Мозес мощно адаптировался к футболу Конте. В стилистическом плане он отлично подходит Тедеско
Вадим Лукомский – про новичка «Спартака».
Конте перезапустил карьеру Мозеса
За время в АПЛ у Виктора Мозеса было два отрезка, когда он выглядел топом своей позиции.
Первый – при Роберто Мартинесе в «Уигане». Команда играла в невероятно стильный футбол, несмотря на то, что была аутсайдером. Стремилась доминировать по владению во всех матчах, кроме прямых столкновений с топами. Мартинес построил качественную структуру для контроля игр, а вот с переводом контроля в обострения были проблемы.
На чужой трети поля тренер просил игроков больше импровизировать, но четко распределял функции. Среди атакующих футболистов всегда был риск-тейкер – игрок, который в разы больше остальных брал на себя игру, шел в обводку, бил, обострял. Два сезона между 2009-м и 2011-м эту роль блестяще исполнял Шарль Нзогбия. Мозес уже был в команде, но не особо выделялся.
А вот после ухода Нзогбия Мартинес отдал свободную роль именно Мозесу. Его набор качеств позволял играть в такой манере. А теперь появилась еще невероятная свобода. Это сделало Виктора одним из самых ярких игроков АПЛ не из топ-клубов. Сезон-2011/12 он закончил лучшим по количеству обводок в АПЛ, а в Европе вошел в топ-5:
«Виктор – уникальный игрок. Только поработав с ним, я осознал, что он крайне необычный футболист – его нельзя назвать типичным современным вингером. Старомодный тип вингера с невероятным природным талантом, который позволяет постоянно обводить соперников. Он способен в одиночку создавать остроту с флангов. Сейчас почти все команды хорошо организованы тактически, а игроки, способные дать такую непредсказуемость, встречаются редко и очень ценятся», – резюмировал Мартинес.
Помощник тренера сборной Нигерии Дэниел Амокачи высказывался еще ярче про ту версию Мозеса: «Если Виктор Мозес хочет быть Месси, он вполне может стать Месси». Нигериец правда блестяще справлялся с требованиями этой уникальной для нижней части таблицы роли.
Если судить только по стабильности и уровню игры, его переход в топ-клуб казался абсолютно заслуженным повышением. Но цельная картина была труднее: вряд ли в АПЛ была большая команда, способная предоставить ему аналогичную свободу и право так часто идти в обводку.
В 2012-м он перешел в «Челси», где изначально не закрепился именно по этой причине. После неудачной первой кампании начались скитания по арендам («Сток», «Ливерпуль», «Вест Хэм»). Это продолжалось до прихода Антонио Конте.
Итальянцу сразу понравился Мозес – из-за работоспособности и умения играть 1-в-1. Изначально Конте планировал играть по схеме 4-3-3 (то есть не мог предвидеть сценарий с переходом на 3-4-2-1 и трансформацией Виктора в латераля), но все равно настаивал на сохранении Виктора в составе.
После неудачных первых месяцев кампании Конте поменял схему. Правый фланг в ней закрыл именно Мозес, а «Челси» полетел к чемпионству.
Раньше Мозес вообще не играл ни латераля, ни крайнего защитника. «У нас с Антонио не было разговора в духе «А не хотел бы ты попробовать сыграть латералем?». Он просто поставил меня на эту позицию», – вспоминал Виктор. Многим вещам он учился прямо на ходу. Конте очень ценил его дисциплинированность и качества для игры 1-в-1, а над остальными аспектами работал с ним индивидуально. Кое-что маскировалось командными механизмами – «Челси» всегда поддерживал отличные расстояния между игроками при обороне в формации 3-4-2-1 (5-4-1).
Мозес здорово описал логическую цепочку тренера: «Конте знал, что я хорош в атаке. Он постоянно твердил, что я силен в эпизодах 1-в-1, а над оборонительной стороной мы много работали на тренировках. Он хотел, чтобы я стал надежнее, и объяснял каждую деталь. Это вывело мою игру на новый уровень». Система Конте позволяла нигерийцу пользоваться дриблингом эффективнее, чем когда-либо ранее (и по-прежнему достаточно часто – так выглядела его карта обводок).
Мозес охотно принял и тренировочные методы Конте. Некоторых они бесят однообразностью, но ему, наоборот, помогли категорически быстро освоиться в новой роли: «Конте заставляет нас заучивать маневры, что помогает быстрее сыграться. Тренеру удалось нас убедить, что если мы будем каждую тренировку повторять одно и то же, нам будет проще в матчах. Мы сплочены и стали лучше понимать друг друга».
В другой беседе Виктор подчеркнул еще один секрет успеха: «При Конте мы стали намного лучше готовы физически. Он выжимает из нас все на тренировках, зато в матчах мы можем наслаждаться футболом». Для фланговой роли у Конте – это прямо основополагающий момент.
Еще одним положительным элементом стало наличие в составе Сесара Аспиликуэты, который имеет опыт игры на позиции и всегда подсказывал Мозесу прямо на поле: «Взаимопонимание с партнерами очень важно. Конкретно мне сильно помогает Аспиликуэта. Он играет правого центрального защитника и располагается у меня за спиной. Он постоянно подсказывает, что помогает мне лучше выбирать позицию».
Финальный компонент успешной адаптации – мышление вингера, которое сохранилось у Виктора: «Я сам вингер. Поэтому, играя против вингера, я понимаю, как он думает и что собирается делать – мне проще предугадывать момент, когда он пойдет в обводку».
