78 минут в меньшинстве и 300 болельщиков из Петербурга: каким был первый еврокубковый матч «Зенита» в Италии
Официальный сайт сине-бело-голубых вспоминает выездную игру против «Болоньи» 30 сентября 1999-го.
Знакомство зенитовцев с Италией случилось в начале 1960-х. Осенью 1962 года ленинградская команда провела на Апеннинах три товарищеские встречи в течение одной недели: разбила «Сампдорию» (4:1) и «Ливорно» (5:1), устроила град голов на пару с «Моденой» (3:3). После этого матчи с итальянскими соперниками, не имевшие официального статуса, повторялись с определенной периодичностью. Например, в 1974-м «Зенит» увез из Болоньи главный трофей Турнира памяти Ренато Даль’Ара — 16-килограммовый кубок, названный в честь многолетнего президента местного одноименного клуба; его имя также получил главный городской стадион.
Ровно через четверть века после этого пришло время первой официальной игры сине-бело-голубых на территории Италии. По иронии судьбы оппонентом петербуржцев на стадии 1/64 финала Кубка УЕФА-1999/2000 стала все та же «Болонья». «Зенит», заняв пятое место в чемпионате России-1998, вернулся в еврокубки после десятилетнего отсутствия — и не рассчитывал быстро прощаться с ними.
К сожалению, результат первого матча — домашнее поражение от красно-синих 0:3 — оставлял команде Анатолия Давыдова мало надежд перед ответной встречей. Конечно, был еще вопрос престижа, к тому же зенитовцам совсем не хотелось второй раз подряд огорчать своих болельщиков. Особенно тех, кто, несмотря на многие организационные сложности, решился пробить дебютный евровыезд — около 300 человек из Петербурга должны были поддержать сине-бело-голубых на трибунах 40-тысячного «Ренато Даль’Ара».
Солидное преимущество хозяев, добытое в России, плюс раннее время начала матча и будний день (17:00, четверг) привели к тому, что стадион «Болоньи» оказался заполнен едва ли наполовину. По протоколу было 22 тысячи зрителей, но в ряде отчетов в СМИ тех дней фигурировала цифра в 13 тысяч. С уверенностью можно сказать только одно — перед игрой итальянская сторона, понимая низкую популярность предстоящего события, распределила 11 тысяч бесплатных билетов среди школьников и студентов. И молодежь Болоньи с удовольствием отправилась смотреть на относительно молодой зенитовский состав — средний возраст игроков сине-бело-голубых был 25,4 года.
Впрочем, 30 сентября 1999-го, — в день матча — незадолго до стартового свистка показалось, что «Зенит» на «Ренато Даль’Ара» вполне могут и не увидеть. Дело в том, что принимающий клуб не только не обеспечил команде гостей посадку в болонском аэропорту, — петербургскому чартеру пришлось садиться и взлетать в городке Форли, в 73 километрах в сторону адриатического побережья — но и поселил ее не в самом городе, а в курортной зоне, в нескольких часах езды от стадиона. По этой причине Давыдов отказался от предыгровой тренировки в Болонье и провел ее рядом с отелем, и из-за этого же автобус с зенитовцами выехал на игру за три часа до ее начала. Собрав по пути все местные пробки, периодически объезжая заторы по встречной полосе, он добрался в итоге до места назначения, когда был уже пятый час вечера. Футболисты жаловались на онемевшие в дороге ноги, колени и поясницу.
И без того нервную и стрессовую ситуацию лишь усугубили события, случившиеся в самом дебюте игры. На 8-й минуте 33-летний полузащитник хозяев Фонтолан откликнулся на подачу с углового, переиграл в воздухе Березовского и пробил в пустой угол. Стоявший на линии Угаров, перекрывая путь мячу, выбил его из ворот руками, на 11 лет предвосхитив поступок уругвайца Суареса в четвертьфинале ЧМ-2010, — и досрочно покинул поле. Забегая вперед, отметим, что «Зенит» провел в меньшинстве 78 минут — составы уравнялись в самой концовке, когда Бабий сфолил на Ингессоне, и разозлившийся швед грубо ответил украинскому защитнику, заработав второе предупреждение.
У капитана «Болоньи» тот день вообще не задался. Назначенный после удаления Угарова пенальти взялся бить именно Ингессон, однако зенитовский вратарь справился с ударом, накрыв мяч в левом от себя углу. А полчаса спустя, неожиданно для всех, гости вышли вперед — острая контратака, передача Давыдова, забег и навес Максимюка и точный удар головой Панова. Великий Пальюка, который был выше миниатюрного нападающего почти на 30 сантиметров, с его выстрелом не справился.
«Болонья» отыгралась мгновенно: все тот же Фонтолан вновь выиграл борьбу наверху после подачи со штрафного и на этот раз заставил Березовского достать мяч из сетки. Короткая передышка не изменила расклада сил. Хозяева безостановочно атаковали, гости довольно сумбурно отбивались. На 74-й минуте Синьори, автор дубля в петербургском матче, нашел передачей Чиприани, и 18-летний нападающий, пробив точно в верхний угол, вывел итальянцев вперед. Мало кто в этот момент верил, что у уступающего в счете и численности состава «Зенита» хватит сил на ответ.
Однако они нашлись. За мгновения до финального свистка Кобелев подал угловой, нашел в штрафной Кондрашова, и защитник петербуржцев спас свою команду от поражения. Первая еврокубковая игра сине-бело-голубых в Италии завершилась достойным ничейным результатом, три сотни болельщиков, среди которых срывали голосовые связки Михаил Боярский, Геннадий Орлов и Сергей Мигицко, встретили зенитовцев аплодисментами, а один из итальянских фанатов так отозвался обо всем произошедшем: «Теперь мы знаем, что в России есть три команды: „Спартак“, „Динамо“ Киев и „Зенит“!».
=========================================================================
Вот эта смешная :)))
А на матче когда пенальти отбили, была уверенность что проиграть не должны, что сдюжим хоть ничейку, так и вышло)) итальянцы весь матч к нашему сектору подходили розами меняться, доходило до того, что итальянских роз было как гуталина у кота матроскина))
Как молоды мы были ..