У защитника «Вулвз» 25 матчей за сборную Англии по футзалу. Взлетел из нон-лиги, а теперь готов играть за Россию или Украину
Отец из Москвы, мама из Киева.
В конце сентября «Вулверхэмтона» проиграл 0:4 «Вест Хэму». После такого провала главный тренер Нуну Эшпириту Санту доверил место слева в центре обороны 23-летнему Максу Килмену.
Раньше парень редко попадал в основу, но на этот раз за свой шанс ухватился крепко: отыграл во всех пяти матчах по 90 минут (3 победы, ничья и поражение), пропустив всего два гола и отметившись победной голевой. Нуну Санту в итоге признали тренером октября в АПЛ, а Килмена – лучшим игроком матча с «Лидсом».
Хотя капитан «Вулвз» Коннор Коуди по ошибке подумал, что лучшим признали его, но затем быстро сориентировался: «Макс полностью заслуживает это! Он тренируется с нами уже несколько лет, знает все маневры. Он – прекрасный парень. Дал нам баланс ближе к левому флангу. Макс был хорош в последних играх и продолжает развиваться».
Два года назад гонял в пятой лиге и выступал за сборную в футзале, первый после Смоллинга ворвался в АПЛ из нон-лиги
У Килмена необычный путь в Премьер-лигу. До 15 лет он занимался футболом в академии «Фулхэма», а затем играл в клубах из английских низов – «Уэллинг Юнайтед», «Марлоу», «Мейденхед Юнайтед».
С подросткового возраста Макс параллельно занимался футзалом. Там получалось лучше – с 2015-го по 2018-й Килмен сыграл 25 матчей за сборную Англии. Но карьеру в футзале пришлось остановить из-за случая, изменившего его жизнь. Во время мини-футбольного матча между Англией и Уэльсом игрока присмотрел главный скаут «Вулвз» Мэтт Хоббс, который предложил ему присоединиться к команде. Хоббса привлекли физические данные (192 см) и технические навыки игрока.
Макс прошел просмотр и в последний день летнего окна 2018 года подписал с «Вулвз» двухлетний контракт, перейдя из команды пятой лиги «Мейденхед Юнайтед». «Я совсем этого не ожидал, – признавался защитник. – То, что это произошло, было невероятным. В футболе может произойти все. Вы должны быть в нужном месте в нужное время, чтобы вас заметили».
Килмен сначала играл в команде до 23 лет, постепенно стал попадать в заявку на матчи основы, а в мае прошлого года дебютировал в Премьер-лиге в игре против «Фулхэма», в котором когда-то начинал заниматься футболом. Он стал первым игроком за более чем 10 лет, который без всяких аренд напрямую добрался до игры в АПЛ из нон-лиги. До него это удалось Крису Смоллингу, который в 2008-м перешел из «Мейдстон Юнайтед» в «Фулхэм».
Нуну Санту за месяц до дебюта хвалил парня: «Макс на сто процентов интегрирован в состав [основной команды]. Я считаю его очень хорошим футболистом. Он должен совершенствоваться, как и все молодые игроки, но мы очень довольны Максом».
А Килмен все еще не может поверить, что все по-настоящему: «Это было нереально – выйти на поле и осознать, что ты в Премьер-лиге. Иногда я все еще задумываюсь: «Ух ты, я в Премьер-лиге». Я очень счастлив там, где нахожусь сейчас, мне нужно продолжать идти вперед и развиваться».
В октябре, когда дела пошли в гору, Макс переподписал контракт с клубом до 2025 года. Игрок очень благодарен за доверие Нуну Санту: «Топ-тренер. Он и его помощники очень мне помогли, потому что, когда я только пришел, я думал, что был недостаточно физически подготовлен. Было несколько аспектов, над которыми мне нужно было поработать, и они помогли мне стать более полноценным спортсменом и прибавить в тактике. Он много требует от игроков, но очень в них верит. Если вы проявите должное старание, то получите вознаграждение в виде игрового времени».
Считает, что футзальный опыт помогает ему в футболе. Хочет, чтобы футзалу уделяли больше внимания в академиях
Недавно Килман назвал позором решение футбольной ассоциации Англии прекратить финансирование футзальной сборной. Там решили вкладываться больше в массовый спорт, но Макс уверен, что это следствие несерьезного отношения к футзалу в стране:
«Я все еще поддерживаю контакты с некоторыми из моих партнеров по сборной Англии, и они опустошены. Они вложили все в игру за Англию.
В Испании и Бразилии дети растут, играя в футзал. Когда им исполняется 13-14 лет, они принимают решение, заниматься им футболом или оставаться в футзале. В Англии же только футбол. У нас странные занятия в зале возможны только если на улице холодно или идет дождь.
Но ведь это важно с раннего возраста. В футзале очень важна тактика, игра идет на маленьком пространстве. Это улучшает понимание игры и способность принимать решения. Заставляет быстрее думать. Затем, переходя в футбол 11 на 11, вы чувствуете себя более комфортно.
Я начал заниматься футзалом в 14 лет и тренировался по вторникам и четвергам. При переходе в футбол это помогло мне более уверенно владеть мячом под давлением, лучше понимать обстановку и быстрее принимать решения. Есть некоторые академии, в которых раз в неделю играют в футзал, поэтому я определенно посоветовал бы детям младшего возраста играть в него».
Знает русский, думает об игре за сборную России или Украины, в детстве фанател от «Челси» и Джона Терри
Макс родился в лондонском районе Челси в русско-украинской семье. Его отец Алекс – родом из Москвы, а мама Мария – из Киева. В ноябрьском интервью BBC игрок заявил, что рассматривает возможность сыграть за сборную России или Украины:
«Вопрос остается открытым. Когда я был младше, я иногда оставался в Москве, проводил много времени в Киеве, где все еще живут родственники по линии мамы. Родственники по линии отца переехали в Нью-Йорк, так что мой русский не так хорош, как мог бы быть. Но я могу на нем говорить».
Главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко уже подтвердил, что наблюдает за футболистом. «Да, мы смотрим за ним. Но, чтобы выступать за сборную, ему нужно получить украинский паспорт», – сказал Шевченко.
Нуну Санту пока хочет, чтобы игрок закрепился на уровне АПЛ: «Мы уже третий сезон работаем с Максом. Все знают его прошлое, его развитие как игрока, и теперь он преуспевает. Но самая сложная задача в футболе, как для игрока, так и для команды – закрепиться и поддерживать этот уровень снова и снова. Это вызов для игрока, но мы довольны Максом».
У Килмена в футболе есть ориентир – Джон Терри: «Я был фанатом «Челси», когда рос, и он всегда был тем, на кого я равнялся. Он не был самым быстрым игроком, но мое внимание привлекло то, как хорошо он читал игру и героически защищался».
Фото: Gettyimages.ru/Alex Pantling, Catherine Ivill
И по внешности, и по имени-фамилии он как-то больше на британца походит.