. Транзитом через «Аякс» и финал Лиги Европы он за год прошел путь от серебряного призера чемпионата Израиля до главного тренера «Боруссии» Дортмунд. И жутко провалился, когда к декабрю 2017-го немецкий клуб шел восьмым в чемпионате и вылетел из ЛЧ, набрав лишь два очка. «Я отчаянно хотел вернуться в Бундеслигу. В Германии так и не увидели настоящего Петера Боса – теперь они познакомятся с ним в «Байере». Я учел ошибки и стал гораздо опытнее», – признавался тренер в декабре 2018-го, приняв предложение «Леверкузена».
Быстро напомним ключевые положения его философии: упрямый атакующий футбол, основная схема – 4-3-3, много дриблинга, позиционное продвижение через треугольники (крайний защитник-восьмерка-крайний нападающий), опорник отвечает за темп, высокий защитный блок. «После матча я хочу вернуться домой с мыслью: «Вау, это было увлекательно». Просмотром футбола нужно наслаждаться, поэтому я выбираю тот стиль, который нравится фанатам», – объяснял голландец.
Формация настолько устойчива, что для тренера жизненно важны даже позиции восьмерок: Амири обязательно играет левого центрального полузащитника, Виртц – правого. Для Боса каждый игрок – это конкретная функция: «Я не требую гениальных решений, каждый футболист должен справляться с конкретной задачей, но делать это качественно».
• Патрик Шик/Лукас Аларио – завершитель. Слабо задействован в позиционном владении, мало спускается вниз, идет первым темпом под кроссы и прострелы, хорошо играет головой.
• Мусса Диаби и Леон Бэйли – умные крайние нападающие. Отличные открывания за спину, постоянные попытки дриблинга (у Диаби он чаще скоростной, у Бэйли больше техники), много кроссов и создание ширины.
• Надим Амири – связующее звено. Передачи между линиями, диагонали и забросы за спину, дальние удары. Умный выбор позиции: чувствует, когда подняться ближе к штрафной, а когда выгоднее спуститься к опорнику. Бос говорил: «Мне нравятся футболисты, чей футбольный интеллект позволяет предвосхищать события». Амири ему точно симпатичен.
• Флориан Виртц – мотор. Бешеный объем работы, лидерство по прессинг-действиям, участие в любой позиционной атаке.
Драйвовый футбол «Байера» осенью восхищал гармоничностью. Есть типичная немецкая команда, которую тренирует идеалист-романтик, но нет и намека на наивный и неуместный прессинг, гигантские разрывы между линиями, проседания в физике в концовках матчей. Бос преодолевает проблемы с помощью удивительной многофункциональности футболистов. На выходе – команда, любящая контроль и умеющая своевременно остужать игру.
Из индивидуальных задач вытекает цельная система. Без мяча важны треугольники Синкгравен-Амири-Диаби слева и Ларс Бендер-Виртц-Бэйли справа. У Диаби есть опыт игры и латералем, и даже крайним защитником в четверке, для игрока атаки он крайне старательно отрабатывает сзади. Амири не блистает отборами и перехватами, его задача – либо держать позицию, либо персонально опекать соперника. Синкгравен заигрывается впереди, поэтому он особенно нуждается в помощи Диаби.
Бэйли обороняется хуже француза. Он неплох при интенсивном высоком прессинге, но расслабляется, когда «Байер» отходит назад. Тут решают Виртц и Бендер, которые восполняют недоработки Леона в защите. Баланс мгновенно исчезнет, если Амири и Виртца поменять местами – правый фланг станет плюшевым.
С мячом главный инструмент командного взаимодействия – качественная игра в пас первой линии атаки (вратарь + четверка защитников). При высоком прессинге соперника «Байер» охотно пользуется открываниями за спину Диаби и Бэйли и снабжает крайков передачами из глубины. Если против «Леверкузена» действует компактно прессингующая команда, активируется центральный нападающий – опция для заброса с последующей скидкой.
