Доходы футбольных клубов в разгар пандемии
В разгар пандемии Covid-19 большое количество компаний столкнулось с разного рода трудностями. Богатейшие футбольные клубы Европы, которые привыкли зарабатывать и тратить внушительные суммы денег, были вынуждены отложить громкие трансферы. Временная отмена спортивных мероприятий, отсутствие зрителей на трибунах, скомканное завершение предыдущего сезона, отсутствие полноценной предсезонной подготовки - все это лишь часть из тех проблем, с которыми столкнулись клубы.
В предыдущей статье мы посмотрели на проблемы Дортмундской Боруссии. В этой, мы посмотрим из чего состоят доходы главных клубов Европы, а так же постараемся проанализировать влияние коронавируса на их доход. Часть клубов покажет свою отчетность за сезон 2019/2020 только в следующем году, поэтому этот прогноз будет уместным.
Структура доходов
Для того, чтобы понять с какими трудностями сталкиваются футбольные клубы, необходимо посмотреть, в первую очередь, на источники их доходов. Согласно ежегодной публикации Deloitte Sports Business Group за сезон 2018/2019, второй год подряд испанские гранды - Реал Мадрид и Барселона, делят две первые строчки по размеру оборота, а Манчестер Юнайтед остался на третьей. Десятка клубов выглядит таким образом:
Следует отметить, что в данной таблице указан оборот от основной деятельности, который не включает в себя поступления от продажи игроков и налоги. Ни один из клубов не имеет доход с matchday, который превышал бы любой другой источник дохода. Самая большая доля доходов matchday от общего дохода составляет 19 % у Реал Мадрид и наименьшая 10% у Манчестер Сити. Стоит также отметить динамику изменения доходов в 21 веке.
В сезоне 2003/2004 доход от matchday составлял в среднем 25.6%, а в сезоне 2018/2019 уменьшился до 16.2%. Упала также доля доходов от прав на трансляцию, которая в сезоне 2003/2004 составляла 44.72 %, а в сезоне 2018/2019 уменьшилась до 39.5%. Увеличился показатель коммерческого дохода с 29.7% до 44.3%. Несмотря на то, что цены на билеты выросли, а телевизионные компании предлагают огромные деньги федерациям за трансляции матчей, именно коммерческий доход показал самый внушительный рост. В целом, суммарный доход 10 самых больших клубов Европы вырос с 2 млрд Евро с сезона 2003/2004 до 6 млрд Евро к сезону 2018/2019.
Потенциальное влияние коронавируса
Для того, чтобы оценить масштаб влияния коронавируса на деятельность клубов, необходимо понять, на какие источники доходов это влияние оказывается. Большинство богатейших футбольных клубов доиграли сезон 2019/2020, и за исключением французского чемпионата их доход от продажи прав на телетрансляции должен остаться неизменным. Очевидно, что отсутствие зрителей на трибунах окажет прямое влияние на доход в matchday и общий экономический спад на коммерческий доход.
На момент прерывания чемпионатов в сезоне 2019/2020 клубы сыграли две трети сезона при наличии зрителей на стадионах. Треть или в среднем 4% от общего годового дохода клубов оказалась недополученной. Cезон 2020/2021 начался без зрителей, и скорее всего первый круг пройдет в таких же условиях. Соответственно, половина или еще 8% доходов может оказаться недополученной. Стоит отметить, что большая часть дохода с matchday приходится на домашние матчи, и к финальной трети сезона клубы подошли с разным количеством сыгранных домашних матчей, поэтому цифра может варьироваться от клуба к клубу. Также часть клубов продавала места на трибунах под фотографии и макеты болельщиков, но оценить объемы данного решения является проблематичным.
Влияние на коммерческий доход может быть скорректировано тремя факторами:
Увеличением объемов продажи рекламной площади. Как пример - большие баннеры на трибунах во время трансляций
Общим экономическим спадом. Что отразится на договорах на телетрансляции
Новыми контрактами со спонсорами
В условиях пандемии третий пункт кажется маловероятным, так как маркетинговые расходы обычно первые подлежат урезанию во время кризиса. Согласно летнему прогнозу Европейской комиссии, экономика Еврозоны сократиться на 8.3% в 2020 году. Увеличение доходов от продажи дополнительной рекламной площади возможно, хотя я не считаю его значительным, по причине урезания маркетинговых бюджетов компаний и уменьшения количества зрителей на трибунах. Исходя из этого, можно предположить сокращение на 8% доходов от коммерческих продаж за последнюю треть предыдущего сезона и половину нынешнего, что должно составить около 6% в годовом выражении.
