Трибуна
11 мин.

«Я плохой тренер». Очень много новых откровений от Марко ван Бастена о Кройффе, ван Нистелрое и травмах (почти инвалидности)

Опасался, что у него рак костей.

От редакции: вы в блоге «Клубок с нитками» – здесь вспоминают несостоявшееся бегство Далера Кузяева, рассказывают о новой базе «Ливерпуля» и следят за приключениями молодых английских звезд. Плюсуйте и подписывайтесь, чтобы автор продолжал радовать новыми постами.

1994 год. Марко ван Бастену всего 30 лет, он живая легенда «Милана» и сборной Голландии. Он уже выиграл почти все на командном уровне и стал трехкратным обладателем «Золотого мяча». Но какое это имеет значение, если каждую ночь тебе приходится ползти до туалета, а изувеченная лодыжка болит так, что малейшее прикосновение к полу заставляет кричать?

Много лет спустя ван Бастен рассказал в автобиографии, как всего за несколько лет превратился из лучшего игрока поколения в инвалида; о роковой сделке с Йоханом Кройффом; трудных отношениях с Ариго Сакки; и о том, почему был так суров с Рудом ван Нистелроем, когда тренировал его в сборной.

Самые интересные моменты из готовящейся к выходу книги ван Бастен изложил в интервью The Guardian.

«Послушай, запомни меня, потому что в будущем мы увидимся»

Такие слова крутились в голове 15-летнего ван Бастена, когда он впервые увидел своего кумира Йохана Кройффа вблизи, выходящим со стадиона.

«Это было такое сильное чувство, но мне не хватило смелости. Год спустя, когда я играл за «Аякс», мы увидели друг друга на тренировочном поле, и внезапно он стал частью моей футбольной жизни. Думаю, у него было такое чувство: «Хорошо, это интересный игрок с талантом». Я играл с ним и против него в последний период его карьеры. Он был моим другом, и он был моим тренером. Я любил тренироваться с ним», – вспоминает ван Бастен.

Их карьеры постоянно пересекались. Будущий трехкратный обладатель «Золотого мяча» дебютировал за «Аякс» в апреле 1982-го года в матче против НЕК. На поле он сменил как раз Кройффа, который вернулся на родину, чтобы доиграть последние сезоны.

«Что бы ни случилось, ты должен сыграть в финале»

1986-й год – новый этап их отношений. Йохан Кройфф вернулся в «Аякс» в качестве главного тренера, а 22-летний ван Бастен был на тот момент уже главной звездой команды и одним из лучших игроков Европы: трехкратный чемпион страны, дважды лучший бомбардир первенства и обладатель «Золотой бутсы». На него молятся и ждут чудес в каждом матче.

Однако в это время ван Бастена начинает мучить собственное тело: первая серьезная травма, неудачная операция и постоянные боли. Возможно все еще можно было исправить, но Кройффу был нужен его лучший игрок.

«Впервые я получил травму в декабре 1986 года, и лучше мне не становилось. Йохан тогда поговорил с врачом, который сказал: «У него есть проблемы, но хуже не будет. Он сможет играть». У меня было чувство, что это ошибка. Боль не отпускала. Кройфф тогда сказал: «Послушай, мы заключаем сделку. Ты не играешь во всех соревнованиях, а некоторые тренировки можешь пропустить. Но ты должен играть в еврокубках. Что бы ни случилось, ты должен сыграть в финале». Это была сделка, которую мы заключили», – рассказывает Марко.

Кто-то может сказать, что Кройфф был прав. В том сезоне его «Аякс» выиграл Кубок страны и Кубок обладателей Кубков, а летом 1987-го ван Бастен перебрался в «Милан», где как раз собиралась одна из лучших в истории футбола команд.

Что об этом думает сам голландец? Ван Бастен пожимает плечами: «Вначале врачи не давали мне хороших советов. Я продолжал и продолжал играть, а здоровье становилось все хуже. В следующем сезоне мы с Гуллитом поехали в «Милан». Первые матчи я сыграл в августе-сентябре, потом пошел к другому врачу в Барселону, и мы приняли решение об операции. Но было уже слишком поздно, потому что ущерб здоровью был слишком велик».

