16 мин.

«Ливерпуль» ХХI века начал строить Улье. Он разогнал карьеры Джеррарда, Каррагера и Оуэна – и чуть не умер прямо в перерыве

На этой неделе умер Жерар Улье. Грустная новость для любого футбольного фана, особенно если он когда-нибудь болел за «Ливерпуль». Улье наградили орденами за заслуги перед французским и британским футболом, а мы подробно расскажем про его заслуги перед «Ливерпулем». 

Улье позвали в «Ливерпуль» в конце 90-х – в один из самых важных моментов в истории клуба. Он помог «красным» обновиться и перестать жить прошлым. Француз прекрасно ладил с молодыми игроками, а Джеррард и Каррагер называли его вторым отцом. Они (и многие другие) ценили его не только как тренера. «Щедрость в стараниях, в работе, в доброте, в заботе о людях. В конечном счете, если вы щедры от сердца, это окупается всегда», – говорил сам Жерар.

Улье сроднился с Ливерпулем еще в 60-х, когда жил в Мерсисайде и работал учителем

Жерар Улье никогда не был профессиональным футболистом. Серьезная болезнь отца вынудила его бросить дневную учебу (получение степени по английскому языку) и уже в 20 лет начать подрабатывать школьным учителем. В 1969 году у Жерара появился шанс уехать на год в Ливерпуль и поработать ассистентом преподавателя французского в школе с уклоном на грамматику. 

Место работы было всего в паре километров от «Энфилда». Так началась история «Ливерпуля» и Улье – задолго до того, как началась его тренерская карьера. 

Улье быстро обосновался в городе, у него были любимые пабы, о которых местные помнят до сих пор. Француз даже играл центральным защитником за любительскую команду школы, в которой работал.

Не влюбиться в город и в «Ливерпуль» Шенкли было тогда довольно сложно. «Красные» были одной из сильнейших команд Европы – Улье убедился в этом сам, посмотрев с трибуны The Kop матч против «Дандалка», который закончился со счетом 10:0.

Любовь к городу, понимание местных, склонность к дисциплине и обучению через 30 лет очень помогут французу.

После года в Ливерпуле Улье вернулся во Францию, и преподавание со временем переросло в успешную тренерскую карьеру. С «Лансом» француз два раза финишировал в топ-7 Лиги 1 и вывел клуб в Кубок УЕФА (1982-1985). После был «ПСЖ» и победа в чемпионате (1985-1988). В 1988-м Платини позвал Улье в штаб сборной Франции сначала тренером, а после техническим директором. Улье был частью сборной на победном чемпионате мира-98. 

 

«Ливерпулю» нужен был свой Венгер, но в клубе не решались на резкие изменения. Сначала попробовали модель с двумя главными тренерами

В «Ливерпуле» чувствовали необходимость изменений и обновления. В клубе всегда уделяли особое внимание истории и в какой-то момент стали заложниками прошлых успехов (период Шенкли-Пейсли принес 9 чемпионств и 3 Кубка чемпионов). Одна легенда сменяла другую на посту тренера (Далглиш-Сунесс-Эванс) – и это привело в тупик. «Манчестер Юнайтед» один за одним сгребал трофеи только что образованной АПЛ, а «Ливерпуль» застрял в прошлом.

После ухода Ронни Морана (помощник Роя Эванса и представитель старой школы) в 1998 году в «Ливерпуле» задумались о том, чтобы сделать клуб более современным. В качестве примера взяли «Арсенал» Арсена Венгера, который привлекал новыми идеями, прогрессивным подходом к тренировкам, особым отношением к деталям, в частности, к диете игроков. Благодаря Венгеру «Арсенал» стал более привлекателен для европейских игроков, особенно французов (в Лондон переехали Виейра, Анелька, Овермарс, Пети, Юнгберг, Кану, Анри, Шукер и другие). 

