Рауль Хименес получил перелом черепа. Звучит страшно – как после этого возвращаются в футбол?
Форвард «Вулвз» еще точно сыграет.
Нападающий «Вулверхэмптона» Рауль Хименес получил тяжелую травму в матче с «Арсеналом» – после жесткого столкновения с Давидом Луизом оба игрока оказались на газоне, а у медицинских бригад команды было немало работы. И если Луиз после остановки кровотечения вернулся на поле, то его оппоненту повезло гораздо меньше – Хименеса госпитализировали, не дожидаясь окончания матча. Официальный диагноз – перелом черепа. Что же случилось и когда его снова ждать на поле?
Главная опасность в первые сутки – отек мозга
Важное уточнение. Мы точно не знаем, какую из костей черепа сломал Хименес. Поэтому обсудим наиболее опасные варианты, исходя из тактики лечения. Итак, при наличии подозрений на сотрясение мозга и, тем более, перелом костей черепа футболиста без промедлений увозят в больницу на дообследование из-за опасности отека мозга, развития внутричерепной гипертензии и дислокационного синдрома.
Сейчас переведу: сотрясение может стать одной из причин нарушения кровообращения в головном мозге. Нарушается отток жидкости, и ткани набухают как губка. Но место в черепе ограничено, в результате защитный костный каркас мозга превращается в ловушку для него. Набухшие участки сдавливаются, смещаются, а затем могут попытаться «выйти» по пути наименьшего сопротивления – например, через большое черепное отверстие.
Но ничего хорошего для пострадавшего это не значит – в этом месте находятся жизненно важные центры дыхания и сердечного ритма, сдавление приводит к нарушению их работы. Вплоть до жизнеугрожающих состояний.
Лечение довольно прямолинейное и звучит просто, но сама процедура может быть сложной технически – устранить сдавливающую гематому через небольшое отверстие в черепе и остановить кровотечение. Помимо операции отек устраняют при помощи диуретиков – специальных препаратов, ускоряющих выведение жидкости из организма. Объем вмешательства может увеличиваться, например, если причиной кровотечения являются костные обломки. Естественно, их удаляют, чтобы избежать дальнейшей травматизации мозга и его сосудов.
После операции тактика лечения практически не отличается от ведения пациента с сотрясением. С тем исключением, что период отдыха куда дольше, а начало контактных тренировок откладывается до момента полного сращения перелома. Первые дни после операции пациент проводит в палате, чтобы исключить риск возможных осложнений – например, повторного кровотечения и так далее. После выписки можно приступать к легким аэробным нагрузкам, постепенно увеличивая длительность и интенсивность тренировок. Если вдруг появляется слабость, головные боли и другие общемозговые симптомы, тренировку прекращают и дают пациенту дополнительный отдых.
Сложно сказать насколько серьезную травму получил Хименес, так как в открытых источниках не указано, какую именно из 26 костей черепа сломал мексиканский форвард. Но то, что его выписали спустя всего пару дней после операции, – хороший признак, нападающему «Вулвз» удалось избежать осложнений. Скорее всего, лечение займет от одного до нескольких месяцев – все зависит от локализации перелома и его тяжести. Поэтому я согласен с оптимистичным настроем главного тренера – в этом сезоне Рауля мы, очень вероятно, еще увидим.
Почему Луиз продолжил играть, а Хименеса увезли на скорой?
Этим вопросом давно задаются абсолютно все – от врачей и тренеров до самих игроков. После столкновения Луиза и Хименеса директор ассоциации травм головного мозга Люк Григгс еще раз заговорил об опасности таких травм:
«Слишком часто в футболе мы видим игроков, возвращающихся на поле после того, как они прошли оценку сотрясения мозга, а через несколько минут их снимают, когда становится ясно, что они не в состоянии продолжать игру. Именно поэтому в футболе срочно нужны временные замены в случае сотрясения мозга.
Вы просто не можете рисковать с такой травмой. Еще один удар по голове при сотрясении мозга может иметь серьезные последствия. Если бы действовало правило замены, разрешили бы Луису вернуться на поле? Возможно, дополнительное время в процедурной комнате приведет к принятию другого решения?
В протоколе четко указано, что любой человек с подозрением на сотрясение мозга должен быть немедленно отстранен от игры, но в это же время спорт продолжает продвигать иной подход к травмам головы. Снова и снова мы видим, что эта риторика не подкрепляется действиями. Это не может так продолжаться. Сколько предупреждений нужно футболу?»
Спортивные врачи и неврологи давно требуют дополнительные замены и ужесточение правил за фолы, связанные с ударами по голове. Да даже я об этом писал год назад. Но пока ни в одной лиге изменений не произошло.
Фол Ари напомнил, что правила нужно ужесточить. Этому есть веское медицинское обоснование
А как вообще врач понимает, нужна ли замена игроку?
Прежде всего это специальная шкала SCAT5 (SPORT CONCUSSION ASSESSMENT TOOL – 5TH EDITION). Это целая система опросников и симптомокомплексов, оценив их мы получаем баллы, по которым и делаем вывод о состоянии пострадавшего. Особенное внимание уделяем «красным флагам» – этим термином обозначают опасные симптомы, которые нельзя пропустить. При сотрясении это:
• боль и/или нестабильность в шейном отделе;
• нарушение остроты зрения, чувство двоения;
• чувство жжения, покалывания, онемения в руках и/или ногах;
• сильная и/или усиливающаяся головная боль;
• потеря сознания;
• судороги;
• ухудшение состояния прямо во время осмотра;
• рвота;
• агрессивность, нервозность.
Если же по критериям SCAT5 игрок в норме, то мы можем вернуть его на поле. Но здесь не все так просто. Симптомы сотрясения могут появиться через 10, 20 и более минут. И поэтому даже в SCAT5 прописано, что нормальные показатели по указанным в нем критериям не гарантируют, что у обследуемого нет сотрясения. Как раз поэтому врачи предлагают временные или дополнительные замены. Они позволят точнее проводить диагностику и не пропускать отложенное проявление симптомов.
Вы уже поняли, что сотрясения в футболе не редкость. Свежий пример из нашего футбола: Игорь Дивеев в дебютном матче за сборную получил сотрясение в начале и играл практически целый тайм. С точки зрения SCAT5 он был здоров, жалоб не предъявлял, кроме разбитого носа. В итоге выяснилось, что сотрясение все же есть, и защитника заменили в перерыве.
Сколько занимает восстановление?
В случае, когда нет других травм, а у пациента нет серьезных жалоб уже на следующий день, достаточно до 72 часов полного покоя, уже на вторые сутки можно возвращаться к легким упражнениям (велосипед, низкоинтенсивные тренировки, естественно, без контакта). Весь цикл обычно занимает около недели.
Если же говорить о сложных случаях (травма Хименса попадает под эту категорию), то сроки могут сильно меняться в зависимости от тяжести повреждения костей черепа и того как быстро они срастаются. Судя по тому, что Рауля уже выписали из больницы, ему очень повезло, и мы увидим его на поле ориентировочно через пару месяцев.
Мой канал в телеграме о спортивной медицине
Шапи восстанавливался после ковида полгода. Возможно, дело в особой форме болезни
Фото: REUTERS/Catherine Ivill, John Walton
«Вскоре после столкновения Крамер подошел ко мне и спросил: «Реф, это финал чемпионата мира?»
Я подумал, что он шутил, и попросил повторить вопрос.
Затем он сказал: «Мне нужно знать, правда ли это финал». Когда я сказал, что это финал, он ответил: «Спасибо, мне было важно узнать это». Потом его заменили»