Как «Зенит» сделал топовый ролик к ЛЧ: Дзюба легко пошутил про кошелек (и вдохновился перед матчем сборной), художник рисовал для Marvel и DC
Мы поговорили с теми, кто все придумал и исполнил.
На прошлой неделе мы восторгались роликом «Зенита» к Лиге чемпионов: петербуржцы выпустили анимированный комикс и представили в нем всю команду. Игроки и тренеры стали персонажами времен Российской Империи, когда Петербург был столицей, у всех – не только узнаваемые лица, но и характерные детали образов.
Все отсылы и пасхалки (там в том числе шутка про кошелек от Дзюбы) мы подробно разобрали здесь, а теперь – про создание крутого видео.
В английской версии есть кадр с титрами, в них тридцать человек, работавших над роликом. Ключевых исполнителей трое: креативный продюсер «Зенита» Денис Денисов, которого пора воспринимать уже не просто как ведущего клубного канала, иллюстратор Райан Смоллман и моушн-дизайнер Владислав Иванов.
«Зенит» выбрал такой формат, где представлена вся команда, но никого не понадобилось отдельно снимать, в том числе ради безопасности: организовывать какие-либо съемки во время пандемии – значило бы неоправданно рисковать. Вышло идеально: необычный стиль с минимальным участием футболистов и тренеров.
Все нарисовал американо-бразилец из Сан-Паулу: он работает с Marvel и DC, а главное – очень любит футбол
«Зенит» выбрал иллюстратора благодаря его обложке комикса про Неймара: листали подборки на Behance.net, обнаружили классный футбольный пример и тут же связались, чтобы предложить поработать вместе. По словам сотрудников «Зенита», в клубе даже удивились, что художник, сотрудничающий с Warner, Sony Pictures и другими гигантами индустрии, согласился на довольно скромный гонорар.
Судя по всему, дело еще и в том, что Райан Смоллман очень любит футбол, ему самому хотелось поучаствовать в проекте, связанном с Лигой чемпионов.
Смоллман живет в Сан-Паулу: он родился в США, его родители – американцы, но семья переехала в Бразилию, когда ему было шесть. Райан молод, но у него уже большой опыт крутых работ – сам он выделяет, например, иллюстрации для рекламных кампаний Marvel, DC и Paramount к выходу новых фильмов.
Тестовый рисунок, после которого в «Зените» окончательно убедились, что работать нужно именно со Смолллманом, художник сделал сразу же после установочного созвона. Идею обсудили вечером по бразильскому времени, а к пяти утра Райан уже прислал кадр с Александром Ерохиным.
Художник нарисовал все за пару недель: сложнее всего было с лицом Тимощука, а Дзюба, когда посмотрел ролик, сказал, что вдохновился перед игрой за сборную
Чтобы набраться новых впечатлений о подготовке видео, Sports.ru позвонил художнику Райану Смоллману в Бразилию – вот его впечатления о ролике «Зенита».
• Я нарисовал все за две с небольшим недели – это нереальный темп, я так быстро и так много для одного проекта никогда не работал. Делал по четыре-пять иллюстраций в день. Последнюю картинку нарисовал буквально за два дня до релиза. Конечно, поначалу задача, такой объем немного пугали – но, с другой стороны, получился классный челлендж. Эти пару недель я только спал по шесть часов, а все остальное время работал над проектом, остальные дела отодвинул. Очень помогло, что это именно футбольная задача – так как я очень люблю футбол, максимально хотел исполнить все на топ-уровне.
• У каждого изображения было три версии: набросок, чтобы понять композицию кадра, затем финальный черно-белый вариант и наконец цветной. Поначалу меня больше тянуло в мультяшный стиль, но в итоге мы пришли к тому, что главное – чтобы персонажи были узнаваемыми, максимально похожими на себя в жизни. Тут я рисовал сразу на планшете, чтобы не терять времени, хотя вообще, когда есть запас времени, предпочитаю все же сначала на бумаге. Но сейчас важно было, например, быстро вносить изменения, корректировать цвета – а это гораздо эффективнее сразу в онлайне.
• Конечно, я не так много знал об игроках «Зенита» раньше, разве что представлял Малкома и Вендела, бразильцев, еще помнил Артема Дзюбу после чемпионата мира. Из героев дольше всего я работал над Анатолием Тимощуком – много раз вносил правки, чтобы его острые, яркие черты лица на картинках выглядели так же героически, как в жизни.
• Мне было очень интересно было погрузиться в контекст, а моя, пожалуй, любимая часть – изображения кораблей. Изучал, как выглядели корабли российского флота, пытался максимально точно воспроизвести корабль «Полтава», который мы сделали центром композиции и местом действия. Плюс архитектура Петербурга, главные места города, костюмы того времени – многие детали были новыми для меня, мне было очень интересно разобраться.
