Потерянная связь. Как в Германии реагируют на возвращение болельщиков на стадионы
"Вот теперь футбол для всех такой же, как для меня", – не без усмешки резюмирует нынешнее положение дел на стадионах Германии Симон Оллерт, второй полностью глухой от рождения футболист в немецкой истории, достигший профессионального уровня. Оллерт успел поиграть за "Унтерхахинг" в Третьей лиге, а сейчас, продолжая карьеру в австрийском "Пинцгау", готов делиться советами со всеми теми, кого парализует и пугает непривычная тишина на стадионах. Впрочем, полной интроспекцией на поле вместо столь знакомого белого шума на фоне пришлось заниматься всего несколько месяцев. Футбол в Германии вернулся на сезон 2020/21 с некоторым количеством болельщиков – не более определённого процента на арене, отличающегося для каждого конкретного случая в зависимости от решения местных властей, с персонификацией билетов, соблюдением социальной дистанции, запретом на массовые празднования и даже отсутствием пива на стадионах, что для немецкого футбола попросту удар под дых. Санитарно-эпидемиологический концепт, созданный Немецкой футбольной лигой и соответствующими властями Германии, вызвал бесчисленное количество споров среди активных фанатов и рядовых болельщиков, но важно понимать одно: он работает. Клубы получили возможность хоть как-то поправить дело с доходами, футболисты снова вспомнили, что даёт игра не при пустых трибунах, а никаких явных кластеров заражений, истоки которых приводят к футбольным матчам, выявлено до сих пор не было.
Баба Яга против: активные группировки фанатов бастуют и ждут, пока всё не станет как раньше
Впрочем, активное ядро фанатов оказалось совсем не радо частичному открытию стадионов. Alle oder keiner – "все или никто" – так звучит девиз движения за бойкот поддержки с трибун до полного восстановления обычного порядка проведения матчей. Пока на стадионах нет стоячих мест – святая святых любой фанатской трибуны в Германии, – а также выездных болельщиков, довольно большое количество ультрас-группировок разных клубов объявило о полном отказе от стадионной поддержки своих команд. "Наш футбол должен выглядеть совсем по-другому", – лаконично резюмировали в своём обращении фанаты франкфуртского "Айнтрахта", чьё объединение UF96 считается одним из самых влиятельных в стране, нередко задающим тон для решения аналогичных сообществ в других клубах. Вторит своим фанатам и спортивный директор "Айнтрахта" Фреди Бобич, не раз уже повторявший в интервью, что желает видеть либо всех болельщиков своего клуба, либо никого. Аналогичные заявления выпустили фансцены или некоторые объединения Гладбаха, Дортмунда, "Баварии", "Шальке", Леверкузена, Нюрнберга, Бохума, дрезденского "Динамо" и многие другие.
Такой баннер, к примеру, обрамляет фанатскую трибуну "Рот-Вайсс Эссена": "Все или никто, футбол живёт фанатами".
"Я хочу обсуждать голевые моменты с соседом не с пятиметрового расстояния", "Я вернусь на стадион, только когда смогут прийти хотя бы все владельцы абонементов", "Какой футбол без пива?" – примерно так выглядит аргументация в любой дискуссии о возвращении фанатов на стадионы. Многие активные болельщики пошли и того дальше: в некоторых клубах резко сократилось количество купленных на этот сезон абонементов. Всё с теми же аргументами. Точных данных по количеству проданных сезонных билетов пока не представил ни один клуб, но как минимум в леверкузенском "Байере" число не продливших абонементы сознательно, а не по финансовым или личным причинам, значительно превышает статистическую погрешность. О том, как подобные акции демонстративного отказа от в том числе и финансовой поддержки своего клуба в трудные для всех времена упавших почти до нуля доходов влияют на благосостояние команд, задумываться в этих кругах не принято.
Сбор личных данных: еще один камень преткновения
Помимо вышеперечисленных проблем, во всех манифестах фанатов, объясняющих отказ от активной поддержки, отдельной строкой идёт категорическое несогласие с решением собирать личные данные каждого человека, посещающего стадион. В Германии, где к защите персональных данных относятся с особым трепетом, это действительно больной вопрос: при покупке среднестатистического билета на обычные матчи, в том числе и на гостевые сектора, нет никакой необходимости подтверждать свою личность каким-либо образом. Теперь же каждый билет должен быть строго персонализирован – разумеется, с целью последующей идентификации возможных контактов при обнаружении кластера заражений.
