Полузащитник «Мехелена» – школьник, но уже закрепился в основе. Равняется на Каземиро и стремится к абсолютной вершине
В своем последнем на данный момент матче, который состоялся в конце сентября, 18-летний полузащитник «Мехелена» Астер Вранкс оформил дубль и принес клубу победу над «Сент-Трюйденом». В следующих четырех турах футболиста не было даже в заявке: у него диагностировали коронавирус. Совершеннолетие Астер отмечал, сидя дома на карантине. Теперь он вернулся в строй и сегодня готов помочь команде в выездном матче против «Зюлте-Варегема» – прямого конкурента по таблице. Игра начнется в 18:00 по московскому времени.
Положительный тест на коронавирус не удивил Вранкса: «Болела голова, меня тошнило. Мы знали, что новая инфекция гуляет по клубу, поэтому я сразу заподозрил, что ей заразился. К счастью, болезнь прошла в легкой форме, просто отлежался пару дней. Не знаю, где подхватил коронавирус – скорее всего, в команде, хотя мы были очень осторожны. Я лежал на массажном столе, когда мне объявили результат теста. Мне сказали собрать вещи и уехать как можно скорее, не разрешив ни с кем попрощаться. Меня отвезли домой, поскольку водительских прав я пока не получил. Добрались быстро: от базы клуба до Эрпс-Кверпса всего полчаса езды».
— Как прошел домашний карантин?
– Я просидел в своей комнате две недели. Родители приносили еду. Со всеми общался только по телефону. Скучно не было, потому что часами рубился в FIFA на Playstation, так что в моей жизни все-таки был футбол. Чтобы убить время, занимался дома фитнесом, а по вечерам выходил на пробежку.
– А так можно было?
– Я бегал ближе к ночи, когда на улице уже никого не было. В конце концов, мне надо было поддерживать себя в форме. Я пропустил три недели – неизвестно, как болезнь сказалась на моем состоянии. Думаю, все не так уж плохо.
– В прошлом сезоне «Мехелен» финишировал шестым, теперь находится близко к зоне вылета. Тебя это удивило?
– Естественно, мы этого совершенно не ожидали. Но мы не переживаем, потому что понимаем, что нам просто не везло. Не верю, что с такой игрой у нас будут серьезные проблемы. Рано или поздно все должно наладиться.
– Скучаешь по фанатам? «Мехелен» ведь славится внушительной поддержкой болельщиков.
– Конечно, команда оживает, когда ее гонят вперед фанаты. Нам не хватает адреналина, хотя это не должно служить оправданием. Мы в любом случае играем ради болельщиков, даже если они сидят дома. Я не хочу привыкать к новой реальности. Когда видишь эти пустые трибуны перед матчем, думаешь: «Чем мы вообще занимаемся? Вышли как на тренировку». Но мой настрой это не сбивает, потому что я и на тренировках заряжен как следует.
– Ты любишь и отбирать мяч, и прибегать в чужую штрафную. Ты все-таки опорник или атакующий полузащитник?
– Да, я могу исполнять обе роли, но мне ближе золотая середина: охотиться за мячом по всему полю и быть полезным в обеих штрафных площадях.
– Недавно у тебя появился конкурент в центре поля – Стивен Дефур. Когда он выиграл «Золотую бутсу» (премию лучшему футболисту чемпионата Бельгии по итогам календарного года – прим. «Про-Лига), тебе было четыре года.
– В детстве я не был футбольным фанатом, мне просто нравилось гонять мяч на улице. Редко смотрел матчи по телевизору и уж тем более не знал про индивидуальные награды. Что касается прихода Стивена, то здоровая конкуренция никому не повредит. Вся команда только выиграла от появления такого опытного футболиста.
– Станешь ли ты в итоге преемником Акселя Витселя в составе сборной Бельгии?
– Я не стану загадывать, это было бы неразумно и самонадеянно. Кроме того, мы с Акселем отличаемся: он предпочитает контролировать центр поля, а мне нравится подключаться к атакам.
– А вот твой одноклубник Онур Кайя сравнивает тебя с Артуро Видалем.
– Видаль – кусачий и яростный. Сопернику не удастся от него уйти. Я понимаю, что Онур видит некоторое сходство, но различий гораздо больше. Как минимум у меня нет такого крутого ирокеза! Мой пример для подражания – Каземиро. Он потрясающе читает игру и решает вопросы еще до их возникновения. Его элегантность – в умении предвосхищать. Я тоже хочу так уметь.
– Кстати, раз уж ты заговорил про ирокез: в «Мехелене» же есть своего рода дедовщина, потому что молодых игроков, в том числе тебя, брили.
