«Локомотив» мог первым в России взять еврокубок. В полуфинале Кубка Кубков с «Лацио» вели в счете! Не хватило чуть-чуть
Мы продолжаем рассказывать в этом блоге еврокубковую историю «Локомотива» голосами его болельщиков. Героем такого текста можете стать и вы — просто пишите в личку @LokoEurostat в соцсетях. В первой серии был самый первый домашний матч железнодорожников на европейской арене — в 1993 году против туринского «Ювентуса» с Конте и Каррерой в составе.
Идем дальше, вспоминая о противостоянии, в котором «Локо» как никогда близко подобрался к европейскому трофею. В апреле 1999 года в соперниках снова был клуб с Апеннин, римский «Лацио».
Римляне переживали, пожалуй, лучшие годы в своей истории. В 1998 году они дошли до финала Кубка УЕФА и взяли Кубок Италии, а в 2000-м выиграют долгожданное скудетто. В составе клуба тогда блистали Роберто Манчини, Кристиан Вьери, Алессандро Неста, Павел Недвед, Синиша Михайлович, Деян Станкович...
«Локо» был явным андердогом, хотя состав у железнодорожников тоже подобрался, по российским меркам, топовый. Вскоре из той команды в топ-чемпионаты перебрались Руслан Нигматуллин, Сергей Гуренко и Алексей Смертин. Сезоном ранее московский клуб уже доходил до полуфинала Кубка Кубков. Тогда «Локо» оба раза с минимальным счетом уступил немецкому «Штутгарту». С «Лацио» получилось еще мощнее.
Чем «Локо» привлекал тогда болельщиков? «За «Спартак» болели почти все, особенно, кто плохо разбирался в футболе. А «Локо» — самобытный андердог, вся страна восхищалась победой над АЕКом»
О той встрече вспоминает Иван Namer, который смотрел московский матч со стадиона. Но сначала коротко о том, почему вообще в конце 1990-х люди выбирали «Локомотив», когда в России спартаковцы, по сути, не оставляли никому шансов.
«В 1998 году мне 14, я в 8 классе. На тот момент ситуация в футболе была следующая: болеть за «Спартак» — слишком неинтересно: это непререкаемый гегемон и вечный чемпион, побеждает всех и всегда, дома и на выезде; за него болеют 80% школьных знакомых, да и вообще всех болельщиков в России, особенно тех кто плохо разбирается в футболе. По популярности этот феномен в те годы можно было сравнить разве что с катанием на китайских роликах или прослушиванием музыки группы «Сектор Газа».
Второй на очереди вариант — ЦСКА, но в таком случае меня бы стали ненавидеть 80% знакомых, а также отец с дедом. «Динамо» в чемпионате России 1998 заняло 9 место, «Торпедо» — 11-е. Как говорится, без комментариев. Про «Локомотив» же не было известно почти вообще ничего — только помнил, как вся страна восхищалась победой над неким АЕКом. И как после этого отец, всю жизнь проработавший на железной дороге, но болевший за «Спартак» (естественно), сокрушался, что пропустили в добавленное время в Штутгарте. Выбор казался очевидным. Эдакий оптимальный вариант, самобытный футбольный андерграунд».
Джанашия божил: сделал хет-трик в 1/4 финала и забил единственный гол «Лацио». Свен-Йоран Эрикссон говорил, что грузин мог бы спокойно играть в Серии А
Осенью 1998-го «Локо» прошел в Кубке Кубков киевский ЦСКА и португальскую «Брагу». Дальше уже была евровесна — четвертьфинал с израильским «Маккаби» состоялся в марте 1999-го.
«И вот, долгое межсезонье. Вся страна ждет первого матча нового сезона, и «Локомотив» красиво отвечает на все вопросы еще в первом матче — хет-трик Джанашии в ворота «Маккаби», полные трибуны... Но родители не отпустили меня на матч, и я разгромил комнату молотком.
