17 мин.

Ровно пять лет назад Клопп высадился на «Энфилде». The Athletic раскопал все о первых неделях Юргена в Ливерпуле

Вагон новых историй о том, какой же он крутой.

Ровно пять лет назад Клопп провел свою первую пресс-конференцию в качестве главного тренера «Ливерпуля». 9 октября 2015-го года немец, одетый в простые синие джинсы и черную рубашку, приехал на «Энфилд» вместе со своим агентом Марком Косицке. «Красные» верили в Клоппа, но вряд ли кто-то мог предположить, что следующие пять лет станут для изголодавшегося по победам «Ливерпуля» настоящей сказкой.

Журналисты The Athletic Джейсон Пирс и Саймон Хьюз поговорили с людьми, которые были свидетелями исторического пришествия Клоппа на «Энфилд», а также могут по дням рассказать о первых неделях пребывания немца в АПЛ. Публикуем самые интересные моменты из их статьи, а оригинал вы можете прочитать здесь.

8 октября, 2015-го. Приезд Клоппа в отель Hope

8 октября 2015 года, в 17:30, Mercedes V-класса с сидящими внутри Клоппом и его агентом Марком Косицке едва мог проехать сквозь толпу фанатов, собравшихся возле отеля Hope Street («Улица Надежды») в центре Ливерпуля. В одном из конференц-залов их уже ждали председатель правления Том Вернер и исполнительный директор Ян Эйр. Именно в этой комнате они подписали трехлетний контракт, давший начало новой эре в истории «красных».

После подписания контракта Клопп отправился на ужин вместе с Вернером, Эйром, своей будущей правой рукой Пепом Линдерсом, тренером вратарей Джоном Ахтербергом, директором академии Алексом Инглтропом, клубным доктором Энди Мэсси и главным физиотерапевтом Крисом Морганом.

Ахтерберг: «Нас пригласили на ужин с Юргеном на улицу Hope. Я помню, что он все спрашивал о меню: «Джон, что это такое? Что это за еда?» А я понятия не имел, что нам принесли! У блюда было какое-то причудливое название, такого бы я никогда не заказал! Клопп все смеялся: «Как ты можешь не знать, если прожил здесь 20 лет?!»

«Мы действительно хорошо поговорили за едой. Он задавал много вопросов о клубе, городе и составе. Я рассказал ему, как обстоят дела в Англии, и попытался помочь ему, чем мог. Я сказал, что мы, голландцы и немцы, похожи - немного более открыты и откровенны. Мы говорим именно то, что думаем. Я объяснил Юргену, что в Англии иногда нужно быть осторожнее с тем, что говоришь».

«Мы также говорили о том, что в Англии роль менеджера отличается. В Европе зачастую эта должность подразумевает, что вы занимаетесь только тренировками. Но в Англии, если тренер хочет что-то изменить в клубе, он может это сделать. Была вероятность, что Юрген захочет пригласить своего собственного тренера вратарей, но он сказал, что хочет, чтобы я странно. Было странно, потому что мы разговаривали так, как будто знали друг друга 10 лет. Он был таким милым и таким позитивным».

В клубе была паника из-за прихода Клоппа

Увольнение Роджерса привело к перестановкам среди клубного персонала. Когда Клопп пригласил Желько Бувача и Петера Кравица в качестве помощников, то Шону О’Дрисколлу, Глену Дрисколлу и Крису Дэвису сразу сказали, что в новый тренерский штаб они не войдут.

Еще один тренер первой команды Гари Макаллистер тоже потерял работу, но получил роль клубного посла. Как и Ахтерберг и Линдерс, руководитель отдела фитнеса и реабилитации Риланд Морганс сохранил свое место, но не попал на первый ужин с Клоппом из-за командировки в Уэльс.

Морганс: «Я точно помню, где был, когда по радио сказали, что Брендана уволили. Я ехал по трассе A449, которая идет от Монмута до М4 в Ньюпорте. Подумал: «Ого, вау». Я был шокирован и разочарован. Не то чтобы мы выходили на ту игру с «Эвертоном», чувствуя, что на кону стоит работа Брендана. Ничья с «Эвертоном» не была ужасным результатом, но если оглянуться назад, то ясно, что увольнение стало следствием предыдущих результатов.

