Трибуна
14 мин.

Вингер «Антверпена» добивается ухода провокациями: пришел на стадион в футболке «Андерлехта», изрисовал раздевалку, прогулял тренировку из-за татуажа

Чего только ни вытворяет.

В прошлом сезоне полузащитник «Антверпена» Дидье Ламкель Зе регулярно играл под руководством Ласло Белени, но летом потерял место в основе с приходом Ивана Леко и оказался в дубле. Недавно Леко принял предложение «Шанхай СИПГ» и уехал в Китай, а «Антверпен» возглавил Франк Веркаутерен (привет, «Крылья Советов»). Впрочем, камерунец уже окончательно решил покинуть старейший клуб Бельгии – и ради этого готов пойти на крайние меры.

«Смена тренера ничего не меняет. Моя история в «Антверпене» окончена, – утверждает Дидье. – Я хотел уехать еще летом, но клуб меня не отпустил. То, что меня не включили в заявку на Лигу Европы, было проявлением крайнего неуважения. Это очень меня задело, а руководство не ответило на мои вопросы. Тогда я понял, что места в клубе мне больше нет».

Контракт Ламкеля Зе рассчитан до 2023 года, поэтому «Антверпен» хочет заработать на его трансфере. Так, в декабре игроком заинтересовался «Панатинаикос», где сейчас как раз работает бывший тренер «Антверпена» Белени. Ламкель Зе предложение с радостью принял (и даже опубликовал в сторис коллаж со своей фотографией в футболке греческого клуба), а вот руководство выдвинуло завышенные финансовые требования, и сделка сорвалась.

При этом у футболиста были далеко не идеальные отношения с Белени в «Антверпене». Бесконечные выходки Дидье утомляли и раздражали даже мягкого и терпеливого румына. Что же такого он творил? Загибаем пальцы (предупреждаем, что на руках не хватит).

В апреле 2019 года Ламкель Зе в добавленное время ударил в горло полузащитника «Стандарда» Поля-Жозе Мпоку и получил прямую красную карточку. Тогда на Дидье сильно не ругались, поскольку за полчаса до этого он забил победный гол. Полузащитника отстранили на четыре матча, но благодаря апелляции удалось сократить дисквалификацию до одной игры. Это было уже в плей-офф, а в регулярном чемпионате Дидье пропускал матчи дважды: сначала за удаление в матче с «Остенде», а через три недели – из-за перебора желтых карточек.

Тем летом Ламкель Зе, оформивший 4+4 в 29 матчах, решил, что его недооценивают, и отказался приходить на тренировки, пока ему не повысят зарплату. В «Антверпене» просто отправили его в дубль на перевоспитание. «Все зависит от него самого. Клуб достаточно шел ему навстречу, но шагов со стороны Дидье пока так и не дождался», – говорил тогда ассистент главного тренера Вим де Деккер.

В итоге конфликт удалось сгладить. Ламкель Зе вернулся в стартовый состав на матч против «Сент-Трюйдена», здорово себя проявил и заработал пенальти. «Он – фантастический футболист и первоклассный вингер. Одинаково хорошо работает обеими ногами, обводит соперников, отрабатывает в обороне – ну просто мечта любого тренера. Он может делать все, если захочет, но ему не хватает целеустремленности и концентрации. Нужно завязывать с ненужными шоу», – отмечал аналитик Арнар Видарссон.

Казалось, что Дидье исправился, но не тут-то было. Празднуя победный гол в ворота АЗ, он забрался на ограждение трибуны и получил вторую желтую карточку. «Антверпен» остался вдевятером, поскольку в первом тайме два предупреждения за три минуты получил Мбокани, и вылетел из Лиги Европы по сумме двух встреч. «Я не ожидал такого безответственного поведения от Мбокани, а вот Ламкель Зе не впервые допускает такие ошибки. Это было просто глупо», – отчитал игроков полузащитник Лиор Рефаэлов.

В следующем матче лиги против «Зюлте-Варегема» Дидье не сыграл: за день до игры он на тренировке устроил потасовку с вратарем Синаном Болатом. «Мы не включили Ламкеля Зе в заявку, чтобы защитить его от самого себя», – объяснил спортивный советник Свен Жак, а спортивный журналист Петер Ванденбемпт в эфире шоу Extra Time заявил: «У него есть абсолютно все, кроме головы на плечах».

