8 мин.

«Дженоа» – сложная команда для форварда. Шомуродов будет много бегать и защищаться на своей половине, но может зажечь в Италии

Клещенок – о перспективах бывшего нападающего «Ростова».

Первое, что нужно проговорить: переход Шомуродова встряхнул не только Узбекистан и Россию. «Дженоа» десять лет не платил таких денег. Генуэзцы давно перебиваются покупками по несколько миллионов, разбавленными очевидными накрутками за парней из других итальянских клубов – переходы Стураро и Лападулы напоминают размен Пьянич – Артур. 8-9 миллионов за безвестного азиата – это очень крутой подъем. В истории клуба был всего один иностранный форвард дороже – звали его Диего Милито.

Эльдор не сможет раствориться в трансферном потоке. Он бриллиант, главный рыночный удар «Дженоа» за многие годы. Ценник обуславливает надежды. Gazzetta dello Sport уже написала, что Шомуродов может повторить вспышку Пионтека. Неудивительно, ведь обошелся он в два раза дороже.

Разберемся, с чем еще Шомуродов столкнется в Италии.

«Дженоа» играет от обороны, форварды защищаются до своих ворот. Эльдору предстоит много работы

Тренер «Дженоа» Роландо Маран защитил диплом по позиционированию обороны при чужих угловых. Выбор подобной темы подразумевает определенный характер, и Маран сполна соответствует ожиданиям: суровый и твердый, как альпийский утес, он ставит минималистичный и строгий футбол.

Маран не кодифицирует игру, но упрощает ее настолько, что ключевые взаимодействия автоматизируются сами. Он строит игру от защиты, с низко расположенным опорником-распасовщиком, моментально разжимается и атакует пространство. Рисунок сохраняется во всех клубах – «Катании», «Кьево», «Кальяри», в «Дженоа» сейчас. Роландо работает в Серии А восемь лет, за это время сменил шесть схем и показал классные навыки адаптации под состав, перемешивал роли – но стиль всегда оставался прежним.

Нападающий Марана – несчастный человек. Форварды играют в его системе ключевую роль. Их всегда двое, даже если модуль скрывает одного (как в 4-3-3 в «Катании» – второго нападающего играл ложный вингер Папу Гомес) – и оба отрабатывают во всех фазах.

«Дженоа» выходит из обороны двумя способами. Если соперник не давит слишком жестоко, Маран предпочитает быстрый переход низом; здесь максимально важен второй нападающий – он открывается между линиями под пас из глубины, сохраняет мяч и развивает атаку. Если защитников зажимают, генуэзцы переходят на длинный пас. В прицел попадает голова главного форварда – он выигрывает верх и сбрасывает партнеру.

Зацепившись за мяч, «Дженоа» атакует пространство. Если не получилось и соперник закрылся, генуэзцы перестраиваются в осторожную 3-1-4-1-1. В завершении участвует минимум игроков. Многоэтажное перекрытие следует главному правилу Марана – чем выше вернем мяч, тем меньше останется до ворот – и нацелено на подбор: «Дженоа» ищет подходы через фланги, такой стиль подразумевает частые выносы из штрафной.

Потеряв мяч, генуэзцы садятся в 5-3-2. Глубина обороны зависит от соперника. С топами форварды становятся полноценной линией обороны: опускаются на свою половину, закрывают коридоры для паса и включаются в отбор примерно в 40 метрах от ворот. На стандартах отрабатывают в штрафной – «Дженоа» иногда заполняет коробку всеми десятью полевыми. С командами послабее генуэзцы играют агрессивнее – раньше прессингуют и закрываются не так сильно.

В большинстве матчей от Шомуродова потребуется именно первый вариант: у «Дженоа» один из слабейших составов в Италии. По именам он выглядит вполне неплохо: Кришито и Пандев еще очень хороши и в прошлом сезоне забили 17 голов на двоих, Сапата – один из самых неприятных персональщиков лиги, Дзаппакоста недавно делал селфи в футболке «Челси», Шене зажигал с «Аяксом» в ЛЧ, Перин – кипер с сумасшедшей реакцией. Но эти парни уже прошли пик, часто травмируются, а замены на два-три уровня ниже. В прошлом сезоне генуэзцы спаслись лишь в последнем туре и сейчас не скрывают, что главная цель на сезон – избежать вылета.

В общем, футбол Марана – не про кайф. Здесь надо работать. Роли между нападающими четко распределены. Пока второй форвард открывается между линиями, главный летит вперед и занижает защиту – она либо идет за ним и создает зону второму, либо остается и оставляет пространство за спинами. В позиционной атаке девятка играет на линии с обороной и ищет зоны в штрафной, а оттянутый форвард участвует в перепасе.

