Изучаем «Боруссию» Фавра: она обожает владеть мячом, ключевой игрок в атаке – 17-летний Джованни Рейна
Сегодня Дортмунд тестирует «Зенит».
Первый тур Бундеслиги. Дортмундская «Боруссия» побеждает «Боруссию» из Менхенгладбаха 3:0. Все результативные действия на счету Джованни Рейны (17 лет), Джуда Беллингема (17), Эрлинга Холанда (20) и Джейдона Санчо (20).
После матча Люсьен Фавр выразил банальную, но важную для озвучивания идею: «Наша молодежь очень хороша. Каждой команде надо грамотно сочетать игроков разных возрастов. Нельзя выпускать юношей или только ветеранов».
В случае с «Боруссией» симбиоз опыта и молодости – не фигура речи, а фундамент тактических исканий Люсьена Фавра. Сегодня с «Зенитом» Дортмунд в очередной раз проверит этот фундамент на прочность.
В розыгрыше от ворот участвуют семь (!) полевых игроков. «Боруссия» разнообразно выходит из обороны
Фавр перешел на схему с тремя центральными защитниками в декабре 2019-го – тогда «Боруссия» уничтожила «Фортуну» 5:0 с убийственным в одну и суицидальным в другую сторону трио ЦЗ Загаду-Аканджи-Пищек и Брандтом в центре полузащиты. Чем реже Брандт выходил в опорной зоне, тем спокойнее (или инертнее) выглядела «Боруссия» в середине поля.
Команда разыгрывает мяч от ворот с восьмью футболистами в первой трети поля: вратарь, три центральных защитника, два центральных полузащитника и два латераля.
Плюсы и минусы билд-апа очевидны. Преимущества: мало мощного прессинга от соперника из-за риска получить заброс на ход Холанду, Санчо или Рейне, вариативность в выборе адресата для передачи, диктовка подходящего темпа. Недостатки: медленный выход из обороны в атаку через короткий пас, невозможность качественно обострять вертикальными передачами против команд с низким блоком, разрывы между оборонительной группой и тройкой нападения.
Кажется, такой баланс плохого и хорошего устраивает Фавра. Он принципиально избавляется от спешки в принятии решений и излишнего риска в начале атак. «Боруссия» выходит из обороны тремя способами.
Первый – заброс. Фавр не отказывается от длинных передач, имея в распоряжении Матса Хуммельса и Эмре Джана. Чаще всего заброс следует после попыток соперника выйти в массивный прессинг. Очевидно, что Рейне и Санчо тяжело бороться наверху с центральными защитниками, но здесь разрыв между обороной и атакой даже помогает – соперники, выдвинувшиеся вперед, теряют компактность из-за персональных ориентировок на трио атаки Дортмунда, которое располагается на чужой половине. Как следствие, «Боруссия» уступает борьбу на втором этаже, но хорошо собирает подборы, после которых разгоняет атаки.
Второй – выход через фланг с подключением игрока из атакующего трио. Очень перспективный сценарий, который пока дает сбои из-за адаптации Тома Менье. Если через левый фланг срабатывает регулярно, то справа возникают сложности.
Брандт опустился к центральным полузащитникам, сделал пас Ройсу, который открылся между линий и откатил мяч Дилэйни. Датчанин пасует в недодачу разогнавшемуся Менье.
Болельщики Дортмунда много ругают новичка за слабый вклад в атакующую игру, особенно в сравнении с Ашрафом Хакими. Их тяжело сопоставлять – Менье более системный игрок, подходящий длительным позиционным атакам, но без взрывных рывков и легкого дриблинга. Спортивный директор Михаэль Цорк успокаивает фанатов: «Менье обеспечивает хороший баланс. Его физика и уверенность в себе помогают команде. Он совершает очень мало ошибок». Все так – Менье хорош в низком блоке и отлично взаимодействует с Эмре Джаном, правым центральным в тройке.
Хотя казусы случаются. Из-за излишней самоуверенности бельгийца Дортмунд впервые привез гол при розыгрыше от ворот. Менье затянул с передачей на Беллингема и все равно отдал мяч англичанину, которого сразу накрыл Лукас Лейва.