После порции критики Дидье снова заслужил аплодисменты, оформив дубль в ворота «Серкля», а также долгожданный улучшенный контракт – как раз тогда, в октябре 2019, соглашение продлили еще на сезон. Воодушевленный вингер тут же забил «Кортрейку», получив при этом желтую карточку за демонстрацию футболки с надписью «Ламкель Зе успокоился», и «Генку». «Теперь вы откроете для себя нового Дидье», – заверил африканец.

Но взялся за старое: в матче с «Брюгге» после автогола Миньоле он побежал к трибуне с фанатами «Брюгге», приложив ладони к ушам – такая провокация обошлась ему пятой желтой карточкой в сезоне, которая привела к дисквалификации. Зато в начале декабря Дидье поучаствовал в гостевом разгроме «Васланд-Беверена» и отметил дубль, достав из гетры бумажку со своими инициалами – LZ7.

Ламкель Зе объяснил: «Я веселый парень. Тренер считает, что я слишком много шучу, но я умею проводить грань. Когда выхожу на поле, я серьезен. Бумажку с надписью LZ7 мне дали болельщики. После голов я часто снимаю футболку и получаю желтые карточки, вот они и придумали такой выход из положения». Белени решение не оценил: «Не думаю, что такое празднование было уместным. Это ребячество. Большому игроку не нужны бумажки, чтобы показать свою ценность для команды. Дидье прогрессирует, но его пока что нужно направлять».

Направлять Дидье действительно следовало, поскольку в четвертьфинальном матче Кубка Бельгии против «Стандарда» он снова решил задирать фанатов соперника – это привело к потасовке на поле в добавленное время. «У него звериная натура. Постоянное желание самоутвердиться, быть в центре внимания. Если этого не происходит, он не чувствует себя комфортно. Этот парень – особенный. Имя ему идеально подходит. Его бы никогда не могли назвать каким-нибудь Яном Янссеном», – написал тогда в колонке Ванденбемпт.

Выходки Ламкеля Зе в турнире на вылет можно было оправдать рвением к победе, а вот то, что он сделал в товарищеском матче с командой Ассоциации профессиональных футболистов Испании на зимних сборах, – вряд ли. Уже на десятой минуте игры он умышленно зарядил сопернику сзади по голени и был удален. «Новый год, все тот же Ламкель Зе», – так описала фол Sporza.

Защитник «Антверпена» Уэсли Худт был в ярости и высказался: «Нужно срочно решать эту проблему, потому что дальше так продолжаться не может. Ламкель Зе снова оказался в центре внимания, хотя этого совершенно не заслуживает. Таким поступкам не место на футбольном поле и уж тем более в товарищеских матчах».

«Мне уже некуда больше седеть, – грустно пошутил главный тренер Белени. – Я не знаю, что делать с Дидье. Может, я в ином случае и не стал бы переживать из-за удаления в тренировочной игре, но беда в том, что Ламкель Зе не отвечает определенным требованиям мира, в котором мы живем. Нужно ко всем относиться с уважением, а он этого не делает – и это хуже, чем красная карточка».

Дидье и не думал раскаиваться. После матча он написал в сториз: «Я постоянно слышу и читаю: Ламкель Зе то, Ламкель Зе се... Будто меня в тюрьму посадили! О чем вы будете писать, когда я уеду из Бельгии? Мне плевать, что про меня говорят. Главное – повеселиться. Для меня важны только футбол и семья. Лев никогда не умирает, а я – лев».

Уэсли Худт отказался комментировать отношения команды с хулиганом, чем косвенно подтвердил конфликт: «Не собираюсь тратить ни единого слова на Ламкеля Зе». Аналогично ответил и Лиор Рефаэлов после первого полуфинального матча Кубка Бельгии против «Кортрейка». В начале второго тайма «Антверпен» получил право на пенальти после фола Голубовича против Юклереда. Ламкель Зе схватил мяч и к недовольству Белени вызвался бить сам, хотя на поле были штатные исполнители стандартов Мбокани и Рефаэлов. Дидье пробил по центру, Якубех отразил удар. Вскоре камерунец ушел на замену под свист и гул фанатов.

