В Австралии игрок привез пенальти и ушел из футбола в 22. Его затравили в соцсетях (даже предъявляли за длинные волосы)
История Джоша Хоупа.
Футболистов не принято жалеть, но на многих выливается мощнейший поток неприятных вещей в соцсетях из-за обычных игровых действий: незабитых пенальти, моментов, карточек и прочего (не зря же все так болезненно переживает Антон Заболотный).
Удивительно, но вот в Австралии с этим все еще хуже. 22-летний уроженец Тасмании Джош Хоуп считался одним из самых талантливых игроков региона. В 2015-м он стал первым тасманийцем за 23 года, получившим стипендию Австралийского института спорта, а всего через год дебютировал в основе «Мельбурн Виктори» в матче Международного кубка чемпионов против «Ювентуса». В «Виктори» он провел три года и постепенно становился игроком старта.
Но полтора года назад случился переломный момент: Хоуп привез пенальти в одном из матчей чемпионата – и в соцсетях его накрыла лавина гнева.
«Да, я привез пенальти. Такое случается. Но после этой игры у меня были сотни меншнов в соцсетях, и все были негативными. Некоторые говорили, что убьют меня, если я привезу еще один пенальти. Это порочный круг: ты боишься испортить игру, из-за этого не можешь правильно действовать на поле», – говорил Хоуп.
После этого все пошло наперекосяк. Хоупа стали травить в соцсетях после каждого матча – вне зависимости от того, как он играл. «Как только тебе прилетает столько хейта, даже если сыграешь несколько хороших матчей, это не имеет значения. Люди уже настроены на критику», – объяснял он. Причем критика летела не по игре – а личная. Например, Хоупу предъявляли претензии за длинные волосы: как будто это не 2020-й в Австралии, а 90-е в Лефортово, называли «безнадежным» и присылали другие претензии по внешности.
«Сейчас же не 1950-й, кого вообще должна беспокоить прическа? – возмущался он. – Критика может быть конструктивной. Но тут она всегда была направлена на личное».
Постепенно тревога перекинулась и на личную жизнь: Хоуп стал оглядываться, когда ходил в супермаркет, а в день игры прост не мог есть. Разумеется, на его игру это тоже влияло. Поэтому, когда речь зашла о новом контракте с «Виктори», его одолели сомнения.
«То, что я полюбил, то, чему посвятил свою юношество, стало тем, что я презираю. И сейчас было бы разрушительно примириться с тем, от чего я испытываю тревогу. В день игры я слишком боялся ошибиться, слишком боялся пробовать что-то новое. Это была полная чушь, потому я перестал быть тем игроком, которым хотел быть», – пояснял Хоуп.
Окончательное решение пришло, когда он уехал в недельный отпуск на Тасманию. Там он понял, что ему нужна пауза.
«У меня была полуторагодичная битва, и, кажется, сработал накопительный эффект ряда моментов, которые привели к мрачному настроению. После семи недель пребывания в пузыре я впервые за 9 месяцев вернулся домой – и тогда понял, насколько мне было плохо, – написал Хоуп в заявлении об уходе. – Когда начались разговоры о новом контракте, я подумал: «А хочу ли я снова пройти через это?». И подсознание дало отрицательный ответ. Сильнейшее «нет». Мысль о возвращении в подобную среду затронула все плохие воспоминания и вызвала тревогу».
Хоуп не одинок – многие футболисты подвергаются травле в соцсетях. Более известные легко с этим справляются, потому что практически не видят своих аккаунтов в соцсетях. Но и им непросто. Английский профсоюз футболистов с помощью компании Signify Group изучил хейт в адрес игроков – за месяц после возобновления сезона летом 2020-го на 44 аккаунта футболистов пришлось более 3 тысяч оскорблений, причем больше половины из них были расистскими.
Рахим Стерлинг после этого исследования призывал соцсети обратить внимание на травлю, как и защитник «Арсенала» Шкодран Мустафи, чья игра давно стала мемом. Немец признавался, что пытался отстраниться от соцсетей: «Люди видят только ошибку и злятся. Ты нервничаешь, потому что не хочешь ошибаться, и с этим давлением сложно справляться».
Хоуп призывает фанатов экстраполировать подобное на себя. «Ни в одном другом месте такое отношение не приветствуется, – рассуждает он. – Похоже, люди считают спортсменов железными. Меня ####### (достали) люди, которые говорят: «Соберись, критика будет всегда». Э нет! В последние месяцы я рассуждал о психологическом здоровье в сторис, но некоторые серийные преследователи писали мне и издевались.
Хочу уточнить, что это не конец карьеры. Я планирую вернуться. Но кто знает, когда это произойдет. Надеюсь, наступит день, когда я безбоязненно смогу вернуться в футбол. Это будет очень эмоциональный день».