«Мистер, вы мне это говорили уже 12 раз. Если я этого не понял, то уже не пойму»

В «Милане» ван Бастен поработал сразу с двумя великими тренерами – сначала с Арриго Сакки, а после него и с Фабио Капелло. По словам Марко, со вторым было гораздо комфортнее.

«Я привык к Кройффу, который был великим игроком. Мы думали в одном ключе. Капелло был таким же. Сакки был больше теоретиком. Нам пришлось смотреть очень много видео, а он постоянно разговаривал во время тренировок. Это было слишком. Однажды я сказал ему: «Мистер, вы мне это уже говорили 12 раз. Если я этого не понял, то уже никогда не пойму». Он был настолько фанатичен, что рассказывал одни и те же истории. Это было трудно принять.

Сакки и Капелло повезло, потому что у нас была замечательная команда. Барези, Мальдини, Костакурта и Тассотти были отличными защитниками, которые также отлично владели мячом. Мы действительно делали друг друга лучше на тренировках».

За восемь лет в «Милане» ван Бастен собрал огромную коллекцию трофеев и стал футбольной легендой: четыре титула в Серии А, два Кубка европейских чемпионов и еще целая охапка трофеев поменьше. К тридцати у Ван Бастена было практически все, о чем может мечтать игрок, включая титул чемпиона Европы-1988 с забитым в финале шедевром.

Не хватало только одного — здоровья.

«Я был инвалидом и врачи не могли мне помочь. Это было страшно»

В 1994 году посреди ночи Марко ван Бастен часто сползал со своей кровати в ванную. Боль в поврежденной лодыжке была настолько сильной, что он считал секунды, которые требовались ему, чтобы преодолеть такое короткое расстояние – это был способ отвлечься.

«Я считал шепотом, но никогда не добирался до туалета, пока не доходил до 120. Дверные пороги – самая сложная часть, потому что моя лодыжка должна переступать через них, не касаясь их. Даже малейшее прикосновение заставляло меня закусывать губу, чтобы не закричать».

Грустная ирония в том, что свой последний матч ван Бастен сыграл на том же стадионе, где выиграл титул чемпиона Европы в 1988-м. Это был финал Лиги чемпионов-1993 против «Марселя» эпохи великого злодея Бернара Тапи, к которому в тот момент уже подбирались следователи и кредиторы.

«Милан» проиграл 0:1. Кто мог тогда подумать, что это не просто последний финал для 28-летнего ван Бастена, а и вовсе его прощальная игра?

«Тогда я был на пике своей карьеры, – говорит Марко, – и казалось, что меня ждет абсолютно светлое будущее. Но внезапно все прошло. Появилось много боли и проблем. Можно сказать, что вся моя международная карьера вместилась в эти пять лет. После множества трудных операций я начал хромать, ничего не мог сделать без боли. Я был инвалидом, и врачи не могли мне помочь. Мне было немного страшно».

Ван Бастен признается: в самый худший момент он опасался, нет ли у него рака костей. «Дела шли все хуже и хуже. Множество врачей со всего мира перепробовали разные способы, но не смогли найти решение. В 1996-м году я сказал себе: «Мне нужно постараться снова стать здоровым».

Марко решился на сложнейшую операцию, которая уже точно ставила крест на шансах вернуться к игре в футбол (подробно о том, как спасали ван Бастена, писал автор замечательного блога «Недоэкспертное мнение» Артем Рыженко).

«Для спортсмена, а мне было только 32 года, это был худший выбор. Но мне нужно было остановить боль».

Такие решительные меры дали результат. Постепенно боль Ван Бастена утихла, и он начал жить относительно нормальной жизнью. Хотя признается, что до сих пор не может играть в футбол даже ради собственного удовольствия.

«Может быть, я был слишком жесток с ван Нистелроем, как Йохан со мной»

В июле 2004-го года Ван Бастен стал главным тренером сборной Нидерландов. Под его руководством команда отобралась на ЧМ-2006, где вылетела в 1/8 от Португалии (знаменитый матч с бенефисом судьи Валентина Иванова, который раздал 16 желтых и 4 красных карточки).

