Безумный год РПЛ: провал с расширением, «Роспотребнадзор-чемпионат», сила РФС, долги «Тамбова»
50 фактов о жизни нашей лиги в 2020-м – и почти все хочется забыть.
1. Год начался удивительно: клубы проголосовали за расширение РПЛ до 18 команд. Хотя на руках были доказательства неэффективности такой реформы (падение телерейтингов, экономический ущерб – 872 миллиона рублей), а прошлую попытку раздвинуть лигу заблокировал исполком РФС. Против расширения выступили только «Зенит» и «Спартак», за – 10 клубов, еще 4 – воздержались.
2. 14 января «РЕН ТВ» сообщил о допросе Прядкина в следственном департаменте МВД по делу о матче «Чайка» – «Черноморец». Детали не раскрывались.
3. Спустя два дня Прядкина досрочно переизбрали президентом РПЛ на пять лет. Клубы объявили голосование внезапно, в конце обычного общего собрания. Это противоречило правилам (например, о выборах надо уведомлять за 40 дней), но клубы нарушение не смутило. Да и лига даже спустя неделю заявляла, что все в порядке. Пока 24 января не случилось кое-что важное.
4. РФС признал переизбрание Прядкина неправомерным. Решение обнулили, а на март назначили новые выборы.
5. Тут же Прядкина выдвинули заново – причем все 16 клубов. Сами выборы 17 марта обессмыслились. Единогласное переизбрание единственного кандидата.
6. А что же расширение? Сначала яростно отреагировал Леонид Федун. Он сказал, что для увеличения доходов обязательно надо было вводить модель плей-офф, и обвинил клубы в некомпетентности: «У руководителей многих команд появится возможность торговать играми <...> Но задача-то какая у тех, кто голосовал? Остаться в Премьер-лиге. Деньги волнуют только две команды – меня и «Краснодар». А всем остальным...»
А что остальным? «За счет лидеров ФНЛ уровень РПЛ точно не упадет», – отвечает Гурам Аджоев из тульского «Арсенала».
7. Потом расширение притормозил РФС (именно исполком утверждает такие базовые вопросы). Генсек Александр Алаев сказал: «Нужно понимать, что для игры 18 команд в РПЛ с адекватной ротацией мы должны иметь хотя бы 25 клубов, которые соответствуют по инфраструктурным и финансовым критериям уровню РПЛ. На данный момент экономической базы для такой реформы у нас нет».
На февральском заседании исполкома расширение толком не рассматривали – иначе все закончилось бы унизительным отказом, как в 2019-м. По словам Прядкина, дальше создали «рабочую группу», которая должна была оценить разные варианты. Пандемия все эти разговоры приостановила.
8. В феврале у РПЛ появился титульный спонсор – впервые за полтора года. «Тинькофф Банк» платит лиге 300 миллионов рублей, еще 75 млн получает «Матч ТВ». Многие говорили, что это мало, но споры бессмысленны, пока лига не доказала всем свою рыночную эффективность, а контракт с подвижным банком – как раз хороший шанс.
Отдельно отметим историю контракта. Сначала «Тинькофф Банк» обсуждал спонсорство сборной России с РФС, но Дюков свел его с РПЛ.
9. Еще в РПЛ новый чемпионский кубок.
10. В середине марта чемпионат встал на паузу – и вернулся только спустя три месяца, 19 июня.
11. Было много споров – некоторые клубы вообще не хотели доигрывать. Леонид Федун говорил, что при пустых трибунах клуб будет жить в убыток, и не видел в этом никакого смысла. По данным Нобеля Арустамяна, также в апреле об отказе от доигровки задумывались «Динамо», «Урал», «Крылья Советов», «Оренбург», «Тамбов», «Уфа», «Ахмат», «Арсенал» и «Рубин». Обсуждался даже вариант с определением итоговых мест по таблице первого круга. Но РФС и РПЛ убедили всех играть.
12. Шамиль Газизов – тогда еще босс «Уфы» – предлагал превратить рестарт РПЛ в реалити-шоу. Собрать все команды в одном или нескольких городах, закрыть на территории нескольких отелей – и показывать все, что происходит вокруг. План не реализовался.
