отчет PwC
На прошлой неделе PriceWaterhouseCoopers представила свой отчет о том, куда будет двигаться спортивная индустрия (с отчетом PwC можно ознакомиться здесь - http://www.pwc.ru/ru/globalisation/sportsoutlook.jhtml ). В отчете представлена полезная аналитическая информация по континентам, в том числе и немного про Россию.
Поразмышляем о том, что будет происходит у нас. (Материал стартовый, в дальнейшем будем развивать и конкретизировать тему, в т.ч. будут посвящены отдельные материалы наиболее значимым вопросам) Конечно, все общемировые тенденции, о которых говорится в отчете PwC так или иначе скажутся на нас. В том числе: развитие современных технологий и интернета; поиск баланса между коммерческими и спортивными результатами; усиление роли телевидения, оно все больше будет "управлять" спортом и надо находить эффективные схемы сотрудничества и т.д. PwC в своем отчете пишет об усилении роли стран Азии и Востока в общемировом обороте. И в этой связи вопрос по ходу: какой спортивный продукт Россия может продавать в Азию и на восток? Кроме общемировых тенденций, у нас есть и своя специфика: тем более сфера спортивной индустрии в России только начинает формироваться, плюс в ближайшее время запланировано проведение масштабных спортивных событий (Универсиада-2013, Сочи-2014, ЧМ по футболу 2018), которые должны стать локомотивом для развития сфер, связанных со спортом.
Наша страна обладает огромным потенциалом для развития практически во всех сферах спортиндустрии и менеджмента: телетрансляции, спонсорство, маркетинг, мерчендайзинг, управление спорторганизациями и клубами, управление спортсооружениями и объектами инфраструктруы и т.д.
Но наш потенциал, с другой стороны, это и наш минус, среди которых:
- только-только начинают строиться современные спортсооружения
- серьезный дефицит профессиональных менеджерских кадров в спорте. дефицит профессиональных кадров - это общероссийская проблема, которая остро проявляется в первую очередь в новых, развивающихся сферах, а спортивный менеджмент в россии можно смело отнести именно к таким. Речь, в первую очередь, идет о недостатке квалифицированных управленческих кадров, недостаточном качестве специализированных учебных заведений осуществляющих подготовку этих специалистов, а западное образование без адаптации, в российских реалиях часто неэффективно. На руководящие позиции иногда назначают не по профессиональным качествам, с задачей возврата инвестиций, а на основе личного знакомства, по принципу "если уж деньги все равно уйдут - то хотя бы не в чужой карман".
- практически отсутствует традиция посещения спортивных мероприятий как места отдыха и развлечений, семьями и дружескими компаниями. Ведь именно в такой ситуации потребитель с бОльшим желанием посещает спортивные мероприятия и пользуется различными сервисами, тем самым увеличивая клубный бюджет.
- недостаточный уровень комфорта и безопасности при посещении спортивных мероприятий - а эти факторы являются одними из первостепенных для привлечения большего количества платежоспособных потребителей.
- С умением работать со спонсорами тоже есть куда развиваться. Не всегда мы умеем внятно и ясно донести до потенциального спонсора конкретные выгоды от спонсорской поддержки спортивных мероприятий.
- наша природная невосприимчивость к новому: так уж мы россияне устроены, что сами меняемся с трудом и к любому новому относимся настороженно - и поэтому любые нововведения даются непросто.
Надеюсь, что наши проблемы - проблемы роста, которые будут преодолены. Ведь большинство руководителей клубов хотя бы начали говорить о самоокупаемости как одной из первостепенных задач.
что же делать? (не буду пытаться открыть Америку, скорее сделаю акцент на отдельных пунктых, о которых все и так знают, но не всегда они реализуются на практике) безусловно мы не стоим на месте, и есть успехи отдельных организаций/менеджеров, например посещаемость домашних матчей "Кубани", результаты работы рижского хоккейного Динамо и т.д.. и я уверен, что таких примеров со временем будет еще больше. вопрос только в том - когда? и что необходимо сделать, чтобы ускорить это процесс с минимальными потерями. Итак:
- комплексный подход. банально, но это одно из главных условий. Пример. сейчас многие компании любят направлять своих сотрудников на различного рода тренинга, в том числе, на дорогие. часто это заканчивается следующим образом: сотрудник, побывавший на тренинге, приезжает со знаниями и готовностью все изменить. Но другие сотрудники на тренинге не были и бизнес работает не по схемам из учебника, и возникают ситуации непонимания, а иногда и конфликта, что приводит к детомивации данного сотрудника, выбрасыванию денег на ветер. Хотя сам по себе тренинг может и был качественным. Мораль следующая: если Вы начинаете внедрять изменения, необходимо проанализировать как эти изменения коррелируют с действующей системой управления в организации, насколько изменение "впишется" в общую конструкцию, как можно "смягчить" возможные нестыковки. это не значит, что не надо экспериментировать - надо; но надо этими экспериментами управлять и делать из них выводы.