В «Ливерпуле» хотели того же, но решиться на кардинальные изменения стратегии было сложно. Новому тренеру пришлось бы покончить с эпохой Boot Room, сделавшей клуб великим, и не все были к этому готовы. Сначала обсуждали приглашение спортивного директора, который бы работал вместе или над Роем Эвансом. «Красные» обратились к Джону Тошаку, тренировавшему тогда «Бешикташ», и получили отказ – валлиец не верил в такую структуру.

Поиски привели к Жерару Улье, у которого к тому времени накопились необходимые опыт и авторитет, он считался неплохим психологом, прекрасно справлялся с медиа и был давно знаком с городом. У Жерара закончился контракт с федерацией футбола Франции, и он был открыт для предложений. Кроме «Ливерпуля» тренером интересовались «Селтик» и «Шеффилд Юнайтед», но отказать «красным» было невозможно.

Улье согласился на непонятную структуру «Ливерпуля» и стал равноправным главным тренером с Роем Эвансом. С решением разделить ответственность сразу было что-то не так. Игроки не знали, кто главный. Они по-прежнему обращались к Эвансу «босс» и не понимали суть приглашения Улье.

«Никто не понимал, кто главный и что происходит. Думаю, все дело в том, что владелец не смог сказать Эвансу, что он больше не главный тренер», – вспоминал игрок «Ливерпуля» того времени Дэвид Томпсон в интервью The Athletic. 

 

В сезоне-1998/99 «Ливерпуль» лидировал в АПЛ после 4 туров, но короткий успех был обманом. Перед матчем с «Вест Хэмом» в 5-м туре у тренеров возникли разногласия. Эванс не хотел менять победный состав, а Улье настаивал на ввод еще одного защитника вместо форварда Карл-Хайнца Ридле. Решение осталось за Улье, «красные» проиграли 1:2, а Ридле забил, выйдя на замену. В следующих девяти турах «Ливерпуль» выиграл только один раз и трижды сыграл вничью.

У двух тренеров был разный подход к тренировкам и разное видение футбола. Эванс относился к старой школе: игроки по желанию могли пропускать занятия в тренажерном зале и питались чем-то вроде английского завтрака (например, Иан Раш очень любил фасоль, бекон и тосты, во времена Грэма Сунесса на это в клубе был запрет, а Эванс разрешал). У Улье же был европейский подход к тренировкам и дисциплине.

Задумка с тандемом во главе не сработала. Эванс, по его собственным словам, не хотел быть «призраком на стене», оставаться в клубе и мешать Улье строить свою команду. В ноябре 1998 года Жерар стал руководить «Ливерпулем» в одиночку.

Благодаря Улье в «Ливерпуле» закончилось время Spice Boys и игроки стали профессиональнее

Первый матч Улье в качестве единолично главного случился в ноябре 1998 года и закончился поражением от «Лидса» на «Энфилде» (1:3). Не лучший старт новой эпохи на глазах у своих болельщиков. Видимые изменения последовали чуть позже: француз поменял стиль игры, на тренировках стал уделять особое внимание тактике и обороне. Было пересмотрено питание игроков, введена диета, игроки стали больше заниматься в тренажерном зале. Жерар Улье читал интервью игроков и прочие статьи о клубе, был очень внимателен к деталям. Но самое главное – француз привел в порядок дисциплину, до его прихода за «Ливерпулем» закрепилось ироничное прозвище Spice Boys.

Это собирательный образ, который связывали с футболистами «Ливерпуля» до 00-х. Почти все игроки клуба того периода регулярно попадали в таблоиды – например, из-за тусовок в Лондоне после матчей. В большей степени речь шла про футболистов, которые не играли в старте, но и звездам (Джейми Реднапп, Дэвид Джеймс, Стив Макманаман, Робби Фаулер, Джейсон Макэйтир, Стэн Коллимор и Пол Инс) тоже доставалось. За пару лет Улье расстался почти со всеми из этого списка (и многими другими). Уход Макманамана до сих пор называют ошибкой, но «Ливерпуль» нуждался в обновлении. Похожая история с Полом Инсом, который был одним из важнейших игроков команды, но одновременно и главным по тусовкам. 

