11 мин.

Максименко: «В этом сезоне «Спартак» стал единым механизмом»

В первой части сезона наш голкипер регулярно совершал эффектные сейвы и стал героем уже нескольких матчей. Как изменилась команда за год при Тедеско? В чем главная особенность Урванчки? Кто поместил в общий чат его детское видео со словами про ЦСКА? Об этом и о многом другом — в интервью Саши перед матчем с «Ростовом».

ЭМОЦИИ ТЕДЕСКО ЗАРАЖАЮТ

— Предыдущее интервью ты давал нам год назад, перед игрой с «Рубином», которая была первой для Доменико Тедеско во главе «Спартака». Оцени прошедший период.

— За год случалось всякое. Прошлый сезон стал переходным: где-то не хватало стабильности, в каких-то матчах случались необязательные потери очков, никуда в итоге не вышли. Сейчас хотим все исправить. Пока получается. Надеюсь, пройдем путь до конца.

— За счет чего «Спартак» так прибавил в этом сезоне? Ведь межсезонье было совсем коротким.

— Мы стали злее после неудач, да и просто «обнулились»: забыли прошлый сезон и полностью сконцентрировались на новых задачах.

— Уже в нескольких матчах мы одержали волевые победы, забивали в концовках. Командный дух вырос?

— Конечно, единения заметно больше! Прошлый сезон, по сути, ушел на то, чтобы команду собрать: кто-то присоединился к нам летом, кто-то зимой добавился, как Соболев. Тренер тоже поменялся, нужно было притереться. И вот только сейчас мы стали единым механизмом. Знаем требования тренерского штаба, хорошо знаем друг друга. У нас отличный коллектив.

— Эмоции Тедеско — дополнительный фактор?

— Да, они заражают! Я не всегда понимаю, что он говорит на итальянском или немецком, но его поведение никого не оставит равнодушным. Тренер — эмоциональный человек, при этом он — сильный специалист, хорошо подкован тактически. Дай бог, у нас с ним все получится.

— В порыве страсти Доменико может и водой плеснуть, как в Ларссона в Саранске, и пощечину дать. Тебе от него тоже доставалось?

— А я привык к такому еще со времен ростовской академии, потому что у нас там был тренер серб. От него такие же оплеухи иногда прилетали!

— Наш сербский тренер по физподготовке Влад Чепзанович этим не грешит?

— Нет. Наверное, понимает: если что, мы его снова окунем в ведро со льдом, как в конце зимних сборов. А если серьезно, то хоть мы и проклинаем Влада за нагрузки, но это действительно залог успеха. Сейчас команда носится все 90 минут, и вообще нет разговоров о том, что «Спартак» подсаживается в концовках.

УРВАНЧКИ — КЛАССНЫЙ МУЖИК

— В этом сезоне ты стал реже выносить мяч и больше играть в пас.

— Верно. Мы старались так играть уже после зимних сборов, где уделяли этому много внимания. Однако потом случился карантин, и после длинной паузы было мало времени, чтобы все повторить. А сейчас через игры наработки возвращаются. Мне такой подход нравится: еще в Академии нас приучали к короткому пасу, уделяли огромное внимание игре ногами. В дубле и в «Спартаке-2» было так же.

— Как ты общаешься с тренерским штабом?

— С Тедеско могу и по-русски. Он уже получше некоторых общается! Это вот Мельга сколько лет тут жил, вроде все понимал, а ответить не мог.

— Тренер вратарей Макс Урванчки тоже учит русский?

— Знает основные футбольные термины. Но больше общаемся на английском. Если Макс говорит быстро — и я чего-то не улавливаю, то прошу Тёму Реброва перевести.

Урванчки — классный мужик, хорошо понимает футбол. У него много своих фишек, любит добавлять в работу на тренировках что-то новое: всякие барьерчики, датчики. Макс тоже эмоциональный. Ну и то, что он даже зимой ходит в футболке и шортах, заслуживает отдельного внимания.

— Многие считают, что вратари — это отдельная каста, футболисты «не от мира сего».

— А еще говорят, что нормальные люди не стали бы отбивать мячи. Наверное, вратари-хоккеисты вообще тогда сумасшедшие. Не знаю... Я вот, например, совершенно обычный человек! На самом деле каких-то особенных различий между голкиперами и полевыми игроками нет. Разве что тренируемся мы частично отдельно от остальных.

В «Спартаке» сегодня сложилась отличная вратарская бригада. Все всегда готовы прийти друг другу на выручку, и внутренне у нас нет деления на «первого» или «второго» номера. В любой момент каждый готов играть, помогать команде.