Третий путь выхода из обороны – семерка перепасом медленно поднимается выше. Достойный уровень владения мячом и качество передач футболистов, задействованных в билд-апе, позволяют Дортмунду комфортно чувствовать себя в первой трети поля. Даже под серьезным прессингом «Боруссия» разыгрывает накоротке, без частых диагоналей с одного фланга на другой.
Здесь важны три футболиста: Аксель Витцель, Матс Хуммельс и Эмре Джан. Витцель выполняет роль диспетчера, обеспечивает постоянное движение мяча, но совсем не обостряет. Его 96,5% точности передач на старте сезона – абсолютная фантастика, даже если учитывать практически полное отсутствие пасов вперед.
Хуммельс и Джан отвечают за креатив. Хуммельс отдает отличные передачи вразрез, которые вдвойне полезны из-за качественных открываний Рейны и Санчо между линий.
Джан мощно продвигается с мячом в атаку. Важно командное расположение – когда соперник использует персональную опеку, игроки «Боруссии» максимально освобождают путь Джану (латерали упираются во фланг, центральные полузащитники поднимаются выше). Эмре смело идет в дриблинг, причем хорошо ловит моменты для таких рывков – почти всегда сохраняет мяч. После успешного движения вперед Джан чаще всего смещается ближе к флангу и забросом нагружает опорную зону. Так Дортмунд забил первый гол Менхенгладбаху.
А что же Мануэль Аканджи? Швейцарца справедливо ругают за вопиющие обрезы, слабую позиционную игру на стандартах и неудачи при игре 1-в-1, но схема с тремя защитниками маскирует проблемы. Он свободнее выдергивается при высоком прессинге, именно с Аканджи начались оба гола в ворота «Баварии». В первом тайме идеально подкараулил неудачный пас Павара и одним касанием отправил мяч Ройсу, обеспечив ситуацию 3-в-2, а во втором – выскочил из-за спины Левандовски и ткнул мяч Дилэйни, который вывел Холанда 1-на-1 с Нойером.
Джованни Рейна – важнейший игрок атаки. Он отлично справляется со сложной гибридной ролью
Рейна – большой молодец. В прошлом сезоне он регулярно получал по 15-20 минут игрового времени и даже дважды попал в старт на финише чемпионата. Рейна провел мощную предсезонку (забивал почти в каждом матче) – ожидалось, что вскоре он станет отличной опцией для вариативности в атакующем трио, тем более при загруженном календаре Дортмунда.
Но прямо сейчас Джованни Рейна – главный футболист в механизме Люсьена Фавра. Швейцарец отводит ему гибридную роль, схема «Боруссии» без мяча зависит от первой линии прессинга. При высоком и среднем блоке Дортмунд выстраивается в 5-2-2-1. Рейна вместе с Холандом и Санчо располагаются выше остальных.
Как только «Боруссия» откатывается назад, Рейна спускается к паре опорников, занимая позицию левого центрального полузащитника. Задумка Фавра не в банальном увеличении числа обороняющихся. Рейна – пружина в контратаках. В случае отбора или перехвата мяч сразу направляется американцу, который должен разогнать атаку обостряющей передачей или эффективным дриблингом.
17-летний парень удивительно четко справляется с задачей. Рейна качественно перемещается из одной линии в другую, не теряется в позиционной защите, хорошо открывается для старта контратаки. Когда «Боруссия» владеет мячом, он реже опускается к паре хавбеков, но это тоже приносит плоды из-за отличного выбора позиций между линиями.
Рейна задействован в каждом атакующем построении Дортмунда. Тяжело понять, что удивляет больше: как Рейна пользуется доверием тренера или сам факт безграничной веры Фавра в юношу.
Все три голевые передачи в Бундеслиге сделаны в одном матче – с «Фрайбургом» (4:0). Важен контекст – Рейна слабо начал матч. Он регулярно отдавал неточные передачи, не всегда удачно шел в дриблинг, получил повреждение, из-за которого даже понадобилась медпомощь. За первые 30 минут «Боруссия» не создала ни одного момента.
Забавно, что даже первый гол начался с неточной передачи Рейны. Ройс мгновенно вступил в отбор, выгрыз мяч для американца, который идеально вывел на удар Эрлинга Холанда.
Это исключительно психологический момент. Рейна продолжает вести игру, даже когда многое не получается, а Фавр не сдерживает его в атакующих действиях. Американец спускается за мячом в опорную зону, забегает по флангам, продвигает мяч на дриблинге через полуфланги, врывается в штрафную под прострелы, пашет без мяча (с тем же «Фрайбургом» – 4 отбора). Бешеная вовлеченность.