Расставание с капитаном было одним из самых важных и сложных решений Улье в «Ливерпуле». «Когда мы продали Инса, шанс получили Джеррард, Оуэн, Каррагер, Мерфи, Томпсон. Мне казалось, что молодые игроки должны получить глоток свежего воздуха. Пол был организатором тусовок. Я хотел, чтобы все это прекратилось, а игроки сконцентрировались на футболе», – говорил тренер.

 

Позже Фаулер с досадой будет вспоминать время Spice Boys и упущенные возможности. Слухи о том, что он встречается с участницей Spice Girls Эммой Бантон, стали толчком к созданию этого образа. «Мне было наплевать, как люди воспринимали меня в те дни, и мне никогда не приходило в голову рассказать правду или дистанцироваться от этой невероятно негативной и разрушительной фразы», – написал он в 2001 году. До 21 года Робби три сезона подряд забивал более 30 голов, но мощное начало карьеры так и запомнят периодом Spice Boys.

Впрочем, внедрить дисциплину, показать команде рамки дозволенного и обновить состав было мало. При Улье «Ливерпуль» начал играть в современный футбол: переводы с фланга на фланг, прессинг, быстрые атаки после отбора мяча.

«Манчестер Юнайтед» тем временем не только догонял «Ливерпуль» по титулам, но и перегонял по инфраструктуре и привлекательности для новых болельщиков. Единственный в то время официальный магазин с атрибутикой «Ливерпуля» был в углу автостоянки около «Энфилда», а у «МЮ» уже был огромный магазин около «Олд Траффорд» и очереди из тысячи фанатов. 

Улье привел в «Ливерпуль» тех, кто потом выиграл Лигу чемпионов в Стамбуле

Перед сезоном-1999/2000 Улье наконец получил возможность построить свою команду. Трансферы в первое окно были очень мощные: Хески (рекордные 11 млн фунтов), Хаманн, Шмицер, Аншо, Хююпя. В следующий год пришли Циге, Бишчан, Литманен и Маркус Баббель. За 6 сезонов в «Ливерпуле» у Улье получилось создать команду, костяк которой сыграет заметную роль в исторической победе в Стамбуле.

Из 18 игроков, которые в 2005-м попали в заявку на матч с «Миланом», 10 привел в клуб Улье. Даже Джимми Траоре! Считая воспитанников Каррагера и Джеррарда, таких игроков – 12 (9 были в стартовом составе): Дудек, Финнан, Каррагер, Хююпя, Траоре, Джеррард, Риисе, Кьюэлл, Барош, Хаманн, Бишчан, Шмицер.

После победы в Стамбуле Жерар зашел в раздевалку команды Рафы Бенитеса. «Я просто сидел в углу, но почти каждый игрок подошел ко мне и сказал слова благодарности: «Это и твоя команда. Это наша команда». Позже я осознал забавную вещь, которую не замечал ранее. За исключением пары футболистов, я поработал со всеми из них», – вспоминал Улье в 2010-м.

Многие игроки, которых пригласил француз, стали легендами клуба. «У Жерара уже были молодые талантливые англичане, особенно Майкл Оуэн и Стивен Джеррард, но он хотел изменить структуру команды, подписывая иностранцев. Некоторые трансферы были на высшем уровне. Хююпя и Аншо, вероятно, были лучшей парой центральных защитников в АПЛ на следующие три или четыре года», – вспоминал Хаманн. В сезоне-2000/01 «Ливерпуль» пропустил меньше всех в лиге – 30 голов.