«Говорить о Ламкеле Зе я больше не хочу. Спросите о нем у тренерского штаба», — заявил после матча капитан «Антверпена». «Вы сами всё видели, — сказал Ласло Белени. — Я все еще не понимаю, что делать с Дидье. Он хотел в очередной раз устроить шоу, привлечь к себе внимание. Я злюсь на него, но еще больше я злюсь на Мбокани и Рефаэлова, ведь они по очереди исполняют пенальти уже примерно два года. То, что они позволили пробить кому-то другому, большая ошибка. Что это: слабость, бесхребетность? Не знаю. Хотя у меня есть одно подходящее словечко, но мне лучше его не произносить».

После матча с «Кортрейком» Ламкель Зе все-таки извинился перед командой и болельщиками «Антверпена» в инстаграме: «Прошу прощения за случившееся. Надеюсь, что мы будем вместе в ответном матче и завоюем путевку в финал».

«Ситуация стала неприемлемой, – сказал бельгийский комментатор того матча Эдди Демарез. – Да, Ламкель Зе – исключительный футбольный талант, он гораздо лучше атакует с фланга, чем Миральяс, Бенсон или Родригес. Он может делать то, на что в Бельгии способны лишь немногие, именно поэтому Белени раз за разом возвращает его в состав, но даже он уже устал. Дидье совершенно непредсказуем и создает команде неприятности. Боюсь, что нет другого выхода, кроме как избавиться от него».

37 с лишним тысяч пользователей сайта Sporza ответили на вопрос, что «Антверпену» делать с Ламкелем Зе. 40% предложили продать его уже зимой, 21% – просто немедленно выгнать, 16% – перевести в дубль, 13% – понять и простить, а еще 10% – продать летом. 13% респондентов явно были оптимистами, потому что Ламкель Зе, естественно, снова накосячил, хоть и случайно. Перед февральским матчем против «Брюгге» он поделился в сториз фанатским коллажом, где стоит в короне – вот только не убрал англоязычное оскорбление в адрес соперника.

«Антверпену» пришлось тут же публиковать пресс-релиз: «Это никоим образом не соответствует ценностям и стандартам нашего семейного клуба. Мы установили четкую политику в отношении социальных сетей: игроки должны подавать положительный пример. Дидье не говорит по-английски и не мог правильно оценить возможные последствия. Он сам удалил пост и хочет принести искренние извинения».

Ламкель Зе заново опубликовал коллаж, но предварительно замазал оскорбление, а следом разместил фото, где обнимается с главным тренером «Брюгге» Филиппом Клеманом. Все сработали грамотно и оперативно, инцидент был исчерпан.

«Антверпен» проиграл «Брюгге». Ламкель Зе невзрачно отыграл весь матч. Журналисты успели уловить и записать обрывки гневной речи Худта: «...В инстаграме он строит из себя крутого, а потом выходит и играет вот так, черт побери!» – очевидно, что Уэсли имел в виду именно Дидье, но на флеш-интервью отказался называть его имя: «Не буду ни на кого показывать пальцем. Это не мое дело. Я просто говорю, что в нападении мы сегодня были никакими».

«У меня нет ни инстаграма, ни фейсбука, поэтому мне сложно прокомментировать предматчевую ситуацию, – сказал 67-летний тренер. – Я просто в очередной раз прошу Дидье повзрослеть. Давайте закроем тему, уже сказано достаточно». Как сказал Белени, седеть ему больше было некуда.

И все же при Ласло полузащитник получал регулярную игровую практику. С румынским тренером «Антверпен» финишировал четвертым в чемпионате и вышел в финал Кубка Бельгии, однако в мае руководство решило с ним расстаться. Ламкель Зе трогательно попрощался с Белени в любимом инстаграме, которого у тренера нет: «Отец уходит. Со мной порой было непросто, я знаю, но я все равно хочу поблагодарить тебя и пожелать удачи в будущем».

На первой тренировке под руководством Ивана Леко футболист не появился: ему сделали трихопигментацию, то есть имитацию волос на голове посредством татуажа, и запретили активно заниматься спортом в течение недели. За прогулы Дидье перевели в дубль, после чего он снова выступил в инстаграме: «Сейчас я не думаю о финале кубка. Если я не получу того, о чем прошу, уйду. Если во мне заинтересованы – поговорим. У меня нет проблем с новым тренером».

И действительно, стороны нашли общий язык, Ламкель Зе вернулся к тренировкам с первой командой, здорово отыграл финал и выиграл с «Антверпеном» Кубок Бельгии. «У медали две стороны, – размышлял автор победного гола Лиор Рефаэлов. – Дидье силен, быстр и техничен, может забивать обеими ногами и головой, но он должен уважать одноклубников. В уходящем сезоне он вел себя некрасиво. Мы много об этом разговаривали, Если он хочет выйти на новый уровень, ему нужно изменить образ жизни.