Фавр не бросается в крайности – Рейна не кажется игроком, который все пытается сделать сам, он выполняет фундаментальную роль в атакующей игре, а партнеры органично помогают.
Холанд забивает и развивается в подыгрыше, а Санчо не хватает активности в прессинге
Еще один фактор успеха Рейны – отличное взаимодействие с Эрлингом Холандом. Это один из лучших нападающих мира по забеганиям за спины защитникам. Рейна прекрасно ловит моменты для таких передач – точно и своевременно на ход Холанду.
Очевидно, что Холанд не хочет выполнять функции зажатой в рамки девятки, – и Фавр это приветствует. Недавно форвард назвал семь нападающих, которых считает лучше себя – среди бомбардиров вроде Левандовского и Агуэро Холанд выделил, например, Роберто Фирмино – отнюдь не машину по штампованию голов.
При этом Холанд не скрывает одержимость голами – он признавался, что часто пересматривает эпизоды и вникает в специфику конкретных моментов. Эрлинг активно работает над ударами головой – с этим навыком еще есть проблемы. Но норвежец также старательно интегрируется в командное владение, иногда смещается на фланги, способен опуститься ниже для последующего движения вперед.
Холанд приносит пользу и в позиционных атаках перед штрафной. Он отлично укрывает мяч корпусом, а мобильность и хорошая координация помогают ему разворачиваться и обострять. Вариантов много: таранный дриблинг, пас на фланг латералю для создания ширины или разрезающий в штрафную.
Другой важный игрок атаки – Джейдон Санчо. Англичанин как всегда полезен, хотя голов в новом сезоне еще не забивал. Санчо крут свободным перемещением – в позиционке без мяча он ищет пустые зоны по всему периметру поля, с мячом двигается разнообразно, охотно идет на фланги для создания перегрузов, разыгрывает комбинации накоротке на подходе к штрафной, прекрасно чувствует забегания Холанда.
Функционалы Санчо и Рейны похожи, но перед Фавром не возникает вопросов о дублировании ролей – нет ничего страшного в двух креативных и техничных футболистах, учитывая, что их функции разнообразны и необходимы как при владении, так и в контратаках. Проблема в том, что Санчо не дает такого объема работы. Он меньше прессингует, когда Дортмунд отходит назад, реже спускается в центр поля для движения из глубины. Кажется, что Санчо необходим либо хороший ассистент в центре поля, способный продвигать мяч, либо активный латераль – Менье пока слабо сыгран с Джейдоном, поэтому справа Дортмунд чаще обостряет индивидуальными действиями, нежели качественной командной игрой.
Рейна, кстати, отлично сочетается с другим вундеркиндом – 17-летним Джудом Беллингемом. В перспективе именно он должен стать футболистом, обостряющим из глубины. Даже сейчас Беллингем чаще Витцеля продвигает мяч вперед, но это вопрос ролей – Витцель не претендует на роль оттянутого плеймейкера, которым стремится быть Джуд. Пока англичанин находится в тепличных условиях: рядом – опытный диспетчер с большим объемом работы, в защите – компактная структура, а в атаке от Беллингема не требуется множество неожиданных и умных ходов, важнее надежно двигать мяч.
Беллингем все равно старается показать атакующий потенциал, но часто ошибается: делает лишние касания и увлекается необязательным дриблингом.
Хотя футбольный интеллект заметен сразу. Беллингем качественно ловит момент для движения вперед. На примере ниже Джуд рванул еще до передачи Геррейро – англичанин увидел, как к центру поля спускается Холанд.
Холанд переводит мяч на фланг Ройсу, и Джуд видит свободную зону, которая оголилась из-за движения защитника «Фрайбурга» за нападающим Дортмунда. Ройс отдает не самый точный пас – другой защитник, бегущий страховать, успевает накрыть Беллингема.
Пока главный пострадавший – Юлиан Брандт. Ему нет места в основе
В новом сезон Брандт вышел в старте лишь в трех из восьми матчей. Юлиан поступает максимально профессионально: «На самом деле я очень, очень расслаблен, конечно, я хочу играть каждую игру с начала, но я должен принимать решения тренера. Дело не в том, что я волнуюсь или хочу уйти – прошлый сезон был похожим».