Зимой 2020-го Конте воссоединился с Мозесом в «Интере». Нигериец отлично знал фланговую роль в системе Антонио – и показал, что все еще способен исполнять ее. Для постоянной свежести краев тренер ротировал Виктора и Антонио Кандреву. Мозес качественно распоряжался временем: 3 ассиста (при 4 выходах в старте), 2-й в команде по частоте успешных обводок, в топ-5 по частоте передач под удар.
Конте хотел оставить Мозеса, но руководство заблокировало трансфер. Во-первых, на тот момент уже была сделана огромная инвестиция в эту позицию – Ашраф Хакими за 40 млн евро. Во-вторых, боссы посчитали, что позиция полностью закрыта из-за большого количества универсалов в команде (Данило Д’Амброзио и Эшли Янг могут сыграть там), хотя ближе к концу окна Конте все-таки выпросил себе Маттео Дармиана.
Роль латераля в «Спартаке» похожа на эту роль у Конте
Две цитаты идеально описывают требования Конте к фланговым футболистам при игре с тройкой:
• «Хочу, чтобы мои фланговые игроки уходили с поля, харкая кровью, после часа или около того. Потом со скамейки выходит свежий парень. Всегда стремлюсь иметь побольше вариантов на флангах», – объяснял Антонио Конте. Важнейшее требование – невероятный объем работы.
• «У Конте лучшая в истории схема с тройкой защитников. Кажется, он единственный тренер, который действительно играет с тройкой, а не пятеркой», – восторгался в 2014-м Звонимир Бобан. С тех пор появились другие смелые команды с тройкой (в том числе «Спартак» Тедеско), но суть понятна: латерали должны располагаться в очень смелой позиции во время атак.
Самые важные для этого качества – дисциплинированность (чтобы соблюдать правильные позиций с мячом и без), выносливость (чтобы в одиночку закрывать всю бровку), способность угрожать с фланга (либо через игру 1-в-1, либо через качество подач, либо через своевременные рывки).
Как правило, Конте ставил сюда игроков, которые привыкли играть в более атакующих ролях, но обладают хорошей выносливостью. Проще говоря, схема и постепенный индивидуальный прогресс маскируют оборонительные недостатки, а в атаке латерали действуют как вингеры.
«Эта роль очень важна в моей системе. Чтобы играть по всему флангу, нужно обладать хорошей выносливостью и индивидуальными качествами. Я очень многого требую от латералей в защите и атаке. Мозес в этом плане удивил всех, включая меня. Все считали его вингером, но, на мой взгляд, он фантастически справился», – объяснял в 2017-м сам Антонио. «Играть на этой позиции в системе Конте – большая ответственность. В первую очередь нужно обладать невероятной выносливостью», – это подтверждал и Мозес.
У Тедеско очень похожие принципы. Он многократно признавался, что Антонио – его кумир. «Конте – для меня пример. Его сборная не состояла из звездных игроков, но они были максимально убедительны как команда. В «Ювентусе» он тоже выдал фантастический сезон без поражений», – объяснял причины Доменико.
В тактическом плане из топ-тренеров Конте однозначно наиболее близок тренеру «Спартака». В системе Тедеско к фланговым игрокам предъявляются очень похожие требования – особенно в матчах, где команда играет первым номером.
При позиционных атаках латерали располагаются либо на линии с нападающими, либо совсем чуть-чуть ниже:
У такого расположения две ключевые задачи: во-первых, постоянно поддерживать ширину атак; во-вторых, поставить соперника перед неудобным выбором. Если соперник играет с четверкой, то в такой ситуации неясно, кто должен играть против латераля – фланговый защитник или вингер. Если вингер так глубоко опустится, то «Спартаку» будет проще разыгрывать. Если крайний защитник выдвинется, то в линии останется всего три игрока – ее будет проще перегрузить.
Проблему в колонке по итогам матча Италия – Испания на Евро-2016 разбирал Хави. Он пришел к выводу, что очевидного противоядия нет, если команда обучена тактически, достаточно смело интерпретирует идею и правильно доставляет мяч латералям. Позже эта дилемма ставила в тупик даже соперников по АПЛ. Постепенно они начали просто зеркалить схему Конте (тогда проблема на фланге решалась, но из-за нехватки сыгранности часто появлялись новые).
«Шальке» Тедеско не достиг уровня «Челси» и играл в намного более оборонительной манере. Но описанные элементы там тоже присутствовали (просто не были такими яркими). Была и очень похожая трансформация – Даниэль Калиджури всю карьеру играл вингера, а потом встретился с Тедеско и стал первоклассным латералем:
На этой позиции здорово адаптировался и Роман Зобнин. Не так хорош в дриблинге как эталонные представители роли, но отлично обострял за счет качества подач (и уж точно обладает нужной выносливостью).
Мозес закроет позицию в другой манере (он больше про игру 1-в-1), зато «Спартак» получит вариативность и возможность использовать Зобнина в центре полузащиты.
Главный минус сделки – возраст Виктора. Через месяц нигерийцу уже 30, а роль очень требовательная в плане физики. Эффективное, но все-таки краткосрочное решение проблемы. «Спартаку» важно это учесть, когда нужно будет решить, выкупать ли Мозеса после завершения аренды.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Christopher Lee, Emilio Andreoli
Витя, работай и не спи, ты нам нужен!
Тем временем Зобнин - 2-й в РПЛ по этому показателю.
Есть сомнения в мотивации, но до конца сезона может хватить.