• Знаю, что в «Зените» меня заметили благодаря обложкам для комикса Неймара, а их я сделал после того, как на Comic Con здесь в Сан-Паулу познакомился с парой художников, которые готовили сам сюжет. Кажется, прошел примерно год после разговора, когда они вернулись и предложили нарисовать обложки. На самом деле они еще даже не ушли в печать, но, когда «ПСЖ» вышел в финал Лиги чемпионов, я попросил разрешения опубликовать их отдельно в своем портфолио. Видите – не зря, благодаря этому на меня обратили внимание в «Зените».
• Я очень удивлен такой реакции на проект с «Зенитом»: мне в инстаграм пишут болельщики команды, они подписываются на меня, да сам факт, что я все это вам сейчас рассказываю для меня – космос. Я-то привык, что делаю свою работу, отправляю заказчику – и на этом все. А сейчас ко мне даже футболисты, которых я рисовал, пришли с благодарностью. Например, Дзюба сказал, что увидел готовый ролик в день игры за сборную России и благодаря этому выйдет на матч вдохновленным. Моя работа вдохновила Дзюбу перед игрой – это же безумие!
Картинки после художника адаптировал один дизайнер и оживлял другой, а самая острая шутка появилась благодаря самоиронии Дзюбы
В клубе уточнили, что исполнение с Райаном обсуждали уже при готовом сценарии примерно на 60 кадров, из которого в итоговой версии осталось около 50. Там уже были детали сюжета: появляется гонец, скачет через арку Главного штаба, бежит по коридору, стучит в дверь и так далее. Антуражные детали – например, что во время разговора Сергея Семака с тренером вратарей Михаилом Бирюковым между ними портрет легендарного голкипера «Зенита» Леонида Иванова – тоже продумали заранее, это не импровизация художника.
Параллельно с иллюстратором работали два клубных дизайнера: один адаптировал изображения для российской аудитории, другой – специалист по моушн-дизайну Владислав Иванов – оживлял каждое готовое статичное изображение. Для Владислава это первый большой проект в «Зените»: он разбирал все картинки по слоям, добавлял эффекты движения и переходы между кадрами, чтобы ролик выглядел не просто как набор картинок, а стал связной историей с дополнительными фишками – например, у Хавьера Рибалты дымится сигара, а на груди Анатолия Тимощука и Деяна Ловрена сверкает орден победителей Лиги чемпионов.
Еще одна особенность ролика – озвучка, все фразы от первого лица (кроме Хавьера Рибалты, который пока не говорит по-русски) произносят сами герои. Их слова записывали отдельно на клубной базе примерно за неделю до релиза перед одной из тренировок, а Артем Дзюба наговаривал свои фразы уже из расположения сборной России.
Самая острая шутка – как раз самоироничная цитата Дзюбы с отсылом к монологу Уильяма Уоллеса из его любимого фильма «Храброе сердце»: там полководец говорит об убийстве врагов сотнями и доводит до абсурда фразой про молнии из задницы, а герой Артема вместо молний добавляет про кражу кошельков. Как и киноперсонаж, Дзюба таким образом подчеркивает: некоторые слухи о нем сильно преувеличены.
Оказывается, сам капитан «Зенита» поддержал шутку на эту тему сразу – буквально за десять секунд разговора проникся идеей ролика и все одобрил.
«Мы изначально хотели вшить максимальное количество отсылок, пасхалок и панчей, чтобы предельно ярко представить каждого героя. Например, у Жиркова есть история дружбы с Ивановичем, Ракицкий избегает камер, а по Дзюбе было штук пять разных версий, – вспоминает Денис Денисов в разговоре со Sports.ru. – В итоге я подошел к нему в самолете, обрисовал идею – и Тема моментально согласился. Мы сошлись на том, что самоирония – вообще лучшее, что только может быть».
Кстати, в фильме о фильме, который «Зенит» выпустил в понедельник, показаны реплики, не вошедшие в финальную версию – слова Михаила Кержакова и Александра Васютина с еще одним отсылом к «Храброму сердцу».
Видео – только начало целой кампании «Зенита» к ЛЧ. Сам печатный комикс скоро можно будет купить
«Поднять паруса!» – это больше, чем просто ролик на ютубе, у этой истории точно будет продолжение.
Во-первых, уже в ближайшие дни можно будет купить печатную версию комикса – скоро он выйдет и в виде журнала.
Во-вторых, сотрудники «Зенита» – без подробностей и с интригой – уточняют, что стоит ждать продолжения в том же духе.
Правда, пока неясно, какого именно: возможно, появятся новые комикс-ролики или «Зенит» оформит в таком стиле что-то связанное с Лигой чемпионов. К тому же наверняка можно ждать линейки сувениров с новыми образами команды.
Будем считать, что это еще одна интрига группового этапа Лиги чемпионов вдобавок к основному сюжету.
парням и девчонкам из «Ростова» только уважение за их труд, за ними очень приятно наблюдать!