Я пытался объяснить ему, что можно говорить в интервью, а что – нельзя, а он воспринял это как покушение на его свободу личности. Я был бы счастлив, если бы с ним каждый день работал психолог. Потому что будет обидно, если он так бездарно растратит божий дар. От нас, игроков, не зависит, останется он или нет. Но приход Леко – возможность начать все с чистого листа. Ламкель Зе хочет измениться? Пусть это покажет, и тогда он поможет и себе, и нам всем».

И Дидье вроде как стал это показывать. Когда у капитана «Мускрона» Алессандро Сиранни свело ногу, именно Ламкель Зе подошел и помог снять судороги. Впрочем, хороший человек – не профессия. Раскол все-таки случился. «Леко – фанат дисциплины, поэтому Дидье перестал попадать в заявку, – объяснил Рефаэлов. – Да, он один из лучших в Бельгии, но помогает ли он команде? Мы все пытались подтолкнуть его в правильном направлении. Я лично сделал все, что мог. Есть правила, которые нельзя нарушать. Очень жаль, что Ламкель Зе губит потенциал своим ужасным поведением, но без него атмосфера в команде явно улучшилась».

«Он просто не пришел на тренировку, – сказал Леко перед октябрьским матчем против «Зюлте». – До этого приходил, когда хотел. Мы все ошибаемся, все опаздываем, но нормальный человек извиняется и старается исправиться, а Ламкель Зе – нет. Я возился с ним четыре месяца. С меня хватит. Никто не смеет ставить себя выше команды». Дидье не сильно расстроился, что его не вызвали на игру с «Зюлте», и пошел зрителем на домашний матч принципиального соперника «Антверпена» – «Берсхота». И, конечно же, показал в инстаграме, где находится.

Ламкель Зе выждал месяц, а в ноябре набросился на тренера в интервью: «Леко меня не уважает. Кем он себя возомнил? Он составил представление обо мне еще до того, как подписал контракт с «Антверпеном», и даже не попытался узнать меня получше. Слушайте, в дубль меня отправил не Леко! Это был мой осознанный выбор, чтобы получить игровую практику. И я никогда не слышал жалоб на мое отношение к делу. Пусть он не ждет, что я сделаю первый шаг, потому что у меня тоже есть гордость.

Я молюсь, чтобы ближайшие месяцы пролетели быстро, и надеюсь, что зимой обрету новый вызов. Мне подойдет даже аренда на полгода. Кто знает, может, я забью там 10 или 15 голов. Есть ли у меня предпочтения? В целом – неважно, куда ехать, но сам бы я хотел остаться в Бельгии. Думаю, что нравлюсь фанатам «Андерлехта», «Стандарда» и «Берсхота». «Берсхот» сейчас входит в число лучших. Если они сделают достойное предложение, я имею полное право уйти, как и имел полное право сходить на их матч».

Это высказывание стало последней каплей. Группировка фанатов Antwerp Dynamite вывесила на стадионе баннеры, адресованные Дидье, с призывами убираться восвояси. Что было дальше, вы уже знаете. Сделка с «Панатинаикосом» сорвалась, Леко улетел в Шанхай, но Ламкель Зе не оставляет попыток уйти и на прошлой неделе подлил масла в огонь: пришел на стадион «Антверпена» в футболке «Андерлехта», хотя утреннюю тренировку отменили. Внутрь футболиста не пустила охрана, но он проник через черный ход и маркером несколько раз написал на стенах раздевалки «LZ был здесь».

После этого Дидье в инстаграме предупредил, что на следующий день придет в футболке «Берсхота», но вместо этого записал видеообращение с покаянием: «Хочу извиниться перед клубом и болельщиками, потому что они были великолепны и всегда меня поддерживали. Я так поступил, потому что меня накрыло волной мыслей. У меня сейчас непростой период. Клуб может на меня рассчитывать. Если я окажусь нужен новому тренеру, тут же откликнусь. Надеюсь, скоро мы увидимся на поле». Кажется, где-то это мы уже видели и слышали.

Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, Bruno Fahy/ZUMAPRESS.com, Jasper Jacobs/Keystone Press Agency; twitter.com/Copa90/Walter Saenen