Ключевые фигуры – вратарь Лукас Градецки и центральный защитник Эдмонд Тапсоба. Будучи вторым голкипером Бундеслиги по передачам под прессингом (97), Градецки хорош как в розыгрышах накоротке, так и в длинных передачах на фланги Диаби и Бэйли или в центр на Шика или Аларио, при этом адресат зачастую получает мяч под прием, а не для скидки – удивительное исполнительское мастерство. Хладнокровный Тапсоба отвечает за сохранение мяча. Со вторым местом по пасам в лиге (1065) он выступает гарантом надежности даже при сильном давлении. Бос нуждается в таком игроке: «Когда мяч у нас, я спокоен. Моя нервная система не выдерживает потерь, я ощущаю физическую боль из-за переживаний».
«Леверкузен» не избегает созидания через кроссы. И у Шика, и у Аларио бывают проблемы с реализацией, но оба хорошо открываются. При навесах с насыщением штрафной часто помогает восьмерка с противоположного фланга, особенно преуспевает Флориан Виртц. 17-летний полузащитник еще весной стал самым молодым автором гола в истории Бундеслиги (правда, рекорд продержался всего полгода). Виртц ворвался в основу сразу после ухода Хавертца – и лишил Боса головной боли.
Тренера много хвалили за умный перевод Брандта и Хавертца в центр поля. Только голландец сделал это не из-за исключительной тактической гибкости – для 4-3-3 не хватало центральных полузащитников. Проблему решили десяткой и вингером с культурой владения.
Атакующий потенциал «Байера» взлетел мгновенно, но порой страдала защита. Брандт и Хавертц мастерски пользовались свободными зонами в центре благодаря широким позициям крайних нападающих, но с позиционной выдержкой без мяча возникали трудности. Если соперник разбивал высокий прессинг, оба не спешили на помощь одинокой шестерке.
Боса глупо ругать, до его назначения все было плохо и в защите, и в нападении. Он грамотно использовал богатые атакующие активы, не предавая собственные принципы. Взаимоотношения Боса и Хавертца – это удивительный пример профессионализма. Хавертц – не игрок-функция, которых так обожает голландец. Но тренер понимал, какой талант вырастил «Байер», и был в вечном поиске его лучшей позиции: и центральный полузащитник, и правый нападающий, и ложная девятка (даже очень удачно).
А Виртц – идеальная восьмерка для атакующих 4-3-3. Он не ставит владение самоцелью, отважно рискует с обострениями, хорош в дриблинге, устойчив под прессингом, с удовольствием отрабатывает в обороне. Флориан для Боса – как Джованни Рейна для Фавра (был). «Он настолько хорош, что я просто боюсь сделать его хуже своими разговорами. Рано или поздно в его карьере наступит первый тяжелый момент – и вот тогда я буду ему нужен. И мы с ним побеседуем», – рассуждал голландец.
В топ-20 лучших дриблеров лиги у Виртца лучший процент успешности действий (75%), он уже сейчас элитно оценивает ситуации, а техника позволяет воплощать смелые замыслы. Дерзкий стиль окупается неординарным мышлением. Виртц играет в страстный футбол – сильно переживает неназначенные фолы, ругает себя за ошибки, но никогда не переходит черту и не скатывается до необъяснимой агрессии.
Стандарты «Байера» – лучшие в Европе. Рецепт: вариативность + хорошие завершители + ловушки
Никто в топ-5 лигах Европы не забивает с угловых и штрафных больше «Байера» – 10 голов в 14 турах. Для понимания силы стандартов – в еврокубках «Байер» тоже всех уничтожает (6 мячей).
В последние годы «Байер» никогда не выделялся убийственными стандартами и обычно забивал 10-12 мячей за сезон. Все изменил Роб Маас, попавший в клуб в августе 2020-го. Он работает помощником главного тренера и отвечает за стандарты. С Босом Маас уже сотрудничал – с 2014 года по 2016-й трудились в голландском «Витессе». Спортивный директор «Байера» Симон Рольфес высоко оценил сотрудника: «Мы наняли целеустремленного новатора, который даст клубу новый импульс».
Подписание Мааса – главный летний трансфер. Бос избегает анализа угловых и штрафных в медиа и обходится дежурными фразами: «Мы тщательно изучили нашу работу на стандартах в прошлом сезоне и поняли, что можно улучшить».