— Как в Красноярске.

— Да, хороший пример. Я готов был лететь в Красноярск, но в последний день тренерский штаб принял решение оставить меня в Москве. Дали возможность чуть-чуть отдохнуть, так как я только вернулся из сборной, график сейчас очень насыщенный. А тут длительный перелет, и до Краснодара оставалось мало времени. В итоге переживал за ребят дома, в тепле.

— В отличие от встречи с «Енисеем», матч с «Родиной» ты отыграл полностью.

— После поражения в дерби с ЦСКА мы поговорили с Максом и решили, что мне лучше сыграть, чтобы поскорее забыть тот «фееричный» матч. И действительно помогло. Если после неудачной игры ты неделю только тренируешься, то отвлечься сложно. А тут раз — и переключился.

— Матч с «Краснодаром» тоже мог стать для тебя «фееричным». Проясни для всех: что произошло в первом тайме?

— Ошибки есть ошибки, все их видели. Оправдываться не хочу, но могу объяснить их природу. Когда мы вышли на разминку, то обнаружили проблемы с газоном. Поле было вскопано. Это странно, все-таки в Краснодаре тепло, и раньше газон там всегда был хорошего качества. Возможно, из-за большой нагрузки на поле агрономы не успели привести его в порядок. В результате в первом моменте я воткнулся коленом в газон, из-под меня вылетел здоровенный кусок поля. Во втором случае — то же самое. Потом и с Пашей Масловым такая же проблема случилась, да и с другими ребятами. — В итоге ты сам же спас в этих эпизодах.

— Да, сам накосячил — сам исправился. Деваться было некуда. Во втором эпизоде даже не осознал, что произошло: так адреналин захлестнул! Выронил, думаю: «А где мяч?!» Тут Айртон выбивает. Ну ладно, вынесли. Но дальше мяч попадает в игрока и отскакивает Смольникову под удар. Резко прихожу в себя, прыгаю, отбиваю. И думаю: «Что это было?» Момент, конечно, сумасшедший.

— После матча команда долго оставалась на стадионе. Но не только из-за любви к Хабибу и желания посмотреть его бой, так ведь?

— Да это мы с Бакаевым задержались на допинг-тесте. Бака причем специально тянул, чтобы до вылета в Москву успеть посмотреть прямую трансляцию. В итоге так долго нас ждали, что все решили остаться в раздевалке. Я вернулся как раз к началу поединка.

ВИДЕО ИЗ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ

— Много шума наделало всплывшее старое видео, на котором маленький Саша Максименко говорит, что хочет стать лучшим вратарем России в составе ЦСКА.

— Я никогда не скрывал, что в детстве симпатизировал Акинфееву. Вот и сказанул тогда про армейцев, да и сколько мне лет тогда было? На самом деле болельщиком ЦСКА я никогда не был. Даже не помню, кто брал то интервью: то ли пресс-служба академии СКА, то ли какой-то канал областной. Удивительное совпадение, кстати, что это видео появилось перед принципиальным матчем против «Зенита».

— После этой встречи Тедеско сказал: «Выделю специально нашего вратаря, чтобы завтра никто не сказал, что он болельщик ЦСКА».

— Да меня все в команде на эту тему подкалывали! Я же сам и увидел ролик впервые в командном чате, Рома Зобнин скинул. На тренировках потом «душили»: «Так вот почему мы в дерби проиграли!» В шутку, конечно.

Могу еще раз сказать. Прежде всего я удивился, что сказал много лет назад именно такое. Видимо, был в состоянии аффекта: увидел камеру, испугался и ляпнул. На сегодняшний день я целиком и полностью красно-белый. Это самое главное.

— В отличие от Тедеско, один известный биатлонный комментатор недавно тебя раскритиковал. Сказал, что ты мог бы лучше играть на выходах. Сам как считаешь, в каких аспектах еще надо прибавить?

— Биатлонным экспертам, конечно, виднее. А так — во всем надо прибавлять, иначе не бывает. Может, кому-то кажется, что я редко играю на выходах, но у нас высоких ребят хватает: все под метр девяносто.

ВПЕРВЫЕ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

— В этом сезоне тебя признавали лучшим игроком в матчах с «Ротором», «Химками» и «Зенитом». Где хранишь эти призы?