Улье прекрасно работал с молодыми игроками. При нем дебютировал Джеррард и закрепился в основе Каррагер

Одно из самых сильных качеств Улье – умение работать с молодежью. Однажды Жерара позвали посмотреть на игрока академии Ричи Партриджа, но после пары моментов тренер понял, что игрок пока не подходит для основы. Француз уже собирался уходить, когда на глаза попался молодой полузащитник, который шикарно читал игру, руководил командой и раздавал передачи любой сложности. Стивен Джеррард играл вместо травмированного партнера и был одним из самых юных в составе. После матча Улье подошел к 18-летнему парню. «Завтра ты тренируешься в Мелвуде. Он немного нервничал и ответил, что на завтра у него уже есть тренировка в академии: «Нет, Стивен, теперь ты с основой», – вспоминал исторический разговор тренер.

Улье очень аккуратно подводил Стиви к матчам. Джеррард тяжело привыкал ко взрослому футболу и часто получал травмы, с которыми помогли справиться физиотерапевты во Франции.

Еще одна культовая фигура для клуба —Джейми Каррагер, который дебютировал до прихода Улье, но именно при французе закрепился в основе. В начале карьеры у Джейми были проблемы с дисциплиной, как и у всего состава Spice B oys. После очередных фото со спиртным Улье позвал Джейми на разговор. «Это должно прекратиться. Если ты продолжишь в таком же духе, то закончишь с футболом в 26 лет», – вспоминает Каррагер. «Тот разговор был одним из самых важных для моей карьеры», – продолжает Джейми. 

«Он был терпелив к себе и терпелив со мной. Я с самого начала объяснил ему, что вижу в нем игрока, который найдет себя в этом клубе», – говорил Улье. Каррагер провел в «Ливерпуле» 17 лет и сыграл более 700 матчей, а утром в 26-й день рождения написал тренеру: «Я все еще тут!».

Стиль игры «Ливерпуля» при Улье прекрасно раскрывал и сильные качества Майкла Оуэна – прежде всего скорость. Англичанин также дебютировал до Улье, но раскрылся при французском тренере. Нападающий получил «Золотой мяч» в 2001 году – до сих пор единственный игрок в истории клуба с этой наградой.

Главный успех Улье в «Ливерпуле» – кубковый требл

2001 год стал пиком карьеры Улье в «Ливерпуле». Победы в трех кубках – Кубке УЕФА, Кубке Англии, Кубке лиги – уникальное достижение. Также Жерару принадлежит очень приятный для болельщиков «Ливерпуля» рекорд: француз единственный тренер в истории клуба, при котором «красные» победили «Эвертон» в четырех дерби на «Гудисоне» (у Клоппа пока одна победа).

«Мой самый любимый и счастливый период игры за «Ливерпуль» пришелся на конец сезона-2000/01. 10 матчей с апреля по май, включая два финала Кубков – каждый матч был как последний, и мы победили в 9 из них. Я выиграл трофеи вместе со своими друзьями и с тренером, который вел нас за собой в течении трех лет», – вспоминает Каррагер.

Все три финала были тяжелыми: победа по пенальти над «Бирмингемом», который тогда был во втором дивизионе (Кубок лиги), камбэк с 0:1 в матче против «Арсенала» благодаря двум голам Оуэна в концовке (Кубок Англии) и невероятные 5:4 против «Алавеса» (Кубок УЕФА).

«Один из самых важных комплиментов в жизни я получил от Дэвида Мура (владелец клуба в то время – Sports.ru) после победы в финале Кубка УЕФА. Он сказал: «Жерар, ты вернул «Ливерпуль» на футбольную карту мира и шагнул с клубом в 21 век». Я думаю, что та победа над «Алавесом» помогла игрокам поверить, что они способны победить в финале Лиги чемпионов в 2005 году», – вспоминал Улье.

А вот выиграть чемпионат у Улье не получилось. В контексте противостояния фанатов «Ливерпуля» и «МЮ» это было очень важно. В сезоне после кубкового требла (фаны «Юнайтед» издевательски называли его «требл Микки Мауса») «красные» финишируют выше «Ман Юнайтед» – впервые за время АПЛ, – но уступят «Арсеналу».

