Матч ЛЧ впервые будет судить женщина: она тренирует строгий взгляд перед зеркалом, а небольшой рост не мешает работе
Позади у Стефани Фраппар Суперкубок УЕФА.
Французская рефери Стефани Фраппар продолжает творить историю. Она станет первой женщиной, отсудившей матч Лиги чемпионов. Ее назначили на игру «Ювентус» – «Динамо» Киев (2 декабря).
Фраппар появилась в Лиге 1 только весной прошлого года (до этого отработала 80 матчей в Лиге 2), но она очень быстро растет.
• В июле 2019-го Фраппар назначили на финал женского ЧМ в Лионе – Стефани получила отличные оценки.
• В августе прошлого года она первой из женщин судила Суперкубок УЕФА между «Ливерпулем» и «Челси». Фраппар отменила два гола – Пулишича в первом тайме и Маунта во втором. И там, и там были офсайды. А еще назначила верный пенальти после того, как Адриан снес Абрахама.
Топ-матч впервые судили девушки: упустили нарушение в серии пенальти, но в остальном было классно
• А теперь Фраппар назначили на матч ЛЧ.
Чаще всего на поле Фраппар самая маленькая (рост 164 см, вес 54 кг). Но девушке помогает социальная дистанция, которую она начала использовать задолго до того, как это стало мейнстримом. Об этом француженка рассказала в свежем интервью L’Équipe.
Ниже – ее монолог:
«Мой рост 1.64, но на поле я никогда не сталкивалась с проблемой, связанной с ростом. Я использую уловки, чтобы не оказаться в затруднительном положении: установила социальный пузырь, то есть расстояние не менее одного метра между мной и игроками, чтобы они не смотрели на меня свысока. Эта дистанция позволяет мне не оказаться в положении неполноценности.
Все-таки в моей работе взгляд очень важен. Он может доносить сообщения, которые более эффективны, чем слова. Я работаю над ним: проверяю перед зеркалом или перед своим окружением. Взгляд должен быть таким, чтобы утвердить авторитет, осудить поведение или продемонстрировать игроку доброжелательность и сочувствие.
Если игрок кричит на меня, опыт научил, что напряжение снижает более спокойная речь с моей стороны. На поле женственность может быть преимуществом в погашении конфликтов. Я всегда ношу трезвый макияж, не считаю это своим предназначением. Игроки должны видеть рефери, а не пол. Кроме «господин-судья», мне еще не приходилось подвергаться сексистским замечаниям или сталкиваться с попытками флирта.
Мне не трудно следить за накалом мужского матча. Ежедневно я ограничиваюсь как минимум одной или двумя тренировками, сочетающими высокую интенсивность, скорость, силовые тренировки, профилактику травм, аэробные нагрузки, растяжку, бег. Чаще всего тренируюсь на стадионе одна, но за мной дистанционно следит тренер по физподготовке из федерации (FFF), плюс у меня есть личный тренер.
Футбол всегда был семейным делом, с тех воскресных дней, когда мы ходили поддержать отца на стадионе. Как только я пошла в первый класс, я играла в футбол в школьном дворе, а в 10 лет начала заниматься в клубе. Я была очень увлечена соревнованиями. Мне нравилось соревноваться в кроссах. Кажется, я их выиграла почти все.
Со школьных лет мне так и не удалось избавиться от сильной застенчивости, но судейство позволило мне немного освободиться от нее. Кстати, эта застенчивость помогла мне не занимать слишком много места на поле. Она заставила меня не отнимать лидерство у игроков, которые должны оставаться звездами в игре. Можно сказать, что моя застенчивость определяла мою судейскую линию между спокойствием и безмятежностью».
Фраппар говорит, что не сталкивалась со случаями сексизма. Но, скорее всего, она просто старалась их не замечать. В 2015-м тренер «Валансьенна» Давид Ле Фраппер выпалил после матча в Лиге 2: «Что касается пенальти, то он был, но рефери его не увидела. Возможно, она каталась на коньках. Когда ты женщина и приходишь судить мужской спорт – это сложно».
Тренер затем пытался извиниться, но Фраппар избегала звонков от него и никак не комментировала ситуацию. «Она боец. Совсем одна в мужском мире, – говорит коллега Фрапар Сабин Боннин. – Когда мы говорим о сексистах, это не просто тренеры или игроки. Среди моих коллег-рефери до сих пор есть несколько человек, которые задаются вопросом, какого черта она там делает».
Один из первых наставников Стефани в судействе Жан-Клод Ле Паж подтверждает, что предрассудки мешали на старте ее карьеры: «Физически она намного опережала всех, включая мальчиков. Мы обнаружили огромный потенциал, но было трудно убедить всех окружавших нас мачо».
Президент УЕФА Александр Чеферин верит, что пример Фраппар вдохновит остальных девушек-судей: «Надеюсь, мастерство и самоотдача, благодаря которым Стефани вывела карьеру на столь высокий уровень, вдохновят миллионы девочек и женщин по всей Европе и продемонстрируют им, что ничто не должно стоять на пути к их мечте».
Ибра забивает в 39, Буффон тащит в 42, Роналду не планирует заканчивать. Футбол и правда стареет?
Фото: globallookpress.com/Keystone Press Agency, Seskimphoto, via www.imago-image