«Севилья» замотала «Краснодар» перестроениями. Логичная тренерская победа Лопетеги
Никакой равной игры во втором тайме не было.
За сутки до матча Мурад Мусаев сказал: «Мы понимаем, что нам нужно улучшить, и завтра попытаемся не допустить тех ошибок, которые были в предыдущем матче». После эмоционально тяжелого отрезка у «Краснодара» действительно были поводы для оптимизма: прервана серия из пяти поражений подряд, вернулись важные атакующие игроки – Кабелла, Классон, Ари, Вандерсон, Смольников (все-таки он гораздо полезнее Мартыновича в атаке), Вильена и Газинский постепенно обретают тонус.
Но были и трудности. Например, игру пропускал Сафонов – а Матвей единственный в этой ЛЧ, кто реально тащит, и даже ошибка в матче с «Челси» не портит общее впечатление. На этом проблемы в защите не заканчиваются: Кайо и Сорокин все еще стабильно привозят, а качественной замены им нет.
Мусаев признал, что вводные Лопетеги его удивили: испанец перешел на схему с тремя центральными защитниками (Кунде, Гуделем и Диего Карлосом), а позиции латералей заняли Эскудеро и Окампос. Эта схема немного знакома «Севилье» – именно так она начинала в матче против «Атлетика» (1:2). Скорее всего, поводов для такой перестановки стало отсутствие Хесуса Наваса, Алеиша Видаля и Акуньи. «Севилья» планировала качественно обороняться, особенно учитывая неуверенную игру Вацлика в последнем туре.
Сам Мусаев вряд ли поразил Лопетеги: «Краснодар» начал классическими 4-2-3-1, переходящими в 4-4-2 при защите, а в пару к Бергу поднимался Кабелла.
«Краснодар» не навязал прессинг и в целом не понимал, как накрыть атаки «Севильи»
Мусаев говорил, что команда разобрала ошибки в обороне, и явно надеялся на более надежную игру. Но в первом тайме эффективности не прибавилось – за два матча Мусаев не решил проблему первой фазы прессинга.
В последнее время «Краснодар» при прессинге трансформируется в 4-4-2. В Испании Берг и Уткин располагались узко и глубоко, не мешая «Севилье» переводить игру на фланги. Во вторник была похожая ситуация, но с важным дополнением: схема с тремя центральными защитниками изначально давала «Севилье» численное превосходство над Бергом и Кабелла.
Еще выход в атаку испанцам упростило наличие Фернандо – он принимал мяч в одиночестве, так как Газинский и Ольссон опекали Ракитича и Родригеса.
Данные InstatScout
Проблема в следующей фазе – качественное движение Эскудеро и Окампоса. Из-за флегматичного давления «Краснодара» центральные защитники Кунде и Карлос часто оказывались свободны. Когда они получали мяч, Шапи и Классон выбирали: либо выдвигаться к ним, либо оставаться на своих местах. Часто Классон поднимался к Кунде, а Окампос открывался на свободное место – и мяч тогда получали центральные полузащитники, под которых смещался аргентинец.
С Шапи несколько иная ситуация: он выдергивался чуть реже, но Эскудеро все равно оставался со Смольниковым один в один. Сулейманов располагался ближе к центру и при переводах на фланг часто опаздывал. Выглядело это странно – около Ракитича и так оказывались Ольссон или Газинский, поэтому Шапи порой никого не закрывал. В целом «Краснодар» не был готов к такой тактике «Севильи» и позволял гостям легко преодолевать прессинг и продвигаться вперед.
Предголевая атака – идеальный пример непонимания «Краснодара», как обороняться против «Севильи». Хозяева не разобрались в передвижениях гостей, отдали центр поля и оставили фланги свободными.
Ольссон потерял Ракитича, Сулейманов (в центре) забрал Де Йонга, которого отпустил Мартынович, Газинский оказался далеко от эпизода и не подстраховал. Фернандо умно создал численное преимущество и отдал пас свободному Эскудеро.
Дальше Эскудеро ошибся, но важно другое: у него было несколько вариантов развития атаки. Можно было обыграть Смольникова 1-в-1, но он остановился, увидев свободную опцию в центре + возможность перевода на Окампоса.
«Севилья» атаковала с тотальным численным преимуществом. И тут «Краснодару» долго мешала роль Кабелла
Вторая нерешенная проблема прошлого матча – тогда «Севилья» даже вдесятером создавала численное преимущество в нужных ей зонах. В Краснодаре проблема стала чуть ли не острее.
«Севилья» насыщала центр и полуфланги. Механизм прост: Родригес и Ракитич выдвигались под передачи Кунде, Карлоса и Эскудеро, Де Йонг и Мунир тоже смещались в центр.
Движение Родригеса и Ракитича – опция под перепас с Фернандо. Бразилец всегда был один, благодаря этому андалусийцы легко закреплялись в центре поля. Это подтверждает и статистика: за первый тайм трио полузащитников выполнило 94 передачи – это 30% пасовой активности в первом тайме.
Другая опция создания численного преимущества – перемещения Де Йонга и Мунира (особенно важен Мунир – 16 приемов мяча в первом тайме и работа скорее атакующим полузащитником, чем форвардом).
Когда Мунир отскакивал к полузащитникам, «Севилья» получала существенный перевес: три или четыре игрока против двух. При этом Мунир всегда находился за спинами Ольссона и Газинского, а значит, Мартынович и Кайо тоже ничего не могли с ним поделать. Пойти за Муниром – значит оставить партнера в одиночестве с Де Йонгом. Так «Севилья» держала игру под контролем и могла убегать в контратаки.