Итого, мы можем предположить, что со второго по четвертый квартал 2020 года клубы недополучат чуть менее 18% от своих доходов. Если экстраполировать это изменение на данные за сезон 2018/2019, то мы получим следующие цифры для сезона 2019/2020:
Деньги и доход
Бухгалтерский доход не всегда означает поступление денежных средств. Если доход matchday обычно равен поступающей сумме денежных средств, так как оплата происходит сразу, то с доходами от телетрансляций и с коммерческими доходами ситуация может обстоять по разному. Наиболее существенное влияние коронавирус окажет на клубы, у которых есть проблемы с ликвидностью, или проще говоря, активами, которые можно в кратчайшие сроки конвертировать в деньги. Такие клубы будут вынуждены продавать игроков ниже желаемой стоимости, использовать заемные средства, или же договариваться с игроками о задержках в заработных платах. Последний пункт кажется маловероятным, так как это может повлечь за собой санкции со стороны UEFA и местных федераций.
Есть деньги со старых спонсорских контрактов, в след. году их не будет (например, Emirates тратил до $100 млн. раньше на футбол).
Всё больше людей останется без работы и не будут платить за телетрансляции.
С ограничениями многие болельщики переключаться на что-то другое.
Замкнутый круг.
Чтобы не быть голословным. Вот ты пишешь про Барселону 2006-2015. Отлично. Во-первых, когда увольнялся Лапорта, без всякого глобального кризиса, в 2010 году у Барселоны был убыток более 80 млн евро. Прямо посередине вашего "золотого периода". Совокупная прибыль Барселоны за весь период 2007-2014 равнялась 22 млн евро или примерно по 3 млн в год в среднем.
Так что глупость это все, если жить не в сказке, а реальном мире, где неизбежны ошибки, плохие трансферы и тп. Если Барселона хочет быть не донором игроков, который просто попадает в ЛЧ, а реально бороться за трофеи, то вариантов как получать высокую прибыль у нее нет. Более того, такой задачи никогда и не ставится, есть задача быть на "самообеспечении", то есть тратить столько, сколько зарабатываешь. Или в плане прибыли работать скорее в ноль или небольшой плюс.
Хотя есть и поправки.
1) Деньги и доход. Вы верно подмечаете принцип, но немного ошибаетесь в деталях. Например, продажи билетов клубы, если вы вспомните, осуществляют в основном через абонементы. То есть они как раз авансируются. А вот доходы от трансляций в плане кэша поступают как раз равномерно от внутренних компаний и в конце сезона от УЕФА. Коммерческие доходы по-разному, но часто выходит примерно одинаково, потому что как раз около 1/3 аванс, 1/3 регулярно и 1/3 в конце.
А так вы правы, нехватка ликвидности, кассовый разрыв может быть серьезной проблемой. Тут правда стоит как раз говорить не столько о конкретном годе, сколько о том, что непросто будет амортизировать 2-3 года сильных убытков. Потом-то все вернется на свои круги, но не у всех клубов есть средства и доступ к займам, чтобы пережить без каких-то спецмер (продажа игроков) нынешний кризис.
2) Потенциальное влияние коронавируса. Хотя многие клубы доиграли сезон с доходами от ТВ все не так просто. Например, клубам АПЛ придется вернуть порядка 330 млн фунтов. Что-то их этого перейдет в другой сезон. Финансовый год закрывается часто 30 июня, а кто-то и 31 мая, а матчи были после этих дат. Часть будет утеряна из-за всей ситуации.
Важный момент - отсутствие летних турне и вообще промо-компаний. Это существенно влияет и на броадкаст, и на коммерцию. Более того, нужно понимать, что вместе со стадионами ограничены работы магазинов, которые продавали товары клубов, футболки и прочие безделушки. А для топовых клубов их стадионы - это не только место для болельщиков смотреть футбол, это также коммерческий хаб. Например, у той же Барселоны есть клубный музей, приносящий хороший доход. У многих клубов на стадионе разная коммерческая недвижимость, платящая аренду и тп.
Главная проблема, впрочем, как мне кажется это, что будет впереди. Вся эта ситуация может оказать сильное негативное давление на доходы в рамках 5-7 лет даже, притом, что у многих будут большие убытки за 2020, 21 года. Плюс это может привести к большему запросу на какой-то вариант "фут социализма", потому что клубы поменьше, особенно в низших лигах получили в процентах удар намного сильнее. Как вы верно замечаете, основа удара - все же mathday и если топы не так сильно на ней завязаны, то для клубов вторых дивизионов - это основа доходов. Им надо как-то помогать. В итоге, будет давление на "перераспределение" доходов и разные программы помощи, что в свою очередь может привести (и уже приводит) к стремлению топ-клубов обособиться. Хотя бы в рамках той же Суперлиги.