13. В итоге футбол вернули в уникальном формате «2 тура в неделю». И хотя сначала все долго говорили, что играть будут при пустых трибунах, стадионы – по согласованию с правительством – открыли, сначала до 10% вместимости. Чтобы вернуть легионеров, РФС и РПЛ общались с ФСБ, МВД и другими структурами. Например, три игрока «Спартака» въехали в Россию на велосипедах из Финляндии – педали крутили 10 км.
14. РФС предлагал клубам закрыться на базах, чтобы не заразиться перед возвращением чемпионата, но вариант отпал из-за крайне слабой инфраструктуры: примерно семи клубам было негде нормально жить. Например, «Оренбург» тренировался на стадионе, потому что его базу превратили в коронавирусный обсерватор. В итоге игроки перемещались более-менее свободно: кто-то заразился, собираясь компанией из 4 человек в машине, кто-то – отмечая победу в караоке.
15. Первым заполыхал «Ростов». Вспомним главное:
• 12 июня заболел Хорен Байрамян, клуб не закрылся на карантин, заразились еще минимум пятеро игроков – и только 17 июня клуб официально уведомил лигу о проблемах. Разрешение на игру «Ростов» от Роспотребнадзора не получил, закрыли всю основу и молодежку (они множественно нарушали регламент подготовки) – лететь в «Сочи» было некому.
• «Ростов» хотел переноса игры на единственную свободную дату (19 июля) – «Сочи» (точнее, лично Борис Ротенберг) отказался. РПЛ выступала за техническое поражение «Ростова», но оказалась заложницей своей недальновидности: четких формулировок на такой случай в регламенте не предусмотрели, зато были цитаты из нормативов для салонов красоты.
• В какой-то момент РПЛ превратилась в молчаливого зрителя: регламент нечеткий, решения принимает не она. Центр силы сместился в РФС, и Дюков разрешил «Сочи» и «Ростову» договориться. «Я посчитал, что столько сил было потрачено – и теперь взять и записать 0:3 как-то не по-спортивному, пусть сыграют, пусть попробуют. Это была моя инициатива, – рассказывал в июле Дюков. – Это было мое решение, и к этому Сергей Геннадьевич не имеет никакого отношения. Прав ли я? Сейчас не уверен. Но не Сергей Геннадьевич Прядкин ко мне пришел с этим решением. Его позиция была другой: нельзя давать возможность переносить матчи».
• Но это а) не отменяет слабость лиги в ключевой момент, б) прозвучало спустя месяц после кризиса. В прямом эфире РПЛ молчала и получила кошмарные 10:1, которые обсуждали даже те, кто возвращения футбола не ждал.
16. Изначальный регламент был проработан слабо – РПЛ и РФС 21 июня пришлось выпускать отдельное заявление, поясняющее, что даже массовое заражение коронавирусом в таких условиях нельзя считать форс-мажором, так как ситуация целиком уникальная. Многие июньские споры были связаны как раз с тем, что эта трактовка была устной и понятийной, но не закрепленной в документах. Рестарт оголил проблемы с подготовкой.
17. Поэтому РПЛ погрузилась в хаос. Четыре случая заражения в командах – четыре разных решения. «Ростов» сыграл школьниками, «Динамо» договорилось с «Краснодаром» о переносе (удалось благодаря ВТБ, который выкупал «Магнит» у Сергея Галицкого), «Уфа» при сомнительном тесте игрока вышла полной основой, «Оренбург» получил технические 0:3.
18. Через четыре дня после великой игры «Сочи» – «Ростов» Сергей Прядкин дал интервью Илье Казакову на «России 24». И сказал там: «Я чуть-чуть не согласен, что со стороны РПЛ было молчание. Накануне рестарта чемпионата мы провели большую пресс-конференцию совместно с РФС. Она шла более полутора часов. Я бы не сказал, что Премьер-лига или клубы закрылись».
Верно, до рестарта РПЛ не молчала, а сразу после – молчала. Чуть-чуть не соглашаться – бессмысленно.
19. Первый тур после рестарта превратился в позорное игнорирование или незнание регламента – в каждом матче каждая команда нарушила значимые правила. Sports.ru собрал их все, изучив все кадры трансляций и тысячи фотографий, но КДК не обратил внимания на наш текст, потому что мы не прислали распечатку с печатью и подписью. 2020 год.