— Храню дома, как и другие подарки. Вот недавно наши болельщики из Казахстана прислали национальный костюм как приз лучшему игроку прошлого сезона. Когда родители приезжают в гости, то забирают накопившееся в Ростов. У них там домашний музей наград — моих и брата-волейболиста.

— Семья тебя часто навещает?

— Хотелось бы чаще, но график сейчас тяжелый, много выездов. Родители прилетали на матч с «Зенитом», и мы сходили на Красную площадь. Страшно признаться, но оказался там впервые за семь лет жизни в Москве! Это как в Сочи: местные на море не бывают, только приезжие.

— Предстоящий матч могли перенести в Ростов. Хотел лишний раз оказаться в родном городе? Или и так хватает гостевых игр?

— В этом году я провел в Ростове достаточно времени, почти весь карантин. Плюс во втором круге в любом случае там сыграем. А что касается гостевых матчей, то для нас это не проблема. В этом плане «Спартак» уникален, ведь ни у одной команды нет такой поддержки болельщиков на чужих стадионах! В Казани выходим на поле — атмосфера как дома, в Саранске — почти вся арена за нас. Про Химки и говорить нечего. В Краснодаре местных было много, но наша трибуна все равно их перекрикивала.

— К ограничениям посещаемости привык?

— К такому нельзя привыкнуть. На «Ростове» будет около трех тысяч. Мало, конечно… Но лучше так, чем вообще без зрителей.

— «Ростов» проиграл дома «Химкам». Команда Карпина уже не та?

— Группа футболистов из «Ростова» ушла, но появились другие. И у команды по-прежнему есть своя философия, она всегда играет в активный прессинг. Так что будет сложно.

НУЖЕН ВОЛЕЙБОЛЬНЫЙ «СПАРТАК»

— На последние игры сборной России вызвали Сафонова, а ты остался в молодежке. Расстроился?

— Конечно, мне тоже хочется в первую сборную, да и кто не хочет? Всему свое время. Зато приятно, что сыграл за молодежку в Латвии, где мы оформили выход в финальный турнир чемпионата Европы.

Жаль, не было с нами Наиля Умярова и Коли Рассказова, не получили они свою долю тех непередаваемых эмоций. Ну ничего, самое интересное впереди — финальный турнир. А потом, надеюсь, со многими ребятами будем пересекаться в первой сборной. Потому что коллектив в молодежке подобрался просто супер!

Мы с самого начала цикла поверили в себя и ровно прошли весь отбор, кроме одного матча с Польшей. Удивляет, что многие эксперты говорят, будто у нас была слабая группа. Нет бы порадоваться, что впервые за много лет сумели выйти на Евро. А не пройди мы — стали бы говорить, что у молодых игроков в РПЛ низкий уровень.

— Твой лучший друг в «Спартаке» — Илья Гапонов?

— У меня со всеми хорошие отношения. С Гапой мы всегда живем в одном номере, так веселее. Хотя при этом часто сидим в телефонах. Но перед «Краснодаром» включили в гостинице матч «Спартака-2». Сейчас слежу за второй командой не так внимательно, потому что знаю меньше ребят, а раньше и на стадион в Сокольники старался выбираться.

— На днях у Гапонова был день рождения. Чего пожелал?

— Умнее стать! Если серьезно, то пожелал счастья, здоровья и всего наилучшего.

— Оригинально…

— Оригинальность — мое второе имя.

— В свободное время ты любишь играть в большой теннис. Прогрессируешь?

— Подача уже хорошая, над остальным работаем. Нравится мне этот вид спорта. Слежу за тем, как выступают наши ребята: Медведев, Рублёв, Хачанов. Еще Зверев и Шаповалов, которые играют за другие страны. Ну и волейбол, конечно, смотрю, когда брат играет. Он сейчас выступает за Оренбург. Жаль, его вид спорта у нас не так популярен, как раньше. Показывают редко. Надо, чтобы «Спартак» волейбольный появился. Вот тогда и интерес поднимется, и брата туда подтянем.

БЛИЦ

— Твой идеальный выходной.

— Я «сова», поэтому главное — подольше поспать.

— Пенальти от кого и в каком матче мечтаешь отразить?

— От Месси в финале Лиги чемпионов.

— Лучший вратарь в истории.

— Лев Иванович Яшин.

— Лучший вратарь прямо сейчас.

— Тер Штеген, Алиссон, Нойер. Одного выбрать не могу.

— Опиши тремя словами Тедеско.

— Тактика, эмоции, человечность.

— Опиши тремя словами «Спартак».

— История, болельщики, любовь.

spartak.com