– Да, существует такая традиция при переходе из молодежной команды в основную. Ей уже много лет. Я умолял этого не делать, но шансов не было. Мои локоны сбрил Йоахим ван Дамм – парень, которому лучше не перечить.
– Сейчас ты крепкий парень, но ходит слух, что раньше ты был полненьким. Это правда?
– Ага, тренеры твердили, что у меня лишний вес. Это продолжалось до 13 лет. Подростку неприятно слышать такое, но они были правы. Если уж я собрался играть в футбол на высшем уровне, надо было что-то с этим делать. Я упорно трудился, чтобы сбросить лишние килограммы, а потом начался стремительный рост. С тех пор у меня гармоничное тело. Кстати, я редко хожу в качалку, мыщцы растут сами собой – это мой козырь. Хоть я и был пухляшом и играл за маленькие клубы, всегда верил, что стану профессионалом. Я знал, что мое время придет.
– Ты еще учишься в школе?
– Да, просто теперь все на дистанционном обучении, а не только я. Успеваемость в порядке. Доучиваюсь ради мамы. Она очень хочет, чтобы я окончил школу.
– Ты вряд ли будешь работать в офисе.
– Я тоже так думаю, но мало ли! В жизни может произойти всякое. Аттестат не помешает. С другой стороны, есть много людей, которые преуспели в жизни и без него. Лично я не считаю аттестат необходимостью.
– А твои братья по-прежнему боксируют?
– Да, Джонатан нацелился на профессиональную карьеру, Николас тоже очень хорош. Раньше я занимался боксом время от времени, но потом перестал. Там такие изнурительные тренировки! Футбольные по сравнению с ними – ерунда. Бокс – крутой вид спорта, но сомневаюсь, осмелился бы я сам выйти на ринг. Нужно крепко стоять на ногах и уметь взглянуть в глаза тому, кто собирается тебя бить. Мой отец – фанат бокса. Дома мы все время спорим, кто лучший боксер всех времен. Меня восхищают Флойд Мэйвезер и Мохаммед Али.
– Председатель правления «Андерлехта» Ваутер Ванденхауте недавно рассказал, что генеральный директор клуба Марк Кук якобы захотел купить тебя, когда продали Жереми Доку. На это технический персонал воскликнул: «Да мы вообще не можем позволить себе Вранкса!»
– Забавно, но это же просто слухи! А в газетах про это писали? Я просто не слежу. Так или иначе, сделки так просто не оформляются.
– Ты собираешься уехать из «Мехелена» за границу? Летом тобой интересовался «Вольфсбург».
– Да, мной интересовались сразу несколько клубов, но не смогли договориться с руководством. Я не расстроился, поскольку не хотел уезжать. Я еще многому могу научиться в «Мехелене». Если однажды сменю клуб, то, может, и не придется покидать Бельгию. Невозможно предсказать, как сложится карьера.
– А ты можешь себе представить, что проведешь в «Мехелене» всю карьеру?
– На самом деле, я об этом не думал. В наши дни такое решение кажется необычным. Игроки сегодня приходят и уходят. У меня есть амбиции в один прекрасный день подняться повыше.
– К чему ты стремишься?
– К абсолютной вершине.
– Мы говорим о том же «Вольфсбурге» или о мадридском «Реале»?
– Скорее, о «Реале». Хочу однажды стать неотъемлемой частью такой команды, как «Реал Мадрид». Возможно ли это? Без понятия. Но это мечта, и я в нее верю. Если уж на то пошло, то мои любимые чемпионаты – Бундеслига и АПЛ. Там играют в мой футбол.
– Твой промах в сентябрьском матче против «Остенде» облетел весь мир. Здорово, что это тебя не деморализовало.
– Когда я понял, что промазал, захотелось провалиться сквозь землю. Я просто не верил, что не попал в пустые ворота! Тем не менее, абстрагироваться было несложно. Это ведь футбол: иногда забиваешь, иногда нет. Я же автоматически не стал худшим футболистом на свете из-за этого промаха. Уверенности в себе он меня не лишил.
– Честно говоря, нельзя назвать тот промах исключительно твоей ошибкой. Мяч ведь отскочил.
– Да, он попал в штангу, и я не успел толком среагировать. Конечно, можно обвинить меня в том, что я плохо пробил, но я бы без проблем попал, если бы угол не был таким острым, а времени – чуть побольше. Ладно, это дело минувших дней, уже ничего не исправишь. Видео действительно разлетелось по всему миру. Его посмотрели миллионы раз, даже в Индии. Но в этом есть и плюс – я стал известнее! (смеется)
Источник – Sport / Voetbalmagazine, перевод с нидерландского – Артём Прожога. Фото – IDAgency, Belga Image, Koen Bauters.