Успех «Байера» состоит из трех компонентов: техническое разнообразие исполнителей (Бэйли, Амири, Демирбай), легион отлично играющих на втором этаже (Аларио, Шик, Та, Драгович, Баумгартлингер, братья Бендеры) и простые, но действенные заготовки.
Главным по стандартам в первых турах был Керем Демирбай. Его подачи – самые сложные по исполнению. Он чередует навесы с закручиванием в створ и от створа, высоко поднимает мяч, который резко теряет высоту. В штрафной: 3-4 игрока в зоне пенальти, 1-2 на линии штрафной в опорной (один забегает вперед, часто на дальнюю штангу), еще один – на ближней (движется в сторону углового флажка и уводит за собой соперника).
Демирбай обычно направляет мяч чуть дальше зоны пенальти. Идеальный адресат – бегущий с линии штрафной. Его задача – освободиться от персональной опеки и вырваться на свободное пространство за сутолокой в эпицентре.
У Бэйли все иначе – он подает гораздо ниже, мяч набирает скорость по мере полета и не опускается на голову, а врезается. Поэтому и расставляется «Байер» по-другому: 4 игрока на линии штрафной, один игрок – в опорной, еще один караулит ближнюю. Двигаются по мячу. Работает отлично – при хорошем навесе все решает выигранное единоборство.
А что с заготовками? Самая любопытная – ложное забегание при навесе со штрафного. Вот пример из игры с «Аугсбургом»: Эдмонд Тапсоба (не самый сильный игрок на втором этаже) начинает движение в сторону ворот еще за пару секунд до подачи Амири. Он начинает с шагов – и защитники следуют за ним, опасаясь, что он займет лучшую позицию. Тапсоба каждый следующий шаг делает быстрее – он уже точно в офсайде, но защитники по инерции делают еще одно-два движения вперед. Нюанс в том, что в темпе защитников двигался Лукас Аларио. Относительно окружающих его соперников он в офсайде, но последовавшие за Тапсобой игроки обеспечили аргентинцу онсайд. Аларио спокойно разбегается и без помех забивает головой.
Из примечательного – обманные групповые движения: 3-4 футболиста движутся на дальнюю штангу, а подача идет на ближнюю, откуда игрок атаки отправляет мяч в дальний угол. Даже в случае промаха трафик настолько высок, что можно зацепить рикошет или отскок.
Отлично работают короткие розыгрыши. Бэйли и Амири регулярно отказываются от навеса в пользу быстрого паса, а соперники редко отправляют на подстраховку больше одного игрока. Простая математика: формально подстраховка под короткий розыгрыш есть, а «Байер» все равно остается в выигрышной ситуации 2-в-1. Отсюда: и качественные забросы на дальнюю штангу с угла штрафной, и убийственный обводящий удар Бэйли с 30 метров. Потому что даже для стандартов нужен уникальный подход.
Обратите внимание – Бэйли побежал праздновать вместе с тем самым Робом Маасом и после игры похвалил его в прессе: «Маас научил нас разнообразию в исполнении стандартов, я отблагодарил тренера за помощь».
У «Байера» нет ротации – весной будет тяжело. Пока Бос тщательно маскирует проблемы
В Бундеслиге «Байер» занимает 17-е место по количеству замен (52). В конце ноября в матче против «Герты» скамейка выглядела удручающе: два вратаря, три защитника и 17-летний нападающий с нулем минут за первую команду.
Между Аларио и Шиком нет борьбы за основу – играет тот, кто здоров. Венделл всухую проигрывает конкуренцию Синкгравену – бразилец не встраивается в треугольник и в атаке неприемлемо эгоистичен. Справа обитает одинокий и травматичный Ларс Бендер, после потери Арьяса у «Байера» нет номинальных правых защитников. В опорной зоне царствует Баумгартлингер, а главная шестерка «Байера» Чарлес Арангис опять лечится. Аргентинец Паласиос, играющий везде в центре поля, тоже слег.