20. Если в случае с «Ростовом» почти все решал РФС, то уже в двадцатых числах июня мы узнали, что истинная власть – в руках Роспотребнадзора. Региональные органы сами решали, кого изолировать при заболевании (никакого политического лобби РФС не хватило, чтобы договориться о методиках определения контактной группы как в АПЛ), допускать ли команды до матчей и так далее. Например, «Урал» однажды полчаса ждал решения РПН о матче с «Оренбургом», сидя в автобусе у аэропорта, а перед игрой тульского «Арсенала» с «Динамо» родилась уникальная формулировка: нет зараженных коронавирусом среди тех, кто готовится к матчу. Хитрее не придумать. В новом регламенте все прописано гораздо четче: может ли играть команда, решает Роспотребнадзор. Все честно. Летом было много суеты.
21. «Ростов» воевал с РПЛ. «Лига самоустранилась, столкнув лбами два клуба и подставив «Сочи» под шквал критики», – написал клуб на официальном сайте.
«Раньше был Росгосстрах-чемпионат России, а сейчас Роспотребнадзор-чемпионат России. Кто договорился с Роспотребнадзором, а кто не смог договориться. Кто скрыл больных, а кто не скрыл. Кого закрыли на карантин, а кого не закрыли», – добавил Карпин.
22. Прядкин обратился в комитет по этике, так как слова Карпина наносят «ущерб деловой репутации РПЛ и российской Премьер-лиге как спортивному проекту». Карпин иронизировал уже в инстаграме: «Ух ты.😳 Оказывается, у нас есть президент РПЛ, который заботится об имидже российской Премьер-лиги🔥».
Итог спора – тренера «Ростова» оштрафовали на 100 тысяч рублей.
23. «Крылья Советов», вылетая в ФНЛ, предложили все-таки экстренно расширить Премьер-лигу до 18 команд – как же так, стадион ЧМ вылетит во второй дивизион. О поддержке клубы просил сам губернатор Самарской области, но голосование провалилось: всего 2 команды проголосовали за.
24. Были и другие неловкие моменты. Например, из проекта нового устава РПЛ исчез пункт о том, что клубы могут сменить президента лиги по своей инициативе.
Сергей Прядкин заявил, что это была ошибка сотрудников, в интервью Игорю Рабинеру он пересказал беседу с юристом Борисом Лариным. «Сказал ему: «Боря, я только выполз из одного моря критики, так теперь попаду в другое?!» Вот скажите – я больной, чтобы делать такие вещи? Если бы мы действительно хотели тайно изменить устав, как вы думаете, я бы рассылал его?»
В устав, который утвердили клубы, пункт о смене руководителя вернулся.
25. Все это происходило на фоне слухов о недовольстве многих клубов Прядкиным. Существовала вероятность, что лигу возглавит Ашот Хачатурянц, сейчас руководящий судьями в РФС. Но Прядкин победил – хотя в конце июля и начале августа было непросто (инсайдер Сергей Егоров писал, что клубы получали просьбы поддержать Прядкина в медиа).
26. Тем временем в РПЛ зашли «Химки», которые 15 раз меняли решение, где им играть – в РПЛ, ФНЛ или вообще в ПФЛ. Лучшим эпизодом признаем цитату Сергея Юрана: «Место «Химок» в РПЛ продано, как мне сообщили. Есть договоренность, деньги на депозите». За этим ничего не последовало: Юран заявление слил, расследования не случилось.
27. РПЛ первой среди всех футбольных лиг начала продавать трансляции матчей по подписке в ютубе – только для международной аудитории. Два матча с английским комментарием в туре – 2,99 доллара в месяц, все матчи (но шесть с русским комментарием) – 4,99. Топ дальнего зарубежья по подпискам: США, Бразилия, Германия.
28. Еще РПЛ впервые за два с лишним года смогла продавать телеправа за границей (даже после ЧМ-2018 это было невозможно из-за суда с агентством IMG). Например, в Испании российский футбол показывает приложение Ла Лиги, в США – стриминговый сервис FuboTV (два матча тура), в Бразилии – сеть Band (4 матча в туре, 1 – на общедоступном канале). Всего в год РПЛ зарабатывает на продаже международных прав несколько миллионов долларов.
