6 мин.

Хуан Карлос Двадцать Первый

В пятницу в Ньоне состоится жеребьевка Кубка УЕФА. Одним из четырех испанских клубов, принимающих участие в данном турнире, станет «Депортиво». Галисийцы без проблем преодолели отборочный этап в виде Кубка Интертото, во многом благодаря блестящей игре Хуана Карлоса Валерона, потихоньку возвращающегося из футбольного небытия.

Валерон возвращается. Тут впору кулаком дубы сбивать – стучать по дереву вряд ли поможет. Последние два с половиной года все новости по этому игроку были связаны исключительно с медицинскими понятиями. Лег на операцию, восстановился, получил рецидив, лег на операцию… Возможно, сравнение с ван Бастеном покажется кощунством, но сопоставлять таланты – вообще дело неблагодарное. Валерон был (?) безумно талантлив. И столь же безумно подвержен травмам, как и голландский нападающий.

El Flaco («Тощий» – прозвище Валерона) действует на другой позиции. В Испании она называется mediopunta и охватывает практически всю половину поля соперника, порой бесцеремонно залезая и во вражескую штрафную. Это не только последний пас и организация атак, это и завершающий удар, и принятие на себя первой волны чужой атаки. При обязательной универсальности современного футболиста, именно mediopunta должен уметь и исполнять больше остальных. Когда в 2002-м Испания обыграла сборную Словении на азиатском мундиале, тамошняя пресса буквально стояла на ушах: «Красная Фурия» впервые с 1950 года победила в стартовом матче чемпионата мира. Однако под раздачу слонов попали не все. Выступления Диего Тристана и Барахи, например, были оценены невысоко. Лучшим игроком встречи 61% читателей газеты El Pais признали Валерона, а издание прокомментировало это следующим образом: «Такие игроки встречаются настолько редко, что Валерон выглядит просто каким-то чудесным генетическим сбоем в современном футболе».

Нет, конечно, находились специалисты, которые считали, что Валерон умеет далеко не все. Камачо, в частности, признавался, что выходец с Канар не отрабатывает в обороне и поэтому его весьма рискованно ставить в пару к одному из форвардов. Он действительно умеет не все. Валерон сам признавался как-то, что, услышав шутку, ему порой приходится заставлять себя смеяться. Мол, излишняя серьезность мешает. Его главный (во всех смыслах) тренер Ирурета говорил: если бы Валерон добавил своей игре страсти, он стал бы лучшим в мире. На днях примерно то же самое сказал Менотти про Иньесту…

В конце 2001 года на официальном сайте УЕФА прошел опрос с целью определения лучших футболистов Европы по каждой игровой позиции. Лучшими левым полузащитником был назван Валерон (46,96% голосов). Позади остались Гути и Шолль. А рядом – Виейра, Бекхэм и Зидан. В следующем году Валерон вошел в список 50 номинантов на «Золотой мяч».

Первые полтора года в «Депоре» (сейчас это кажется уже неправдой, но Валерон до Ла-Коруньи играл и в «Лас-Пальмасе», и в «Мальорке», и в «Атлетико») полузащитник провел довольно блекло. Тогда блистали другие: Фран, Джалминья, все тот же Тристан. Купленный за 11 миллионов евро у вылетевшего в сегунду «Атлетико» Валерон долго осваивался в новом, чемпионском составе. Но потом, позже стало казаться, что он мудрее самого Франа, точно покладистее Джалминьи, однозначно стабильнее Тристана… 21-й номер «Депортиво» удивлял, творил, принимал совершенно неординарные решения, выдавал редкие по красоте передачи и демонстрировал чудесный дриблинг «на носовом платке». Валерон притягивал и одновременно раздражал той легкостью, с которой ему давались самые сложные элементы. Первый звонок раздался в 2002-м. В начале второй тайма матча «Депортиво» – «Вальядолид» только что вышедший защитник гостей Пенья на скорости врезался в Валерона, когда тот уже расстался с мячом. Поле покинул испанец, боливиец отделался горчичником.

Через два месяца Валерон вернулся. А через две недели столкнулся кость в кость с Барахой на «Месталье». Пять недель вне игры – это разве срок? Ирурета хотел ставить своего лидера уже на матч с «Атлетиком», но врачи посоветовали подождать еще месяц: связки плохо срастались. Лежа на больничной койке, Валерон подписал новый контракт с клубом до 2010 года, намекая на то, что он собирается закончить карьеру в Галисии.