На Евро-2008 команда ван Бастена начала очень мощно, пройдясь катком по соперникам в группе, но проиграла в четвертьфинале команде мужчины, который стоит на фото справа. После этого главный тренер ушел, оставив своей работой неоднозначное впечатление. С одной стороны, он круто почистил состав от уже не тянувших ветеранов и подтянул молодежь, с другой – вступал в конфликт и с действующими лидерами. Самый громкий получился с Рудом ван Нистелроем, который отказался играть за команду, пока ею руководит Ван Бастен.

Сейчас голландец признает, что мог тогда вести себя иначе. «Кройфф был жесток со мной, потому что он играл на улице, где ты говоришь на другом языке. Я поступил так же с Нистелроем, когда был тренером сборной. Может, я был слишком силен, слишком тверд, слишком прямолинеен, как Йохан со мной. Я должен был быть немного мягче с ним. У меня сейчас очень хорошие отношения с Рудом. Он фантастический человек, но вначале у нас не было этого чувства – может быть, потому, что он слишком меня уважал».

С Кройффом у них тоже возник конфликт, который они так и не уладили до самой смерти Йохана. Две легенды не сошлись во взглядах на дальнейшее развитие «Аякса», где оба на тот момент работали.

«Он был моим героем, моим примером и моим другом. Тогда его мнение отличалось от того, каким я видел «Аякс». Было больно, но иногда так бывает между учителем и его учеником. Он пошел направо, а я налево. Внезапно у нас пропала связь. После смерти Йохана я встретил его жену на турнире по гольфу в Турине. Мы продолжали говорить о Йохане и снова начали дружить».

Дэнни Кройфф призналась ван Бастену, что он и Пеп Гвардиола были любимыми игроками ее мужа. «Она сказала: «Сейчас мы не общаемся, и это грустно. Йохан наверху будет намного счастливее, если увидит, что наши отношения снова восстановились». Это был очень трогательный момент».

«Я могу тренировать игроков и говорить о футболе, но я плохой тренер»

Сейчас ван Бастен не стесняется говорить о том, что тренерская работа – это не его.

«Я плохой тренер. Я могу тренировать игроков и говорить о футболе. Но проигрыш в качестве главного был настолько болезненным, что я не мог с этим жить. Как менеджер ты должен относиться к своим парням позитивно, как отец к сыновьям, а этого у меня действительно не было».

«Когда я был ассистентом, то обладал терпением, был готов приходить на помощь. Как главный тренер я был совершенно другим. Считаю, что принял хорошее решение закончить. Сейчас занимаюсь другими делами и чувствую себя намного свободнее. У меня бизнес, работаю на телевидении, говорю о футболе. У меня хорошая жена, хорошие дети, двое внуков. Мы все здоровы. Так что я наслаждаюсь жизнью».

Когда ван Бастена спрашивают о той самой травме, он улыбается: «Боли уже нет, но я ограничен. Не могу играть в теннис или футбол. Но я играю в сквош и благодарен за это.

Мне жаль, что я не смог закончить карьеру с еще большим количеством побед в Лиге чемпионов. Мне хотелось большего, ведь некоторые футболисты занимаются футболом и по 18 лет. Но некоторые игроки получают травмы еще до старта. Когда я об этом подумал, то сказал себе: «Если сравнивать со многими другими, то мне очень повезло.

По крайней мере, у меня было 10 прекрасных лет, которые навсегда изменили мою жизнь».

P. S. Если текст понравился, не забывайте ставить плюсы и подписываться. Обещаю, что и дальше будет интересно! 

Арсен Венгер тоже выпустил книгу и дал три огромных интервью: не был на «Эмирейтс» после ухода, чуть не подписал Роналду, верит в нейробиологию, не пойдет в соцсети

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Andrey Pronin/imago sportfotodienst; East News/ASSOCIATED PRESS/East News; Gettyimages.ru/Beate Mueller/Bongarts, Robert Cianflone, Philipp Schmidli; nl.wikipedia.org