«Потом я подумал: «О, Боже, что это значит для меня? Какой штаб он собирается взять с собой? Кто останется работать дальше?» Я думаю, что это естественная человеческая реакция. В одном из интервью, которые я потом прочитал, Юрген назвал меня в числе сотрудников, и это стало для меня облегчением. Затем мне позвонил Ян Эйр, который подтвердил, что я остаюсь. Дал мне номер Юргена и сказал: «Он хотел бы поговорить с тобой, можешь быстро его набрать?» Мы тогда хорошо поболтали».

Ахтерберг: «Мы неплохо сыграли против «Эвертона» в то воскресенье, поэтому я не думал, что что-то случится. В тот вечер я был дома после игры, когда мне позвонил Ян Эйр и сказал, что Брендан ушел. На следующий день я отправился в Мелвуд, не зная, что со мной будет. Думаю, что Шон О’Дрисколл знал, что его уберут, потому что не хотел ехать, и в итоге ему сказали об увольнении по телефону. Следующим был Пеп, потом я. Нам сказали, что клуб хочет, чтобы мы продолжали работать и сохраняли преемственность».

Линдерс: «Юрген сказал Майку Гордону (совладелец «Ливерпуля» - Ред.): «Послушайте, вот люди, с которыми я хочу работать, плюс мне понадобится тренер вратарей и специалист по спортивной науке». Но Майк сказал ему: «Пеп должен остаться. Обещаю, он тебе понравится».

«Когда Брендана уволили, я, честно говоря, очень расстроился. Я увидел это в новостях и сразу же позвонил ему. Через двадцать минут мне позвонил Майк Гордон. В вашей жизни есть моменты, которые вы никогда не забудете, и это был один из них. Он мне все объяснил. Майк сказал: «Пеп, ты здесь, ты будешь частью штаба нового тренера, но нужно, чтобы ты мне помог». Им потребовалась неделя, чтобы все организовать, и он хотел, чтобы я продолжал тренировать».

9 октября, 2015 года. «Пожалуйста, зовите меня Юрген»

На следующий день, в 10 часов утра в пятницу, Клопп приехал на «Энфилд» для того, чтобы дать свою первую пресс-конференцию в качестве главного тренера «Ливерпуля». Первым, кто встретил немца на стадионе был глава пресс-службы Мэтт Маккан, устроивший новому боссу экскурсию с обязательной фотосессией у знаменитой таблички «This Is Anfield».

Одним из тех, кто первым приветствовал Клоппа на новом месте был стюард Мартин Клиффорд.

Клиффорд: «Я сказал: «Добро пожаловать в «Ливерпуль», мистер Клопп», и он ответил: «Спасибо, пожалуйста, зовите меня Юргеном». За несколько дней до этого нам сказали готовиться к большой пресс-конференции, и мы все знали, кто приедет. Все были в восторге от этого. Мы собирались играть в хэви-метал-футбол. Пришло время перемен».

«Журналисты говорили, что они не видели такого ажиотажа на пресс-конференции с тех пор, как Жозе Моуринью впервые приехал в «Челси». Это был его первый выход на сцену. Когда Клопп сел и начал говорить, то все слушали. То, что он сказал, было абсолютно в точку».

Клопп назвал себя «нормальным» и призвал фанатов «превратиться из сомневающихся в верующих». «Пожалуйста, дайте нам время. Когда я уезжал из Дортмунда, моей последней фразой было: «Не так важно, что люди думают, когда вы приходите, гораздо важнее, что люди думают, когда вы уходите». Если мы захотим, этот день может стать особенным. Но для этого нужно набраться терпения. Если я пробуду здесь через четыре года, то думаю, за это время мы выиграем один титул. Если нет, то следующая моя работа будет в Швейцарии», - пошутил Клопп.

Тогдашний кипер «Ливерпуля» Симон Миньоле смотрел трансляцию из гостиничного номера, поскольку как раз уехал в сборную Бельгии.

Миньоле: «Он так хорошо говорил. Это было очень впечатляюще. Он смог покорить людей с первого дня. Мой тогдашний агент в свое время сотрудничал с «Дортмундом», поэтому знал, каким был Юрген, и очень хорошо отзывался о нем».

«Мы знали о его приходе задолго до официального объявления. Тогда все игроки переписывались в командной группе по WhatsApp и были рады тому, что к нам идет Клопп. В первую очередь меня волновало, кто будет тренером вратарей. Когда я узнал, что Ахтерберг остается, то был рад, поскольку у нас сложились отличные отношения».

