4 мин.

Минус десятка. Кого «Спартаку» не хватает для лидерства

Прошлый год Зелимхан Бакаев завершал надеждой сборной, этот — запасным «Спартака».

Наверное, 2020 год останется в памяти каждого, кто его переживёт. И у Зелимхана Бакаева, например, для того будут причины не только планетарного масштаба.

Начало года сейчас уже подзабылось, это было словно в другой жизни. Но если всё-таки поднапрячь память, то можно вспомнить, что стартовал в 2020-м Зелимхан так же мощно, как финишировал в 2019-м. В первом матче после зимы, против «Динамо» (2:0), Бакаев забил и отдал. Во втором, кубковом против ЦСКА (3:2), открыл счёт. Казалось, ориентир, который он задал сам себе ещё летом 2019-го, при Кононове, — давать результат в каждом матче — всё ближе. Но ковид в эту планомерность роста бесцеремонно вторгся и всё порушил.

И выбыл Зелимхан в тот самый момент на рубеже весны и лета, когда «Спартак» собирался после карантина для подготовки к летнему спурту. То есть в момент самый неподходящий, поскольку вынужденный больничный лишил его того самого пресловутого фундамента, на котором любой тренер возводит здание успеха. И весь дальнейший футбол Бакаева не очень сильно походил на тот, к которому аудитория успела привыкнуть.

Перемену в возможностях игрока, возможно, наглядней всего выразят цифры игрового времени. Если до ковида Доменико Тедеско оставлял Зелимхана на поле, как правило, до финального свистка, то после сократил среднематчевую порцию минут на двадцать-тридцать. А в текущем сезоне тренер даже иной раз позволяет себе невиданное — начинает игру без Бакаева. Так, в частности, обстоят дела сейчас: вот уже три матча подряд Зелимхан выходит лишь на заключительные минуты. И не сказать, чтоб «Спартаку» от этого стало лучше: с «Уралом» и «Динамо» удалось взять лишь по очку, у «Ротора» выиграли, но не шибко убедительно. То есть полноценный десятый номер красно-белым нужен, они страдают оттого, что его нет.

Наверное, это вообще одна из причин того, что «Спартак» неожиданно притормозил, не воспользовавшись в полной мере теми возможностями, что давали ему сбои конкурентов, отвлекшихся на Европу. Команде Тедеско не хватает мастера второй линии атаки, способного одновременно и вести игру, бегло ориентируясь в плотных слоях чужой обороны, и давать приличные объёмы, в том числе на скоростях, и обыгрывать, и бить. У Бакаева, кстати, прорезался было приличный удар из-за штрафной, в чём по весне имел возможность убедиться даже Игорь Акинфеев, но сейчас о том ничего уже не напоминает — когда плохо в целом, то плохо и в частностях.

Игровая стилистика Зелимхана в принципе подразумевает высокий уровень физической готовности, он привык к тому, что в этом смысле всегда в порядке, а потому теперешнее осознание ограниченности своих возможностей, надо полагать, вызывает в нём внутренний неуют. Который, как следствие, провоцирует неуверенность и дальнейшие игровые сбои – по закону снежного кома. Тем более что он натура крайне эмоциональная с элементами самоедства. Кстати, зная эту его особенность, тренеры стараются его подержать, если что не так, — в противном случае есть риск, что он себя загонит. Когда в сентябрьском матче сборной с сербами Бакаев не попал в пустые ворота с трёх метров, Станислав Черчесов после игры реагировал на это вполне миролюбиво: «Посоветовал бы ему себя не корить — не забил и не забил, ничего страшного».

Многоопытный Андрей Тихонов, который в игроцкой шкуре познал всё, уверен в психологической природе бакаевского кризиса.

– Когда он поймал свою хорошую игровую волну, болельщики вознесли его слишком высоко. Можно сказать, возложили на него роль лидера. Потом он переболел коронавирусом, возможно, растерял форму, потерял место в составе. Для молодого амбициозного пацана это сильный удар, с которым он не справился психологически. Когда его меняет тренер, посмотрите с каким лицом он уходит. Все эти нюансы видны. С другой стороны, ни один тренер не менял бы его, играй он здорово. Я думаю, сейчас все его проблемы чисто психологического плана, физически он готов играть.

Впрочем, если судить масштабно, все нынешние перипетии должны пойти Зелимхану на пользу. По тому самому закону, согласно которому всё, что не убивает, делает нас сильнее. За время зимних каникул он немного остынет, потом полноценно поработает на сборах и встретит сезон в тех кондициях, которые нужны ему для возвращения уверенности. И «Спартак», глядишь, обретёт десятку, столь необходимую ему для полноценной борьбы за титулы, которая весной разгорится с новой силой.

Впрочем, три важнейших матча остаются в красно-белом календаре и в 2020 году. Который Бакаев начинал так вдохновенно. А вдруг у него получится эффектно закольцевать? И забыть эту ковидную историю как страшный сон.

sportbox.ru