- прозрачность деятельности. Прозрачность появится тогда, когда клубы начнут жить по средствам, в ином случае будут мотивы для скрытия своей деятельности. Только есть некоторые исключения: а) спорт - это зрелище, игра, и обязательно будут бизнесмены, которые будут относится к своему клубу как к игрушке, и будут тратить на него без ожидания возврата средств обратно б) клубы, которые финансирует государство/госкомпании. это отдельная история и там действуют другие правила игры.
- учиться, учиться и учиться. Для тех кто хочет учиться - сейчас безграничные возможности, очень многое доступно бесплатно или за небольшие деньги, но необходимо научиться это возможности видеть и применять на практике.
- стимулирование и рост естественной конкуренции Как между командами, так и между видами спорта (показателен пример Казани, когда в одном городе сосредоточены сильные команды из разных видов спорта). В итоге от этого выигрывает как потребитель: есть возможность выбора, качественный сервис, и т.д.; так и команды: повышается их эффективность.
- активное применение современных технологий во всех сферах
- использовать социальные сетей и других средств коммуникаций для общения с болельщиками, и для формирования своего бренда. - и т.д.
Еще один вопрос, о котором спорят некоторые эксперты: какая система развития спорта наиболее эффективная, европейская или американская? Недавно в своем интервью В.Фетисов поделился своим мнением: "Есть два пути. Первый - система современного европейского футбола. Где за 100 лет развития осталось от силы десять клубов, которые за счет денег претендуют на титулы. У них деньги генерируют деньги, а все остальные являются антуражем. И есть американская система - профессиональные лиги, где есть равные возможности. Это и расширение рынка, и сумасшедшая поддержка общества, и баснословные телевизионные контракты. Потому что это - национальный продукт, где каждый может стать чемпионом. Там есть система драфта и потолок зарплат. И любая команда за 10 лет грамотной работы имеет шанс вырасти в чемпиона. Поэтому и болельщик идет, который даже при неудачах надеется через несколько лет вновь увидеть свою команду наверху". Убедительно, но ведь и американская система испытывает серьезные трудности, примеры с забастовками игроков из различных видов спорта у всех на слуху Есть над чем подумать:),
P.S. Естественно спорт не может существовать и развиваться в отрыве от своего потребителя. И при внедрении новых продуктов/сервисов/решений необходимо это учитывать и соблюдать баланс. Спорт может вести за собой потребителя и развивать его, идти в ногу с ним, или идти за потребителем. Оптимальным, на мой взгляд, является следующая схема: основная часть усилий должна быть направлена на удовлетворение текущих потребностей потребителей, и периодически предлагать потребителю новые продукты/сервисы/решения - и смотреть как это будет приниматься. Если сразу не приняли продукт/сервис, не стоит от него отказываться, скорее всего, потребитель просто пока не созрел, и продукт может быть востребован через какое-то время. С другой стороны, есть пример компании Apple, которая сумела "навязать" свои продукты потребителю, тем самым изменив всю отрасль. это конечно возможно, но является скорее единичным случаем.
эта статья является первой в цикле статей, посвященным развитию спортиндустрии и спортивного менеджмента в России. В дальнейшем продолжим обсуждение темы спортивной индустрии, спортивного менеджмента. Подписаться на обновления можно через твиттер @sport_biz, и ЖЖ. в ближайщее время появиться отдельный сайт А на какие мысли Вас наводит отчет PwC? Делитесь.
И ещё хотелось бы к проблемам спорта в России отнести низкий интерес к спорту собственно со стороны потенциальных потребителей. Пока большому количеству людей спорт не станет интересен, люди не начнут ходить на стадионы, а значит и деньги зарабатывать будет сложно.
Ещё проблема - однобокость интереса российских болельщиков. По сути, кроме футбола, хоккея основную массу людей мало что интересует. Ну ещё бокс и биатлон. Баскетбол, теннис, волейбол, гандбол - интерес к этим видам спорта в последние годы сильно сократился.
Однако осмелюсь предположить, что если государство откажется от спонсирования, например, футбольных клубов, то те встанут перед острой необходимостью срочно что-то предпринимать, либо уходить в небытие. Прежде всего, по всей видимости, это должны быть конкретные шаги в области маркетинга и коммуникационной политики, привлечению болельщиков. То есть прежде всего всевозможные медианосители, BTL, щиты, рекламные плакаты, интернет. Возможно, инструмент спонсорства в отношении известных людей города (клуб платит деньги выдающемуся человеку города с хорошим имиджем). Это поначалу. Возможно, встречи со школьниками, как, например, делала ФК Москва, ничего плохого в этом не вижу.
Это всё, понятно, поначалу.
Но вообще здесь нужно понимать, что всё зависит от конкретной ситуации. Если у клуба уже есть определённая база лояльных поклонников, можно пойти другим путём в конце концов. Просчитать, сколько денег скажем за 2 года могут принести эти болельщики. И просто начать меньше тратить. Ну будет некоторое время команда играть в первой лиге (к примеру), а в это время растить своих воспитанников. Не всем же играть в ПЛ, в конце концов. Такой команде, как например, Томь, точно не место в вышке, потому что любому дураку понятно, что не по сеньке шапка. Но люди всё равно уважали бы эту команду, пусть даже она играла бы в первой лиге, но обходились бы без скандалов.