Первая поездка в Мелвуд и попытка спрятаться под кепкой в ресторане (неудачная)

После пресс-конференции Клопп отправился на тренировочную базу в Мелвуд, чтобы поговорить с игроками, которые не уехали в сборные. На въезде его встретил Кенни Граймс, проработавший охранником в клубе более 25 лет.

Граймс: «Когда подъехала машина Юргена, большие электрические ворота не открылись! Пришлось делать это вручную. Мы должны были действовать быстро, потому что снаружи было довольно много фанатов, которые хотели сфотографироваться».

«Когда он проходил, я сказал: «Добро пожаловать, босс», а он ответил: «Большое спасибо», после чего широко улыбнулся. Через пару дней мы почувствовали, как изменилось настроение в Мелвуде. Брендан Роджерс пробыл там три года, и я не уверен, что хотя бы знал имена сотрудников службы безопасности на воротах. У Юргена всегда находилось время для всех и не важно какую роль в клубе ты занимаешь. Пожалуй, что до него таким был только Рафа Бенитес».

Вечером в пятницу Клопп и его жена Улла решили выйти в город, чтобы поужинать и выпить. Пара зашла в ресторан Old Blind School, который находился рядом с их отелем. Там их сразу же заприметили фанаты. Одной из первых, кто решился поздороваться с Клоппом и его женой стала владелица отеля для собак Ребека Воган.

Воган: «Сначала я его не узнала. Подруги, с которыми я тогда была, зашептались: «Боже мой, это Клопп, это Клопп!» Затем все они решили, что я должна подойти и поговорить с ним. Я не хотела показаться невоспитанной, поэтому подошла и сказала: «Мне очень жаль мешать вам, но это очень важно для нас, для всего Ливерпуля. Вы не возражаете, если мы подойдем и поздороваемся? Мы действительно не можем поверить, что вы оба сидите прямо сейчас перед нами!» Улла была такая милая и сказала:«Да, конечно. Не хочешь с нами выпить?»

«Затем мы предложили купить им напитки и позвали официантку, сказав: «Налейте им за наш счет все, что они попросят», но Клоппы отказались! Они были такими скромными, такими милыми. Улла говорила, как ей нравится ливерпульская мода, что ей не терпится пойти по магазинам. Она сказала, что ей нравится, как выглядят все девушки в Ливерпуле. Затем мы получили пару фотографий, поблагодарили их и вернулись к нашему столику».

«Больше никто его не узнал. На Юргене была кепка, они сидели в углу. Ничего особенного не заказывали, просто пили. Есть люди, которым нравится быть узнаваемым, а есть те, кто этого избегает. В Ливерпуле Клопп для нас Бог, и тот факт, что я сделала первую фотографию с ним здесь - невероятен».

10 октября, 2015 года. Клопп сразу же чуть не устроил аварию

На следующее утро Клопп поехал на тренировочную базу в Киркби, чтобы посмотреть на игру молодежки «Ливерпуля» против сверстников из «Сток Сити».

Инглторп: «Я знал, что придет Юрген, и это было здорово для мальчиков. Помню, Ови Эджария забил единственный мяч, и мы выиграли 1:0. Юрген всегда верил в молодежь, но мы тоже должны были сыграть свою роль. Нам нужно было вырастить игроков, которые бы подошли Юргену».

Кори Уилан в тот день был капитаном молодежной команды «Ливерпуля». «Мы узнали, что он приедет за 40 минут до того, как отправились на разминку. Майкл Бил сказал: «Послушайте, это большая игра. Вы играете за «Ливерпуль» и представляете наш клуб, но сегодня здесь будет тренер основной команды».

«Ребята тогда были просто в восторге. Мы знали, что у нас была действительно хорошая команда, и мы можем произвести впечатление. В перерыве мы прошли мимо него, когда шли в раздевалку, н просто поздоровался и пожал всем руки. Некоторые из нас потом тренировались у него в Мелвуде, поэтому почувствовали, какими выматывающими могут быть тренировки у Клоппа».

Еще один человек, с которым у Клоппа быстро установились дружеские отношения, был Карл Спеллман. С 2007-го года он занимается тем, что помогает персоналу и игрокам «Ливерпуля» поскорее адаптироваться на новом месте.

