20-летний футболист-любитель переболел коронавирусом в легкой форме. А через несколько месяцев умер после тренировки
Паскаль Порстнер был обычным 20-летним юношей. Учился в колледже на медбрата, играл в футбол в клубе «Каппель» в крайслиге (восьмой дивизион Германии). «Паскаль редко болел, ни о каких серьезных заболеваниях мне неизвестно. Он был молодым, стройным и спортивным», – рассказывает семейный врач, к которому обращались в случае необходимости члены семьи Порстнер.
Еще во время первой волны пандемии в марте Паскаль заразился коронавирусом. Но, как это часто бывает с молодыми людьми, обошлось легкими симптомами: небольшая температура, временная потеря вкуса. Уже через неделю парень выздоровел, а после двухнедельного карантина вернулся к учебе.
Порстнер (второй слева в верхнем ряду) на командном фото
«Думали, что нам повезло, и все позади». Возобновив тренировки, Паскаль почувствовал себя плохо. А через день его сердце остановилось
Прошло несколько месяцев, Порстнеры с облегчением забыли про тот случай заражения. «Мы думали, нам повезло и все уже позади», – вспоминает отец Паскаля Клаус. 12 июля юноша возобновил тренировки в «Каппеле». «Футбол был его жизнью», – говорит его мать Регина.
Но после тренировки Паскаль пришел домой измотанный, тяжело дышал и жаловался на давящую боль в сердце. Наверное, причина в долгом перерыве и плохой форме, думал он. На следующий день ему стало лучше, он провел обычный день с семьей. Когда отец парня ложился спать в одиннадцать вечера, через приоткрытую дверь он видел, что Паскаль еще смотрит телевизор в своей комнате.
И это были последние секунды, когда Клаус Порстнер видел своего сына живым. В полседьмого утра будильник в комнате Паскаля звенел и звенел, и его никто не отключал. Так родные юноши и нашли его мертвым в постели. Согласно заключению врачей, сердце парня предположительно перестало биться около полуночи.
Однозначно установить причины остановки сердца невозможно. Но и врачи, и медстраховка признали смерть Паскаля связанной с ковидом. «SARS-CoV-2 – очень агрессивный возбудитель, способный воздействовать на сердце. Считаю, что связь между предшествовавшим заболеванием ковидом и последовавшей смертью не только возможна, но и вероятна», – убежден директор клиники кардиологии и ангиологии под Фрайбургом Кристоф Боде.
После заражения нужно тщательно проверяться – особенно спортсменам. Отец Порстнера рассказал о смерти сына, чтобы люди осознали опасность коронавируса
«Мы часто слышим, что ковид не затрагивает молодых людей, что им грозит в худшем случае насморк – но это не так», – продолжает специалист. По его словам, молодежь действительно реже умирает от COVID-19, но все чаще появляются свидетельства отсроченных осложнений, с которыми они сталкиваются. «Ковид провоцирует сильнейшее воспаление легких, и оно может перекинуться на сосуды», – объясняет Боде.
По его версии, в случае с Паскалем это воспаление развивалось несколько месяцев и проявилось после нагрузок – то есть, после возобновления футбольных тренировок. «Как раз спортсменам после заражения необходимо тщательно проверяться, чтобы избежать возможных осложнений. Это должен сделать каждый футболист», – подчеркивает профессор медицины.
То, что смерть произошла не сразу на футбольном поле, а спустя некоторое время во сне, не так уж нетипично, убежден глава отдела интенсивной терапии в Университетской клинике Фрайбурга Даниэль Дюршмид. Сердце Паскаля, поврежденное коронавирусом, могло отреагировать на футбольные нагрузки нарушениями сердечного ритма, которые повторились ночью. Даже несмотря на то, что днем парень чувствовал себя нормально. «Это могло бы объяснить его смерть», – говорит Дюршмид.
У товарищей Паскаля по «Каппелю» появился ритуал: на разминке перед матчами они разогреваются в футболках с номером 21, под которым играл Порстнер. Об обстоятельствах гибели сына Клаус Порстнер решил рассказать лишь недавно. Сюжет о нем уже показали по центральным немецким телеканалам. Причина, почему он захотел придать это огласке, в том, чтобы спортсмены понимали риски, связанные с вирусом. «Тогда у смерти моего сына был бы хоть какой-то смысл», – говорит Клаус Порстнер.
Она, конечно, могла способствовать, но это вообще не гарантия.
Гуглите синдром внезапной смерти взрослых.
Даже среди спортсменов такое не редкость, вспомните Черепанова или Пуэрту.