29. Пауза между сезонами в РПЛ получилась самой маленькой в мире – всего 15 дней (в три раза меньше средней по Европе). В августе команды снова играли по 2 раза в неделю.
30. В конце июля Валерий Газзаев выдал великолепное: ТВ-контракт РПЛ должен вырасти в 40 раз! Сергей Прядкин пообещал отдать Газзаеву 300 миллионов евро, если тот принесет контракт хотя бы на 400 млн.
31. На волне скандала с возможным строительством фарм-клуба «Спартака» в «Химках» клубы запретили массовые аренды: из одной команды можно забрать максимум двух игроков.
32. РПЛ признала Дзюбу и Азмуна лучшими бомбардирами сезона (по 17 голов), хотя это противоречило регламенту. Правила были просты: если у двух и более игроков одинаковое количество голов, выше тот, у кого меньше голов с пенальти (Азмун – 1, Дзюба – 7). «Мы посовещались внутри и решили, что нужно наградить обоих. Изучили опыт коллег – в прошлом сезоне в АПЛ вручили три «Золотые бутсы»! Мы решили поступить так же, а в следующем сезоне официально закрепить это в положении о премии», – сказал Прядкин.
33. В новый сезон РПЛ вошел и «Тамбов», которому обещали изгнание, если он не покажет реконструированный стадион. Область прикрывалась коронавирусными проблемами (хотя противоречила сама себе), лига и РФС поверили губернатору, отложив жесткие планы – а потом сильно пожалели. Это целая пьеса.
34. В новом сезоне – никаких переносов (нужно было пройти через июньский ад, чтобы выбрать четкий подход). Так «Ротор» получил три технаря подряд: два в лиге, один – в Кубке.
35. Кстати, о Кубке. Еще в 2019-м Дюков говорил: «Если реформ в лиге не будет, увеличим число матчей за счет Кубка». Так и случилось. В 2020-м прошел первый групповой этап в истории Кубка России – благодаря этому мы увидели гол Остона Урунова за «Спартак»!
36. И еще одна реформа, кажется, даже более важная. С 2020 года молодежное первенство устроено как самостоятельный турнир: вместо 16 там теперь 20 команд (к 16 клубам РПЛ добавлены лучшие команды ЮФЛ, не представленные в вышке: «Строгино», академия Коноплева, подмосковное УОР №5 и «Чертаново»). Подробнее о реформе тут.
37. Еще клубам теперь запрещено выпускать более двух игроков младше 18 лет – где-то посмеялась дортмундская «Боруссия», где играют 16-летний Мукоко и 17-летний Беллингем. Но в России таких команд никогда не было, а клубы говорят, что их цель – чтобы не повторился состав «Ростова» на матч с «Сочи».
38. По новому курсу стоимость телеправ РПЛ упала ниже 20 миллионов евро – и клубы, пострадав, собрали рабочую группу по вопросам медиа и коммерции. Ее возглавил Василий Кикнадзе. Долгосрочная цель клубов и лиги – расшатать монополию «Матч ТВ», с которым пока не получается никакого развития. Но вряд ли такую проблему решит именно Кикнадзе.
39. «Тамбов» с июня сидит без денег от области, долги перед командой достигли 150 млн рублей – отчаявшиеся футболисты дошли до акций протеста (те, кто виделся с губернатором летом, не вышли в основе на «Спартак»). Чтобы избежать позорного снятия посреди чемпионата, РПЛ стала помогать «Тамбову». Дюков и Прядкин общались с губернатором и получили новые гарантии. Ничего нового: клуб, плотно сидящий на бюджетной игле, не может прожить без политической помощи, а лига затыкает дыры. Кстати, против гендиректора «Тамбова» Ольги Коноваловой уже завели уголовное дело из-за невыплаты зарплаты.
40. В тему затыкания дыр и движения вперед. Прошлая стратегия развития РПЛ истекла 31 декабря 2019-го – и новую в этом году так широко и не представили. Сначала ее готовили к выборам Прядкина, потом – занимались рестартом, потом корректировали – и вот вроде бы скоро окончательно примут. Первые тезисы новой стратегии можно почитать здесь.