Спеллман: «Впервые я пообщался с Юргеном, когда забирал его из академии. Моя работа состояла в том, чтобы научить его ездить по нашим дорогам. Юрген сел вперед, и тут же его расплылся в улыбке. «Карл! Я уже все про тебя знаю. Моя жена и сын рассказали мне, как ты им помог вчера».

«Я забрал Уллу и Денниса из аэропорта в пятницу и провел с ними большую часть дня. Я водил их по магазинам и осматривал некоторые квартиры. Когда под отелем Юргена начали собираться толпы, он понял, что не может долго оставаться в центре города, поэтому они переехали из отеля в апартаменты рядом с Сефтон-парк, а потом уже в Формби (городок в 20 км от Ливерпуля - Ред.).

«Мы поехали на другую сторону Киркби, в сторону Фазакерли (пригород Ливерпуля - Ред.) . Я остановился на проселочной дороге, и мы поменялись местами, чтобы Юрген мог вести машину. Улла и Деннис сидели сзади. Я сказал: «Хорошо, вы должны помнить, когда вы добираетесь до кольцевой развязки, вам нужно смотреть направо, а не налево».

«Когда мы ехали смотреть дома в Формби, то на первом же круговом перекрестке я начал ему кричать: «Смотри направо, смотри направо!» А Юрген смотрел налево! Я сказал: «Это налево, а не направо!» Он тут же ударил по тормозам. Сразу понял, что сделал, и мы все немного посмеялись».

«Мы нашли дом в Формби, который им понравился. После этого Юрген сел на пассажирское сидение, а я вел. Он спросил, сколько времени потребуется, чтобы добраться оттуда до Мелвуда. Я сказал от 35 до 40 минут. Когда я подъезжал к Мелвуду, он остановил часы и сказал: «33 минуты, Карл». Он хотел точно знать, сколько времени займет дорога каждый день, если он будет там жить. Его внимание к деталям поражает. Кроме того, он никогда не опаздывает. Юрген уже будет ждать вас, даже если вы придете на пять минут раньше».

12 октября, 2015 года. T.E.A.M от Клоппа на первой встрече с командой

В понедельник, 12 октября 2015 года, Клопп проводил первую тренировку в ​​Мелвуде, но свою первую большую презентацию он приберег на тот момент, когда вся команда снова собралась после международных матчей в середине недели.

Он старался не перегружать игроков слишком большим объемом информации, позже объясняя, что он боялся «пытаться наполнить стакан ведром».

На доске в зале заседаний Клопп написал:

Т - УЖАСНО

E - ВОСХИТИТЕЛЬНО

А - АМБИЦИОЗНЫЕ

М - МЕНТАЛЬНО СИЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Миньоле: «Он записал это, а затем объяснил, что все это значило. Я помню, как он говорил, что соперники будут чувствовать себя ужасно после 90 минут игры против нас. Затем он рассказал об энтузиазме, амбициях и душевных силах. Все дело в том, что нам нужно быть одним целом - работать вместе и быть машиной, чтобы сломить оппонентов».

Клопп почувствовал, что его игроки отягощены ожиданиями и давлением. Он сказал им: «Единственная критика, которая действительно важна, - моя».

Не только игроки почувствовали прилив энергии. Перед одной из командных встреч Клопп попросил всех сотрудников Мелвуда пройти через пресс-центр.

Миньоле: «Мы не знали, что происходит. Все они прошли, как поезд. Юрген сказал: «Кто все эти люди?» Все говорили: «Это сотрудники». Он сказал: «Нет, мы все одна семья, семья Ливерпуля. Каждый должен знать каждого по имени. Эти люди здесь, чтобы помочь вам выступить. Юрген считал, что каждый - часть головоломки. Это задало тон всему, что было после. Ощущение действительно изменилось».

Хосе Энрике: «Он все изменил. Когда Юрген попросил их пройти перед нами, мы все думали: «Что это, черт возьми?» Он сказал: «Все эти люди здесь, чтобы облегчить вам жизнь. Вы знаете их имена? Они так же важны, как и любой игрок или тренер. Убедитесь, что вы всегда уважаете их».

Перед дебютом Клоппа сразу два игрока порвали кресты

У Клоппа было всего три дня работы со своей командой после международных матчей перед первым выездом к «Тоттенхэму» в субботу, 17 октября. И за эти несколько дней сразу два молодых игрока основы порвали крестообразные связки. Джо Гомес порвал свою крестообразную связку, играя за сборную Англии до 21 года против Казахстана во вторник вечером. Затем в четверг Дэнни Ингс получил такую же травму на тренировке в Мелвуде.