Шомуродов способен сыграть обе роли (хотя роль второго – ситуативно, в позиционной атаке она ему не подходит), но в первую очередь рассматривается девяткой. Ему предстоит цепляться за длинные передачи, угрожать забегами за спины и наматывать огромный километраж в атаке и обороне. Результативность зависит от работы на кроссах: 81% атак «Дженоа» проводит через фланги – это самый большой показатель в Серии А.

В «Дженоа» 8 нападающих, но всего один реальный конкурент. У Шомуродова будут шансы 

Сейчас в ростере «Дженоа» 8 нападающих, но реальных конкурентов немного: половина списка – арендованные выпускники примавер. На два места в основе теперь претендуют пятеро: Марко Пьяца, Маттиа Дестро, Горан Пандев, Джанлука Скамакка и Шомуродов. Эльдор в этом списке смотрится очень солидно.

Подбор игроков подразумевает центральный статус бывшего ростовчанина. Пьяца и Дестро – бывшие будущие звезды. Скамакка пришел в футбол примерно тогда, когда Пандев побеждал с «Интером» в Лиге чемпионов – ему 21 год, он принадлежит «Сассуоло» и первым именем в списке станет только в крайнем случае. Горану – 37. Шомуродов – единственный форвард «Дженоа» в пиковом возрасте с нерастраченным потенциалом. Вокруг него можно строить проект.

(Слово «проект» здесь неслучайно. После назначения Маран сказал: «Президент больше не хочет мучений на поле. Он попросил меня избежать вылета в первом сезоне, а во втором создать узнаваемый стиль и подняться выше. Мне нужна команда с яркой индивидуальностью, отражение менталитета Генуи». У «Дженоа» неплохие шансы выжить. Маран в другой лиге по сравнению с тренерами-конкурентами – и уже доказал это, разобрав «Кротоне» 4:1).

При этом перспективы Эльдора не ограничиваются стратегическим превосходством. Он подходит Марану лучше большинства конкурентов.

Джанлука Скамакка – главный бомбардир итальянской молодежки, почти двухметровая рама с убойной правой. Если поставить его в центр атаки и выбивать мячом, получится недурной столб, но «Дженоа» это мало подходит. Маран разграничивает задачи форвардов: пока один опускается в глубину, второй поднимается на линию офсайда и атакует пространство. Пандев умеет больше всех и будет играть оттянутого нападающего всегда, когда готов, а девятка должна сочетаться с ним. Это не совсем про Скамакку. Для забегов за спины он слишком тяжелый. Джанлука мог бы уходить в глубину, открывая зону под рывок второго форварда, но для такой игры Пандеву не хватит энергии. Скамакка ограничивает контратакующий потенциал.

Марко Пьяца – профильный вингер с непреложным больничным стандартом: минимум несколько месяцев в год на костылях. Четыре года назад он был очень хорош, обещал вырасти в монстра, но два разрыва крестов остановили его на старте. Теперь у него все в меру: в меру быстрый и крепкий, в меру техничный, но не игрок основы даже в «Дженоа». Марко теряется в штрафной, не силен спиной к воротам – точнее, вообще не обучен такой игре, – и потому не тянет на место в старте. Пьяца, возможно, первая альтернатива Пандеву, но только третий выбор на роль девятки.

Главный конкурент Шомуродова – 29-летний Маттиа Дестро, бывший наследник Вьери с 8-матчевым опытом в сборной Италии. Шесть лет назад журналист Даниэле Манусия сказал о Маттиа практически все, что следует знать: «Дестро может стать лучшим итальянским нападающим после Вьери и главным форвардом мира на следующие десять лет, но выглядит он как парень из вашего зала, который весь матч торчит в метре от ворот и потом хвастается в раздевалке, сколько голов забил».

Маттиа слегка деревянный и не слишком ловкий, ниже и медленнее Шомуродова, но классно играет в штрафной и хорошо понимает Пандева. У него есть преимущества. Правда, все они разбиваются о ломкие кости. Синиша Михайлович говорил, что Дестро травмируется каждый раз, когда набирает хорошую форму. Однажды он повредил мышцу, празднуя гол. Есть вероятность, что по ходу сезона Эльдор останется единственной здоровой девяткой «Дженоа».

***

Маран провел в Серии А восемь лет, и за это время его нападающие всего дважды забивали больше 12 голов. Первым был Гонсало Берхессио, который никогда не стоял на месте и часто оставался один на один с пространством. Вторым – Леонардо Паволетти, который не умеет ничего, кроме игры головой, но это единственное делает гениально.

Шомуродов объединяет два любимых типажа Марана: динамичный, быстрый и рослый, классно атакует пространство и опасен в воздухе. Стилистически он идеален для «Дженоа». У него обязательно будут шансы, а дальше все зависит от адаптации к Серии А и проблемной реализации.

 ***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: vk.com/fcrostov; globallookpress.com/Lapresse/Tano Pecoraro, Lapresse/Alessandro Tocco, imagephotoagency.it ; РИА Новости/Сергей Пивоваров