41. Из публичного поля пропал исполнительный директор РПЛ Сергей Чебан – давний партнер и друг Прядкина. Вторым лицом лиги стал Евгений Савин (которого многие летом стали называть преемником Прядкина), а Чебан потерял прежнюю власть.
42. Прядкин заявил, что РПЛ впервые при нем завершила год в минусе. Среди причин – рост организационных расходов из-за вируса и уход субарендаторов из офиса.
43. В интервью Sports.ru Прядкин рассказал, что лиге для создания стратегических проектов не хватает денег – каждую трату надо согласовывать с клубами, а они делиться доходами особенно не хотят. Впервые президент РПЛ заговорил о пересмотре финансовой модели: около 10% всех денег от ТВ-контракта и спонсоров лига хочет оставлять внутри – на развитие.
44. В России по решению силовых структур введут систему Fan ID, похожую на ту, что действовала на ЧМ-2018. Всех болельщиков занесут в цифровую базу. При этом черные списки фанатов обнулят.
45. Гинер и Федун проиграли внутренние выборы в исполком от РПЛ – первое место занял посол нижней части таблицы Рустем Сайманов («Рубин»), второе и третье разделили Юрий Соловьев (глава совета директоров «Динамо») и Сергей Галицкий. Гинера и Федуна на выборы отдельно заявил Дюков, но их поражение прекрасно показывает, что топ-клубы ситуацию в лиге не контролируют.
На фото – Рустем Сайманов
46. РПЛ и «Матч ТВ» договаривались, что к 31 декабря 2020 года у «Матч Премьера» должно быть 900 000 подписчиков – иначе контракт может быть пересмотрен. Отметка не покорилась и близко: у платного канала на всех платформах около 600 000 подписчиков.
47. Теперь клубы хотят забрать у «Матч ТВ» часть прав – например, в интернете. Это ослабит позиции холдинга, который и так перестает быть монополистом из-за развития онлайн-кинотеатров.
48. Более того, в интервью Sports.ru Прядкин сказал, что на следующем тендере диджитал должен быть вынесен в отдельный сегмент прав РПЛ – фактически это означает, что в интернете трансляции могут отойти условному ОККО (особенно с учетом, что в структуру «Сбера» вошел почти весь совет директоров «Матч ТВ» образца 2019 года).
49. В конце декабря Александр Дюков рассказал, что в 2021-м ждет в РПЛ реформ: «Мы считаем, что 30 игр на протяжении сезона недостаточно. Тем более матчей с высокой интенсивностью значительно меньше. Нужно находить какие-то новые форматы». Каких-то новостей стоит ждать в январе-феврале.
50. Прядкин сказал, что идеальной считает схему с двумя дивизионами в составе РПЛ – 12 в высшем, 12 во втором. Станет резко больше топовых матчей, появится возможность подтягивать клубы послабее. Но сам он в реализацию верит слабо: «Если сокращаться, из нынешних 16 клубов придется 4 убрать. Как вы думаете, если сказать какому-нибудь губернатору, что вы не будете в Премьер-лиге играть, а будете в РПЛ-2, реакция какая последует?»
В общем, чего ждать – непонятно. Ведь расширение многим клубам не разонравилось.
***
Другие воспоминания о российском футболе-2020:
50 фактов о «Зените» в 2020-м: три титула, провал в ЛЧ и много Дзюбы
«Спартак» в 2020-м: снятие с чемпионата, появление Заремы, перчатка Газизова, Кокорин и Мальдивы 🏝
«Краснодар» в 2020-м: дебют в ЛЧ, борьба с травмами и перевод Кайо в защиту
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Михаил Киреев, Михаил Шапаев, Александр Гальперин; vk.com/fcrostov; vk.com/fcrk
1. В январе 14 клубов голосуют за расширение лиги, 2 против.
2. В июне (голосование в связи с вылетом КС)- строго наоборот: 2 за, 14 против.
У клубов вообще есть какая-то позиция, стратегия развития? Или все живут принципом: ты сдохни сегодня, а я завтра?