Есть здоровый Керем Демирбай (самый дорогой трансфер в истории «Байера») и травмированный до февраля Карим Бельараби, но пользы от них мало. Демирбай банально слабее основных игроков: не так хорош в обороне, как Баумгартлингер, проигрывает Амири в чтении игры и не дает объема уровня Виртца. Бельараби – пока худший игрок «Байера» в сезоне. Бэйли быстро вытеснил Карима из старта, а в роли запасного немец окончательно потух. Сейчас у «Леверкузена» нет альтернативы основным крайним нападающим, и Босу везет, что хотя бы Диаби и Бэйли остаются здоровыми.
Но весной придется отдыхать даже железным крайкам: «Байер» отправится в 5-месячный путь с 21 матчем в Бундеслиге, борьбой в Кубке Германии и надеждами на поздние раунды в Лиге Европы. Нужны либо игроки под ротацию, либо пустой список травмированных (у «Леверкузена» это большая редкость даже в славные времена).
Пока календарь обещает большие проблемы в будущем, Бос решает трудности настоящего. Атаку «Байера» нельзя переоценивать. Больше в Бундеслиге забивает только «Бавария», «Дортмунд» и «Унион», но по многим метрикам «Леверкузен» далек от лучших показателей. 30 голов при 19,3 xG – фантастическая реализация моментов. Тренер ратует за индивидуальные действия: Амири, Демирбай, Бэйли, Виртц и даже Ларс Бендер не стесняются стрелять из-за штрафной.
У «Байера» мало матчей с 90-минутным уничтожением соперников. «Леверкузен» лучше всех в Бундеслиге проводит первые таймы (8 побед, 7 ничьих) и явно сбавляет темп в концовках. Есть намеренный отказ от постоянного давления, которое так любил Бос до пандемии. Здравый смысл важнее принципов.
Никакая защита не будет надежной, если в составе есть Джонатан Та. Ларсу Бендеру в роли правого защитника катастрофически не хватает скорости. Дэйли Синкгравен много суетится и играет без головы. Проблема с высоким блоком исчезнет только вместе с самим высоким блоком. Это один из тех недостатков, ценой которых «Байер» добывает преимущества в атаке. Главная задача Боса – минимизировать провалы грамотным командным движением. Защитники должны строго держать линию офсайда, а полузащита и нападение без мяча – сохранять компактность и своевременно прессинговать. Пока получается – у «Байера» второй PPDA в лиге.
Бос не брезгует гибридностью – в прессинге «Байер» регулярно переходит на 3-1-4-2 (Бэйли поднимается к форварду, Ларс Бендер и Диаби контролируют фланги, Синкгравен – левый центральный защитник в тройке). «Леверкузен» успешно врубает персональную опеку. Защита не превращается в крепость, но в сезоне еще никто не растерзал проблемную на бумаге оборону.
***
21 ноября «Байер» победил «Арминию» 2:1, победный гол на 88-й минуте забил Александар Драгович. «Леверкузен» пропустил от команды, которая не нанесла ни одного удара. Вышло чудовищно нелепо – Вайзер отдал назад Градецки (не в створ), мяч подскочил прямо перед вратарем и срезался в ворота. «Байер» из анекдотов и преданий с большой вероятностью этот матч и вовсе бы проиграл.
Но этот «Байер» победил. После игры Бос посмеялся с Градецки, а Бэйли защитил вратаря в медиа. Два года назад после вылета из Кубка Германии от «Хайденхайма» Бос говорил: «Мне кажется, только люди, которые совсем не разбираются в футболе, используют понятие менталитет. Так они объясняют, почему проиграл фаворит. Не нужно разбираться в ходе игры, отслеживать тенденции, следить за сменой формаций и перемещениями игроков. «Менталитет» – и готово!».
После победы над «Арминией» понятно – у этой команды есть еще что-то кроме подвижных восьмерок, стандартов и качественного высокого блока.
Весной пуховик не наденешь.
Афганец из «Байера» прошил вратаря пяткой – кажется, это пока лучший гол 2021-го
Фото: globallookpress.com/v Hertha BSC Mika Volkmann via www.imago-imag/www.imago-images.de, Moritz Mueller via www.imago-ima/www.imago-images.de, firo Sportphoto/Ralf ibing, Sascha Schuermann/dpa; Gettyimages.ru/Ronny Wittek – Pool
Более тупого и смешного начала поста я не встречал никогда.