Однако после сумбурных 90-х это были первые серьезные победы для «Ливерпуля», и фанаты снова могли мечтать о чемпионстве. В том сезоне (2001/02) «красные» в последний раз при Улье подобрались к успеху в АПЛ (отстали на 8 очков). В 2001 году у француза начались проблемы с сердцем, и игроки потом вспоминали, что после операции тренер уже не мог работать с такой же отдачей, как прежде, и это сказалось на результатах.

Одним из сильных качеств Улье было умение находить правильных игроков для команды. С этим также начались проблемы: тренер больше не мог так глубоко погружаться в анализ потенциальных новичков, и лично летать на их матчи.

В сезоне-2002/03 «Ливерпуль» уступил «МЮ» 19 очков несмотря на то, что после 12 туров шел первым с 4-очковым отрывом (далее было 11 туров без побед). Сезон-2003/04 стал для Улье последним в «Ливерпуле».

Улье мог умереть в перерыве матча с «Лидсом». Врачи запретили работать год, но он вернулся через пять месяцев

13 октября 2001 года «Ливерпуль» играл с «Лидсом». В перерыве Улье стало плохо, и француза доставили в больницу для срочной операции из-за расслоения аорты. «Мне очень повезло. После финального свистка из-за пробок скорая могла бы не успеть. В перерыве матча такой проблемы еще не было», – вспоминал Улье.

После этого французу повезло еще раз: больница с кардиологическим отделением и нужным оборудованием была в Ливерпуле (в стране их было не так много), а хирург, который его прооперировал, уже должен был уехать домой, но остался, потому что устал. Операция продлилась больше 11 часов.

С ассистентом Жерара Филом Томпсоном «Ливерпуль» занял второе место в сезоне-2001/02, установив клубный рекорд по очкам в АПЛ (80), который бы позволил выиграть чемпионат в четырех из пяти предыдущих сезонов. 

Улье вернулся через пять месяцев после операции, но был слаб. Врачи запрещали работать год, но Жерар их не послушал, так как очень хотел вернуться и не мог пропустить домашний матч Лиги чемпионов против «Ромы», где «красным» нужна была победа 2:0. Болельщики встретили тренера мозаикой на трибуне The Kop – Allez. «Капелло сказал, что когда увидел меня на бровке, понял, что «Ливерпуль» победит», – вспоминает Улье. «Красные» выиграли 2:0.

Все, кто успел поработать с Жерарром, отмечали, что он не мог сидеть без работы. До самых последних дней он жил футболом, участвуя в конференциях и консультируя футбольные команды «Ред Булл». «Он всегда был доступен, будь то проверка клуба в Китае, с которым мы хотели заключить соглашение по модернизации академии, или поездка за границу с женской командой. У меня было мало таких друзей. На Жерара всегда можно было положиться», – вспоминает друга владелец «Лиона» Жан-Мишель Ола.

Арсен Венгер был близким другом Улье и одним из последних, кто с ним разговаривал перед смертью. Венгер говорил, что после очередной операции на сердце Улье был очень воодушевлен восстановлением (они болтали по видеосвязи по воскресеньям). «Он был чрезвычайно умен, очень любил футбол и отличался щедростью. Французский футбол потерял очень важного человека», – вспоминает друга Арсен.

«Жерар стал для меня другом за время в «Ливерпуле». Когда мы виделись на встречах УЕФА или в других местах, то наслаждались общением, он всегда был отличной компанией и я буду очень скучать по нему», – вспоминает Алекс Фергюсон.

***

В 2018-м спустя 16 лет Жерар Улье снова оказался на «Энфилде» на матче любимого «Ливерпуля» против «Ромы». После гола Салаха он последним встал с места, с его губ слетело восхищенное «Вау!». У «Ромы» снова не было шансов.

Блог автора в Telegram

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: Gettyimages.ru/Phil Cole, Clive Brunskill/Allsport, Shaun Botterill /Allsport, Michael Steele /Allsport, Laurence Griffiths, Gary M. Prior; globallookpress.com/www.imago-images.de; PASCAL GEORGE/AFP/East News