Фавр – упрямый тренер. Он достаточно гибкий тактик, в разных клубах использует разные формации, имея в распоряжении разных по функциям исполнителей. Но Фавр отступает от конкретной идеи, только если окончательно в ней разочаровывается или находит лучшее решение здесь и сейчас. Отсюда, например, нежелание уходить от схемы с тремя ЦЗ даже в случае недобора игроков на позицию – в матче с «Хоффенхаймом» после травмы Лукаша Пишчека вышел Томас Дилэйни, игрок центра поля. Команда сохранила структуру с небольшой перестройкой – Эмре Джан занял позицию правого ЦЗ, освободив Дилэйни место левого в тройке защитников. Получилось прекрасно – Дилэйни провел мощнейший матч в новом амплуа (6 выигранных единоборств, 6 отборов, 2 перехвата и 3 выноса).
Главный тренер видит в Брандте футболиста, обостряющего из глубины, но в нынешней формации такой игрок нужен «Боруссии» разве что против совсем оборонительных команд, которых в Бундеслиге очень мало. Фавр не загоняет Юлиана в рамки – швейцарец пробует Брандта в роли сменщика Холанда, но выходит странно. Брандт много увлекается подыгрышем, из-за чего пустует штрафная. С «Баварией» он исполнял роль Рейны – в сравнении с американцем Брандт хуже соблюдает гибридность, запаздывает с перемещением из атаки в полузащиту. Главное – в роли плеймейкера Брандт любит возиться с мячом, изнурять соперника владением. Ирония в том, что «Боруссия» как раз этим и занимается, но на место, занятое Рейной, нужен вечный двигатель, упрямо движущийся вперед.
С «Шальке» Фавр впервые в сезоне вышел с четырьмя защитниками (возможно, из-за коронавируса у Эмре Джана). Брандт играл центрального атакующего полузащитника, свободно перемещаясь по всему полю (ненадолго поменялся местами с Рейной, который играл левого вингера), сделал 4 паса под удар (больше всех в матче), но первый тайм у Юлиана вышел куда сильнее второго, в котором Дортмунд и добыл разгромную победу, а Брандт остался без голевых действий. Очевидно, что немец заряжен – очень часто давал волю эмоциям, когда неудачно обострял или не получал мяч после хорошего открывания.
Брандт органично вписывается в любое атакующее амплуа в схеме 4-2-3-1, но в формации с тремя ЦЗ испытывает трудности – для позиции Рейны не хватает черновой работы, слишком мало нагружает штрафную в роли сменщика Холанда, а в центре поля Фавра устраивает отсутствие сильного оттянутого плеймейкера. Лучше ли Беллингем Брандта прямо сейчас? Конечно, нет. Но такова принципиальность Фавра – он по-хорошему повернут на воспитании будущих звезд.
***
Тот самый симбиоз опыта и молодости – это попытка Фавра найти баланс между надежной, но не самой мобильной при переходе в атаку защитой с хладнокровными Хуммельсом и Витцелем (каждому – 31 год) и неудержимым нападением Рейна-Холанд-Санчо. Работы еще много: нужно быстрее интегрировать Менье в атакующую систему, сильнее нагружать Беллингема (сначала будет сложно, но это ускорит развитие), следить за стабильностью Санчо. Учитывая календарь и постоянные игры в середине недели, Брандт точно не затухнет на скамейке – вопрос не в количестве минут, которые Юлиан сыграет, а в том, как он ими распорядится.
И не стоит забывать про Марко Ройса – футболиста, который олицетворяет вышеупомянутый симбиоз. Он все еще полезен: хорош в броуновском движении в тройке нападения, отлично взаимодействует с Рафаэлом Геррейру (в матче с «Фрайбургом» они часто менялись местами – Марко создавал ширину, а Геррейру влетал в штрафную), активно прессингует и помогает в позиционной обороне.
Так что глобально «Боруссия» все та же – команда с Марко Ройсом и молодыми талантами. Теперь – 17-летними.
Холанд? Хааланд? Холанн? Эрлинг сам объяснил, как правильно произносить его имя
Фото: Gettyimages.ru/Sebastian Widmann/Bongarts, TF-Images/Bongarts, Friedemann Vogel/Pool