Как «Спартак» обыграл «Наполи» с великим Марадоной. За 120 минут Диего так и не забил Черчесову
Ровно 30 лет назад «Спартак» сотворил маленькое чудо. 7 ноября 1990 года команда Романцева обыграла по пенальти грозный «Наполи» с легендарным Марадоной в ответном матче 1/8 финала Кубка европейских чемпионов-1990/1991. Рассказываем, как это было.
Спартаковцы не испугались звездного аргентинца. «Кульков справился с Марадоной, как никто бы на его месте»
Сезон-1990 «Спартак» Романцева провалил: на финише разгромно проиграл «Памиру» (1:5) и уступил ЦСКА (1:2), поэтому довольствовался только пятым местом в чемпионате. Зато в Европе московский клуб шагал уверенно. В 1/16 финала Кубка чемпионов «Спартак» разобрался со «Спартой» (4:0 по сумме двух матчей) и стал дожидаться следующего соперника.
Им оказался «Наполи» с 30-летним, но еще боеспособным Диего Марадоной — весной он привел «Наполи» к чемпионству, а летом едва не взял золото чемпионата мира с Аргентиной.
Жребий мог показаться пугающим молодой и неопытной команде Романцева с 24-летним Кульковым, 22-летним Мостовым, а также 21-летними Карпиным, Градиленко и Шалимовым. Но, вопреки ожиданиям, спартаковцы столь именитому сопернику даже обрадовались.
«Новый жребий заставил ахнуть. Но это был не страх, скорее радость. Марадона — это в то время было все. Да, приятно было сразиться с «Наполи». Лучшая команда Италии, чемпион. Но главное — Марадона. Его фамилию в те времена шептали на каждом углу», — писал в своей книге «По прозвищу Царь» Александр Мостовой.
«У нас не было мыслей, что «Наполи», «Реал» или «Марсель» — команды из космоса, и нам бесполезно бороться с ними. Боролись. Сейчас поклонение перед европейскими суперклубами гораздо большее. «У, обыграть «Реал»? Как — там же сам Криштиану Роналду играет?!», — вспоминал Валерий Карпин.
Первый матч состоялся 24 октября 1990 года — «Наполи» и «Спартак» встретились на «Сан-Паоло». При переполненных трибунах московский клуб сдержал мощнейшую атаку итальянцев с Инкокьятти, Силенци и, конечно же, Марадоной, так что встреча завершилась со счетом 0:0.
«Каждое прикосновение наших игроков к Марадоне встречалось свистком. 27 штрафных назначили! Но обиды на судейскую бригаду у меня не было — гений есть гений, и они его охраняли. Прикасаться к нему было нельзя. Кстати, сам Марадона вел себя порядочно — не симулировал. Толкнули — встал, поднялся и побежал дальше», — вспоминал ту встречу в своей книге «Правда обо мне и «Спартаке» Олег Романцев.
Главный тренер «Спартака» доверил Василию Кулькову лично опекать звездного аргентинца.
«Где-то за час до матча, уже после установки, Романцев в раздевалке отвел меня в сторону и сказал: «Будешь играть против Марадоны». Тот был уже не в лучшей форме, лишний вес… Но играть против него было интересно. Я получал удовольствие, если удавалось чисто отобрать мяч», — вспоминал Кульков.
В итоге со своей задачей Василий справился.
«Кульков справился, как никто бы на его месте. Конечно, Диего — футболист такого уровня, что не позволить ему вообще ничего сделать было нереально. Были у него и удары классные, и передачи. Но в целом размен удался», — слова бывшего вратаря красно-белых Станислава Черчесова из книги «Спартаковские исповеди».
При этом, Кульков заслужил похвалу не только от своих товарищей и главного тренера, но и от итальянских газет. «Кульков буквально преследовал Марадону по всему полю», — написала о защитнике Corriere dello sport, а La Stampa поставила ему высшую оценку среди всех спартаковцев — 6,5.
Марадона полетел в Москву в одиночку чартерным рейсом. А в «Спартаке» подумали, что его фамилию хотели скрыть в протоколе
Московскому матчу предшествовали две занимательные истории, одна из которых связана со второй. Началось все с очередного загула Марадоны. Из-за вечеринок аргентинец прозевал вылет команды в Москву, поэтому полетел в столицу СССР в одиночку чартерным рейсом.
На этом приключения Диего Армандо не закончились. В ночь перед игрой он заселился в отель, но в номере ему не сиделось. Так что вскоре Марадона отправился на Красную площадь. Сначала охранники не пустили подозрительного иностранца в шубе на закрытую территорию, но, когда угадали в нем великого футболиста, позволили немного прогуляться по площади.
После аргентинец еще немного повеселился в лобби-баре отеля, а утром умудрился выпросить шанс появиться в составе «Наполи» на матч против «Спартака». Диего извинился перед командой, но в старт не попал — игру пришлось начинать со скамейки.
Зная, об очередной выходке Марадоны, «Спартак» внимательной изучал состав «Наполи» перед игрой. В этот момент и случилась вторая занимательная история.
«Сидим в раздевалке — и появляется Валентин Покровский, который протокол заполнял. Прибегает с заявочным листом «Наполи», и в присутствии Старостина и Романцева начинает: «Ребята, внимание! Тишина!» Зачитывает фамилии — и вдруг говорит: «Они скрывают, кто у них будет играть под 11-м номером!»