На следующую игру против итальянского гранда «Лацио» мы уже точно идем с одноклассником, болеющим за «Спартак» (естественно). Это мой первый матч на стадионе, если не считать летнюю Универсиаду-98 (где поехали болеть за Россию, а попали на Катар с Португалией). Надо ли говорить про эмоции? Битком забитый болельщиками разных команд стадион в едином порыве гонит «Локо» вперед. Организованных песен или кричалок не припоминаю — только простые заряды типа «Локо», «Локо» или «Россия, Россия», но зато всем стадионом.
Во втором тайме Джанашия в падении отправляет мяч в ворота итальянцев. Несмотря на начало апреля, было прохладно, но мы раздеваемся по торсу. Правда через 10 минут одеваемся обратно (после ответного гола итальянцев), но начало положено — отныне в моем сердце лишь одна команда. Андрей Михайлов, если читаешь это, спасибо тебе за компанию!»
В тот вечер «Локо» был очень близок к победе — во втором тайме железнодорожники создали еще несколько опаснейших моментов. Но в итоге пропустили ответный мяч в контратаке и довольствовались ничьей. «Мы доминировали на поле и вполне могли выиграть. Оттого после матча ничья казалась печальным недоразумением», — вспоминает Иван.
Форварды российской команды затерзали оборону итальянцев, что отметил на послематчевой пресс-конференции и наставник «лациале» Свен-Йоран Эрикссон: «Нет смысла делать комплименты Джанашия. Считаю, что этот форвард достоин того, чтобы выступать в одном из клубов итальянской серии А. Чувствуется высокий потенциал и у его напарника Дмитрия Булыкина. В первом тайме он держался пассивно, зато во втором доставил нам немало неприятностей».
Ничья дала России шестой клуб от России в еврокубках, но не пустила «Локо» в финал. «На домашних матчах ЧР атмосфера оказалась совсем другой, по-своему уютной, когда было слышно каждого болельщика»
К слову, именно ничья с «Лацио» в Черкизово принесла стране в таблице коэффициентов заветное очко, благодаря которому осенью 2000 года в еврокубках смогли стартовать шесть российских клубов. Но для «Локомотива» ее оказалось недостаточно. Ответные нули в Риме и правило выездного гола не пустили железнодорожников в финал турнира, где «Лацио» предсказуемо обыграл испанскую «Мальорку».
Так, не проигрывая суперзвездному сопернику ни секунды, подопечные Юрия Семина второй год подряд остановились в шаге от первого европейского трофея для российских команд в постсоветской истории. В итоге российским болельщикам пришлось ждать весны 2005 года и ЦСКА Валерия Газзаева.
Тем не менее, то противостояние несомненно добавило железнодорожникам немало новых болельщиков, среди которых и наш герой: «На домашних матчах чемпионата России 1999 года атмосфера оказалась совершенно другой, по-своему крутой и уютной, когда было слышно каждого болельщика, кричащего что-то игроками, а над фан-сектором на Востоке висел микрофон... Но это, как говорится, уже совсем другая история».
8 апреля 1999. Кубок Кубков. 1/2 финала, 1-й матч
«Локомотив» (Москва) – «Лацио» (Рим) – 1:1 (0:0)
Голы: Джанашия, 61; Бокшич, 77
«Локомотив»: Нигматуллин, Чугайнов, Арифуллин, Дроздов, Черевченко, Харлачев (Маминов, 85), Гуренко, Смертин (Лоськов, 46), Лаврик, Джанашия, Булыкин
«Лацио»: Маркеджани, Негро, Фавалли, Панкаро, Михайлович, Ломбардо, Станкович, Алмейда, Де Ла Пенья, Салас (Манчини, 73), Вьери (Бокшич, 65)
Предупреждения: Михайлович, Арифуллин, Салас, Де Ла Пенья, Бокшич
Москва, стадион «Локомотив», 23 000 зрителей.
Понравился текст? Не забудь поставить плюс и подписаться на этот блог, а также на аккаунты @LokoEurostat в твиттере и инстаграме. Самое интересное еще впереди!