Ультрас, разумеется, этим чертовски недовольны: и раньше-то многие активные болельщики возмущались и нередко даже отказывались от выездов, если принимающая сторона в тех же еврокубках по какой-то причине (местные ли законы или решение клуба для конкретного матча) требовала полной идентификации гостей. Сейчас, когда это обязали делать и в своих клубах, возмущение превысило допустимые пределы, и для многих именно это стало последней каплей.
Не без промахов: проблем существующая схема всё равно не лишена
При это наивным будет полагать, что всё пройдёт без сучка-задоринки. Так, нередки случаи, когда выездные болельщики всё же пытаются прорваться на матчи – и порой им это удаётся. На днях, буквально 5 октября, висбаденский "Веэн" сыграл в Третьей лиге ничью с "Кайзерслаутерном", и когда гости сравняли на 94-й минуте, половина стадиона подорвалась в экстазе. Дело в том, что 400 из 1390 разрешённых на матче болельщиков оказалась фанатами "чертей" - не все места заняли владельцы абонементов "Веэна", часть билетов ушла в открытую продажу, а "Веэн" понадеялся, что отсеять всех гостевых фанатов получится просто по автоматическому блоку индекса города Кайзерслаутерна и прилегающих к нему районов при введении адреса посещающего матч болельщика. Но не тут-то было: система легко, как оказалось, обходится вводом фальшивого индекса. Теперь незадачливому клубу из Висбадена грозит крупное разбирательство. Случались и ситуации – прямо как у московского "Спартака", – когда официально допущенное на бумаге количество болельщиков явно не сочеталось с тем, как выглядели трибуны. Наибольший резонанс вызвали кадры со стадиона "Ганзы" Росток 13 сентября в Кубке Германии против "Штутгарта". Формально "Ганзе" разрешили разместить 7500 зрителей на 29-тысячной арене. Как, похоже?
В бывшем ГДР с пониманием социальной дистанции не сложилось и в Магдебурге, где на таком же кубковом матче ограничили количество болельщиков, но не ограничили возможность перемещения между секторами. Получилось тесновато.
Причём чем дальше по ходу сезона, тем больше становится проблем. В Германии, как и везде, продолжает расти статистика новых заражений, отдельные случаи затрагивают команды, а региональные власти начинают бить тревогу по поводу зрителей на стадионе. В земле Северный Рейн-Вестфалия, к примеру, каждый административный район отслеживает среднее количество новых заражённых, и как только оно превышает определённый порог, администрация города или иной земельной единицы получает право оставить футбол без поддержки зрителей или снизить их количество до практически бессмысленного. Как, к примеру, произошло с кёльнским дерби между "Кельном" и мёнхенгладбахской "Боруссией", куда сначала вообще не хотели пускать фанатов, а потом согласились всего на 300 (!) человек вместо номинально планируемых 9200. Гладбах, к слову, это дерби выиграл, и кто знает, были ли в этой и так уверенной победе лишние два-три процента помощи от отсутствия на трибунах девяти тысяч кёльнских фанатов?
Самое главное: связь между трибунами и полем снова восстанавливается
Сами футболисты, которые были вынуждены доигрывать прошлый сезон в звенящей тишине, возвращению фанатов, конечно же, рады. Несмотря на все бойкоты, на все ограничения, на все сложности, на неизвестность и смуту. За месяцы без этой связи с болельщиками ощущение, что это ровно то, ради чего профессиональный спорт существует, ослабело. Время привыкать заново.
"Это уникальное ощущение – и даже если это всего шесть, семь тысяч болельщиков, мы чувствуем себя как при аншлаге", – Даниэль Калиджури, игрок "Аугсбурга"
"Мы уже успели забыть, как зрители на стадионе подталкивают к последнему рывку. Может, это не всегда трансформируется в голы, но интенсивность игры сразу же возрастает, больше атмосферы, больше жизни на стадионе. Каждая игра после возвращения будет особенной для зрителей и для нас", – Лукаш Градецки, вратарь "Байера"
"Возвращение фанатов напомнило нам, для чего мы вообще выходим на поле", – Ади Хюттер, главный тренер "Айнтрахта".
***
Впервые опубликовано на портале soccer365.ru 9 октября
Ещё тексты:
Символизм по-спартаковски. Мелочи, ставшие частью красно-белой истории
Шомуродов в Дженоа – развод по-ростовски или топ-трансфер?
Медиа-чемпионат РПЛ – как ведут себя русские клубы в интернете? Краснодар, Ростов, Ротор
Социальные сети: VK / Twitter / Telegram / Лучшие тексты
Наши Телеграм-каналы: РПЛ, УПЛ, Бундеслига, Примера, Серия А, АПЛ, Швейцарская Суперлига, Примейра