Все загалдели: «Как это — скрывают?!» А Покровский и говорит: «Тут написано — «инкогнито»! Ничего себе, думаем. Это они Марадону скрывают, что ли? Потом выяснилось, что Марадона был в запасе, а плохо видевший Покровский спутал слово «инкогнито» с итальянской фамилией Инкокьятти», — рассказывал Александр Мостовой.
Перед серией пенальти у Карпина тряслись ноги. А Мостовой вообще не хотел исполнять одиннадцатиметровый
Ответный матч проходил 7 ноября в «Лужниках». Тогда стадион впервые за несколько лет собрал аншлаг, так что уверенности в своих силах «Спартаку» придавали более 80 тысяч зрителей. Еще одним преимуществом, по мнению Александра Мостового, стала зимняя погода — в день матча было морозно, да еще и шел снег.
Поначалу «Спартак» без проблем отбивался от атак гостей, но после выхода Диего Марадоны на замену во втором тайме, стало гораздо сложнее. Тем не менее московский клуб выстоял, а на исходе 120 минут табло в «Лужниках» зафиксировало те же нули, что и ранее табло «Сан-Паоло».
«Марадона вышел на поле только во втором тайме. Когда это произошло, все сто тысяч зрителей, заполнивших «Лужники», устроили такой гул, что заложило уши. Следили за каждым его касанием мяча. С выходом на поле аргентинца «Наполи» сразу же завладел преимуществом. Как бы мы ни пытались противостоять Марадоне, он делал все секунды на две быстрее нас. Как только он получал мяч, от него сразу исходила острота. Несмотря на все старания аргентинца, мы выстояли — и в основное время, и в дополнительное. Возможно, помог и снег, который пошел к концу матча», — писал Александр Мостовой.
Когда дело дошло до серии пенальти, Олег Романцев понятия не имел, кому доверить исполнять одиннадцатиметровые. В итоге он определился с бьющими в последний момент. «Спрашивал у ребят: как и кто себя чувствует. Сашка Мостовой долго отказывался. Но в конце концов согласился бить последним — возможно, надеялся, что до него не дойдет очередь. А первым пошел бить Карпин. Согласился без тени сомнения», — писал Олег Романцев.
Позже выяснилось, что «Спартак» перед матчем отрабатывал пенальти. А Карпин был на тренировках лучшим по исполнению одиннадцатиметровых.
«Перед матчем с «Наполи» мы два дня подряд проводили турниры по пробитию пенальти. Кто не забивал — вылетал. И так вышло, что оба раза выигрывал я. Поэтому, когда решалось, кто будет бить послематчевые 11-метровые, Романцев обратился ко мне: «Карпин, первым будешь?» Я ответил: «Буду». Пошел и пробил.
То, что я чувствовал, направляясь тогда к мячу, не передать словами. Тряслись не только коленки — казалось, умру от страха. В 21 год открывать серию пенальти в матче такого уровня на глазах у переполненных «Лужников»… Но я сосредоточился и пробил, как на тренировке», — вспоминал Валерий Карпин.
Не меньше нервничал и Валерий Шмаров. Он бил пенальти при счете 2:2 в серии. «Реально ноги тряслись. Я иногда исполнял пенальти в чемпионате — все нормально. А тут такой нервяк! Но попал», — признавался нападающий.
К счастью, после Шмарова промазал итальянец Марко Барони. А Василий Кульков, наоборот, забил.
Спустя несколько секунд к мячу подошел Марадона.
«И до него били, и после. Поэтому как-то не возникало мыслей, что это именно Диего пробивать идет. Анализируешь только, как он до этого бил, что делал. Думаешь, как противостоять. Другое дело, что Марадона через паузу ударил. Я не заваливался в сторону, стоял до конца, потому что Диего в таком стиле исполнял 11-метровый. Но он вот ту паузу сделал и вправо от меня мяч послал», — рассказывал Станислав Черчесов.
Марадона забил, так что исход матча предстояло решить Александру Мостовому. Полузащитник собрался и отправил мяч в тот же угол, что и четверо его партнеров по команде.
«Я отстоял за собой право бить последним. Думал: очередь не дойдет. А в итоге именно мне пришлось наносить удар, который ждали сто тысяч болельщиков в «Лужниках» и еще миллионы телезрителей по всей стране. Хорошо помню: надо было ударить сильно. Я так и пробил — и попал прямо впритирку со штангой, в нижний угол. Вратарь угадал направление удара, но не дотянулся до мяча. Что любопытно, мы все пять голов забили в этот угол. Когда мяч попал в сетку, я что есть духу помчался к ребятам — радость охватила неимоверная», — писал Мостовой.
Пока вратарь Джованни Галли беспомощно лежал на газоне, хватаясь за голову, спартаковцы обнимались и ликовали. На радостях Валерий Шмаров направился к Диего Армандо: обменялся с ним футболками и затем сделал совместное фото.
«А после игры мы поехали праздновать в ресторан. Конечно, получили и премиальные. Впрочем, по сравнению с нынешними деньжищами, которые дают футболистам в подобных ситуациях, это были слезы», — признавался Мостовой.
Зарядившись уверенностью, «Спартак» сумел пройти даже «Реал» в четвертьфинале (3:1 по сумме двух матчей). Но к сожалению, справиться с «Марселем» не смог. Впрочем, и без выхода в финал у московского клуба получилась очень славная еврокампания.