Сезон 2003/04 оказался последним для того самого «Супер Депора», который затем стал «Бэби Депором», а в последние два года порой мог именоваться и «Сегунда Депором». Команда Ируреты завершила его на третьем месте в чемпионате страны и яркой еврокампанией, где начинала с 3:8 от «Монако», а заканчивала с 4:0 против «Милана». Валерон в Лиге чемпионов забил дважды – дома АЕКу и «Милану». На следующий день после ответного четвертьфинала на «Риасоре» La Gazzetta dello Sport вышла с шапкой «Падение Богов». Помимо ожидаемых фраз, вроде «Черный день в истории одного из величайших клубов мира» и «Милан» ни минуты не сыграл в своем стиле», итальянские журналисты выдали характеристику «Император полузащиты» в адрес одного из игроков соперника. Нетрудно догадаться, кого именно они имели в виду…

В том же году Валерон поехал в соседнюю Португалию, где сборная его страны не сумела даже выйти из группы. Сам полузащитник отметился результативным выходом на замену в матче с Россией: спустя 36 секунд после своего появления он поразил ворота Овчинникова, забив победный мяч. После Евро-2004 Валерон мог и должен был ехать и в Германию на чемпионат мира. Однако все вышло по-другому. Совсем по-другому.

22 января 2006 года на последних минутах матча с «Мальоркой» канарец травмировал левое колено. Мениск. Полгода. Терпеливо пережив срок, 29 июля он аккуратно набирал форму в «товаре» с «Бенфикой». Рецидив. Сначала обещали четыре месяца без футбола, затем обводили кружочком уже 7 января. «Хочу вернуться без лишних нервов и давления. Команда играет хорошо, но результат можно подтянуть, и я хотел был помочь в этом», – говорил полузащитник.

В 2007 году Хуан Карлос Валерон провел на поле ровно три минуты. Боли в суставе не проходили, и 20 марта совместно с клубным врачом Сесаром Кобианом было принято решение провести уже третью (!) по счету операцию на колене. «После 14 месяцев лечения и физиотерапии мы дважды давали «зеленый свет» игроку, но факт в том, что показывать свой лучший футбол в таком состоянии он не может», – заявил доктор.

Валерон не выходил на поле в официальных матчах 378 дней. Вы помните, сколько всего суток в году. Помните – я чуть выше это писал – что с момента первой серьезной травмы до очередной операции Валерон сыграл считанные минуты. Итого получается два. Два года. 2.

Затаив дыхание и не веря своим глазам, «Риасор» смотрел, как он меняет Гуардадо за 15 минут до конца встречи с «Вальядолидом». В начале этого года галисийцы имели семиматчевую домашнюю серию без побед. И вот три очка. И вот Валерон. Ну как тут поверить?..

Нынешний наставник «Депора» Лотина еще весной сказал, что главным успехом летней трансферной кампании он будет считать возвращение Валерона. В предсезонном турне по Дании канарец сыграл по тайму в обоих матчах с местными клубами, забил гол и отдал два результативных паса. На пару с Лафитой и Рики организовывал игру команды на чужой половине поля, как в старые добрые времена, исполнял все стандарты. Победив два раза израильский «Бней», «Депортиво» впервые за девять лет сыграет в Кубке УЕФА и впервые за последние три года «Риасор» встретит еврокубки. Несмотря на все это, на ответную встречу с израильтянами пришло всего восемь тысяч галисийцев. В несложной, в общем-то, по сюжету игре болельщики увидели, как победный мяч, с близкого расстояния замкнув прострел Рики, записал на свой счет 21-й номер команды. Во втором тайме Валерона заменил Миста. Не станем делить овации, равно как прежде не стали сопоставлять таланты, и скажем просто, что аплодисменты были. А уж кому из них – думайте сами.

После матча Лотина дал понять, что Валерону еще есть, над чем работать: «Его голова работает быстрее, чем это делает тело. Когда он сможет соединять в себе и ум, и физику, мы вновь увидим великого Валерона». Что в тот день произнес сам «великий», неизвестно, но вот слова, сказанные им в ноябре 2007-го: «Я знаю, что самое трудное еще впереди, но должен сохранять спокойствие. Не ставить перед собой временных засечек и всего лишь наблюдать, как будет развиваться ситуация».

Все-таки прав был Ирурета…