Из-за таких перегрузов возникли вопросы к роли Кабелла. Если в его задачи не входил интенсивный прессинг, зачем он нужен в паре с Бергом? Они никак не препятствовали строительству атак «Севильи», тогда как в центре «Краснодар» невероятно нуждался в дополнительном полузащитнике. Это становилось особенно заметно, когда краснодарцы вжимались в штрафную вшестером – Кабелла где-то блуждал, а зона подбора около штрафной была свободна.
Итого – на каждом этапе «Севилья» владела численным преимуществом. Тройка центральных защитников против пары форвардов, выше – Фернандо, Ракитич и Родригес против Газинского и Ольссона + добивание включениями Мунира. Это вылилось в 60% владения мячом, гол и еще несколько опасных моментов. «Краснодар» первый тайм провалил.
После перерыва Мусаев резко изменил игру – «Краснодар» скрутил Фернандо и улетал в атаки сам. Но это продлилось недолго
Доминирование испанцев вынудило Мусаева пойти на перестановки: вместо Шапи вышел Вандерсон, поменялась система и интенсивность прессинга, Кабелла получил новое задание.
Прессинг теперь выглядел так: Классон, Берг и Вандерсон играли по центральным защитникам, Рамирес и Смольников – по латералям, а Кабелла плотно держал Фернандо. Это моментально дало результат: «Севилья» потеряла контроль над мячом, а «Краснодар» создал два момента, три раза бил по воротам и сделал пять успешных обводок («Севилья» – 0).
Другой важный момент – Кабелла получил оборонительное задание не только под прессинг. После перерыва он откатывался назад при позиционной обороне. Получился логичный ход: «Краснодар» убрал одного прессингующего игрока, зато лишил «Севилью» разыгрывающего полузащитника: с 45-й по 52-ю минуты Фернандо коснулся мяча всего 4 раза.
Игру решили прекрасные замены Лопетеги. Никакой равной игры во втором тайме не было
Выразим респект Лопетеги: он еще до пропущенного гола увидел проблемы «Севильи» и перешел на 4-2-3-1 с Ракитичем в роли десятки. Хулен ориентировался на ход матча, а не на счет – это черта тренера топ-класса.
После того как счет сравнялся, Лопетеги продолжил радовать матч-менеджментом и убрал Ракитича, который исполнил Кабелла образца первого тайма: задержался в атаке и не подстраховал партнеров около штрафной.
Замены Лопетеги действительно поменяли игру. Во-первых, дополнительный опорник помог «Севилье» наладить выход из обороны в атаку: Кабелла оставался против Фернандо и Жордана, а Газинский и Вильена его поддерживали очень слабо. Статистика фиксирует главное – Ракитич и Родригес растворились во втором тайме, тогда как Жордан и Оливер Торрес активно развивали атаки (7 передач на половине поля «Краснодара» против 51).
Отдельный вопрос – физическая готовность Газинского. Под конец матча было видно, что ему тяжело, он часто не успевал за эпизодами – и Оливер Торрес постоянно действовал за спинами опорников. Второй гол пришел именно из его зоны.
Другая подстройка «Севильи» под «Краснодар» – переход на игру с полноценными вингерами. На правом фланге «Краснодара» творился ад. Рамирес возвращался пешком, поэтому там царствовали Рекик и Идрисси: 11 атак в последние полчаса пришли именно оттуда.
Благодаря этой статистике можно развеять миф о том, что второй тайм получился равным. На самом деле «Краснодар» ничего не извлек из пары неплохих контратак, затем просел и раз за разом проваливался: 3:12 по ударам, 1:4 по голевым моментам в последние полчаса игры.
Отдельного упоминания заслуживают Мунир и Кунде – за счет них Лопетеги неоднократно перестраивал игру. Мунир действовал на трех позициях: форвард + левый и правый вингер. Благодаря нему «Севилья» успешно сочетала позиционное нападение и контратаки.
Кунде исправился после провала в третьем туре: во вторник он помог команде после убойного момента Кабелла, сам имел супермомент, когда элегантно убрал Кайо, и выиграл 100% единоборств. Француз помог Лопетеги поменять матч – из центра защиты он перешел на край обороны.
«Краснодару» остается только сожалеть – была возможность набрать 4 очка в двух матчах, но команда дважды оступилась и потеряла шансы на плей-офф ЛЧ. Винить стоит только себя. В первом матче Мусаев совсем не смог перестроить команду, а дома не нашел вариантов, как поменять игру после замен Лопетеги.
Очевидно, что «Краснодар» ждет сложнейший момент в истории клуба: после 7 поражений в 10 играх ситуация в команде явно накалена. Сначала в Севилье взорвался Шапи, потом от внешнего давления накипело у Мусаева, теперь прямой конфликт Кайо и Газинского прямо на поле во время игрового эпизода. В этом нет ничего хорошего.
Графика с передачами «Севильи» – Футбол в цифрах
Фото: twitter.com/ru_stats; REUTERS/Maxim Shemetov
Играй быки по-другому и выиграй - логично, что сейчас бы мы все радовались, а не рассматривали подробный рисунок трещин на рогах и копытах.
Хулен ориентировался на ход матча, а не на счет – это черта тренера топ-класса.
Такие фразы чуть режут глаз. Кто назначил это чертой топ тренера? Автор спорц ру? А если вы это вычитали у Липпи, Сакки или Кройфа - тогда желательно добавлять: "по мнению". Все же для многих пользователей компетентность и авторитет авторов спорца не настолько очевиден, что они могут определять черты топ тренера, хорошего тренера, плохого тренера.