Миньоле: «Это было ужасно. Джо так быстро прогрессировал с тех пор, как приехал из Чарльтона тем летом, а потом мы потеряли и Дэнни. Это было очень грустно. Он просто бежал, а потом упал. Дэнни ушел с поля, и никто толком не знал, что произошло. Это выглядело не так уж плохо, поэтому, когда мы узнали, что он порвал кресты, мы не могли поверить в это.

Конопинский (физиотерапевт клуба): «Я занимался реабилитацией Дэнни и Джо, когда они получили травмы с разницей в пару дней. Я помню, как находился в процедурной и думал: «Как, черт возьми, это случилось?» Мы не были уверены, что Дэнни такая же травма, но как только сделали сканирование, все стало ясно. Это было ужасно. Я не могу сказать наверняка, но мне интересно, повлияла ли травма Дэнни на решение Юргена наигрывать Фирмино на позиции центрального нападающего».

15-17 октября, 2015 года. Выезд на «Уайт Харт Лейн», легендарные объятия с Лалланой

В четверг, 15 октября, Клопп общался со СМИ в Мелвуде перед выездом на «Уайт Харт Лейн». Тогда «Ливерпуль» занимал 10-е место, набрав 12 очков в первых восьми матчах.

«Мы должны начать все заново», - сказал Клопп. «Меня не интересует, в чем заключались проблемы несколько недель назад. Я думаю только о стабильности. Я знаю, как я хочу, чтобы мы играли. Я чувствовал, люди думают, что это не так уж плохо, что я здесь. Но это и немного странно, потому что мы ведь еще не играли. Будет хорошо, если они продолжат меня любить и после матча. Давайте начнем хорошо играть, а потом посмотрим, как будут развиваться отношения».

Когда «Ливерпуль» поехал в Лондон, то вариантов с составом у Клоппа было не так уж много. Помимо Гомеса и Ингса, из-за травм выбыли Дэниэл Старридж, Кристиан Бентеке, Роберто Фирмино, Джордан Хендерсон, Джон Флэнаган, Деян Ловрен и Джордан Росситер.

В составе на первый матч Клоппа в АПЛ было лишь четыре защитника: Натаниэль Клайн, Мартин Шкртел, Мамаду Сако и Альберто Морено с Миньоле в воротах. Лукас Лейва, Эмре Джан и Милнер были в полузащите, а Филиппе Коутиньо, Дивок Ориги и Адам Лаллана действовали впереди. В том матче Ориги впервые за сезон вышел в стартовом составе.

В первой игре «красные» старались изо всех сил, но без особого креатива. Та игра закончилась без голов, но зато все СМИ облетела фотография обессиленного Лалланы в объятиях Юргена после замены. «Я видел много хорошего, - сказал тогда Клопп. «Мы можем работать с этим».

Джордон Айб тоже участвовал в первой игре Клоппа, когда в конце заменил Коутиньо.

Айб: «Я помню, как почувствовал его руку на затылке после игры, и подумал: «Блин, мне больно». Менеджер просто пытался показать, что он чувствовал в этот момент. Он был доволен результатом и моим выступлением, но хотел большего. Это были первые дни, и он еще выстраивал с нами отношения».

Через четыре года «Ливерпуль» возьмет Лигу Чемпионов, а еще через год наконец-то выиграет Премьер-лигу. Было невозможно точно предсказать такой исход с первой недели Клоппа на «Энфилде», но игроки, персонал и болельщики видели намеки на светлое будущее.

Ахтерберг: «Мне с самого начала понравилось, что Юрген все время говорил, как сильно ему нравится эта команда. Он знал, что окно закрыто, и он ничего не может изменить. Благодаря этому он сразу же получил максимум отдачи от игроков, которые хотели себя показать. Юрген сказал всем, что это наше новое начало и что у всех будет шанс.

«Было ясно, что он оценивал команду в течение пары недель, прежде чем приступил к работе. Он смотрел игры и уже много знал об игроках. Он изменил мировоззрение игроков точно так же, как и фанатов. Всех не покидало ощущение, что мы находимся на пути к достижению чего-то особенного».

P.S: Если текст понравился, то не забывайте ставить плюсы и подписываться:) Обещаем, что и дальше будет интересно!

Фото: сайт «Ливерпуля», Tom Slator for The Athletic, John Powell