10 мин.

Сражение футбольных академий за жизнь или сколько Рэшфордов мы уже потеряли?

По ходу развития Коронавируса и его отражения на мир футбола, все более очевидным становятся его последствия на всю иерархию футбольного мира, сегодня мы видим лишь начало этого огромного айсберга, который вскроется и отразиться на футболе лишь в будущем.

Еще в мае многие футбольных СМИ предсказывали  факт, значимости потери доходов в футболе. Первым планом были рассмотрены потери значимых трансферов и упадок переводов денежных средств между клубами. Конечно, многие эксперты говорили о том, что пандемия поспособствует развитию локальных и потенциальных молодых футболистов, поскольку урезанные бюджеты приведут к значимости родных и молодых игроков академий.

Справедливым будет сказать, что развитие короны было хаотичным и суть в том, что до футбольных академий во время разгара пандемии особо не было дел. Все дискутировали об экономике трансфер, потери денег у главных клубов. Важным можно считать, тот факт, что пандемия ударила по всем клубам по-разному – футбольные клубы, которые находятся в слабом финансовом положении, а таких большинство – страдают сильнее, чем гранды.

Еще в разгар пандемии вице-председатель Манчестер Юнайтед Эд Вудворд громко заявлял о том, что трансферные траты на миллионы фунтов этим летом игнорируют реальность, поэтому их от дьяволов можно не ждать. С тех пор Манчестер Юнайтед купил Донни ван де Бека за 40 млн фунтов и продолжает искать в лесах потерянного Джейдона Санчо, который в свою очередь оценивается в 120 млн фунтов. Кто знает, может быть в последний день трансферного окна и найдут.

Если переходить к элите европейского футбола, то тут мало, что изменилось, как с точки зрения игры, так и с точки зрения денег. Как мы видим, Челси уже сейчас оформил трансферы множества молодых и перспективных футболистов, цена за которых, вряд ли экономически была известна в начале пандемии. Академии больших клубов продолжают свою работу в том же темпе и сейчас, мы грустим лишь по пустым стадионам. Однако переходя, к теме футбольных академий мы должны спуститься с вершины дальше, в мрачное и скверное будущее. Сокращение бюджетов футбольных академий ставит перед собой главную проблему, вызванную пандемией – уничтожение карьеры молодых и только начинающих футболистов, которые в перспективе могли бы стать футбольными звездами Энфилда, Олд Траффорда, а также многих других клубов.

Футбольные академии – главная и определяющая ступень на пути к основе, первому профессиональному контракту и выходу на мировую арену. Из-за убийственного экономического удара пандемии главными пострадавшими станут клубы маленького уровня, а их большинство. Стоит напомнить, что без постоянного финансирования футбол может лишиться следующего Рахима Стерлинга или Джейдона Санчо, что само по себе уже является огромной и неизбежной катастрофой.

Стерлинг и Санчо провели свои первые годы футбольного развития в Куинз Парк Рейнджерс и Уотфорде, где им были предоставлены все условия для роста и полноценного развития, чтобы в дальнейшем иметь возможность стать чемпионами и футбольными легендами. Как выразился Санчо, футбол – это в первую очередь бегство маленьких детей от больших и темных реалий мира. «Вокруг меня постоянно были люди, которые совершали плохие поступки, но я просто хотел играть в футбол». Конечно, для Санчо и Стерлинга футбол стал не просто бегством от проблем, а средством обретения себя и своего будущего.

 Так что означает маленький бюджет для академий? Что же будет со следующим Санчо и Стерлингом? Ответ на первый вопрос – финансирование футбольной академии и тренерского штаба, важная вещь, но довольно понятно, что многие клубы будут вынуждены перейти на какую-нибудь систему оплаты за игру, при которой семьи игроков будут должны постоянно вносить деньги на покрытие расходов. Молодые футбольные таланты будут, скорей всего потеряны, так как многие семьи не смогут позволить себе таких трат на поддержку своих детей.

Давайте вспомним игроков ворвавшихся в футбол из бедных слоев населения – Маркус Рэшфорд, Стерлинг, Санчо. То как Рэшфорд в детстве буквально нуждался в бесплатном школьном питании, освещается в СМИ до сих пор. Что академия дает молодому футболисту? Возможность, а помимо этого наставничество, поддержку и прочие блага, ради развития профессиональных навыков, для того, чтобы их выпускники стали, игроками сборных, представляя свою страну.

В британской культуре спорта, ориентированной на богатые слои население, футбол всегда являлся одним из немногих видов спорта, в которых люди из малообеспеченных семей имели возможность кем-то стать. Именно с этим фактором, связано качество академий по всей Великобритании.

Уже стало понятно, что коронавирус только усилил региональное и классовое неравенство в футбольном мире. Поскольку уже сейчас многие клубы борются за сохранение классификаций своих академий. Но все же, регионы страны, где нет выдающихся клубов, имеют меньший доступ к возможности быть в футбольном мире.

Перед началом этого сезона, прошлый председатель Суонси – Тревор Берч, уверял всех, что клуб сохранит статус академии высшей категории. Спустя, некоторое время, когда прояснилась вся реальность удара от пандемии, Суонси был вынужден понизить уровень своей академии до 2 категории. Это решение, конечно сэкономило клубу 3 миллиона фунтов, но эта вынужденная экономия, даст знать о себе в будущем. Суонси уже получил приличные деньги за счет продажи лучших выпускников своей академии: Дэниэл Джеймс был продан Дьяволам еще в июне 19-го за 15 млн евро, эта сумма значительна и может покрыть расходы на академию, которая и дала им заработать эти деньги.

Бен Дэвис и Джо Аллен также были проданы за достаточную цену, как и Джо Родон и Бен Кабанго в течение одного сезона. Уже становится ясным, что способности маленьких клубов значительно снижаются, поскольку привлекать и удерживать талантливых молодых игроков в результате понижения бюджетов, практически невозможно. В свою очередь, еще больше увеличиться влияние бюджета от продажи игроков. Только возможности не должны ограничиваться одним Суонси, вы знали о том, что ни один валлийский клуб в настоящее время не имеет футбольной академии высшей категории. То, есть все молодые уэльские таланты оказываются априори в невыгодном положении.

Понятно, что есть Африка, где дети тренируются вообще без каких-либо комфортных идеалов и им просто предоставлена мечта. Есть Россия, а мы все знаем какие у нас дела в футбольных академиях и как они выпускают пачками блистательных футболистов, но дело в другом. В Великобритании, буквально разрушается футбол, а теперь представьте, что происходит в других странах. Там, где нет таких сумм, нет базиса, нет такой фанатской поддержки, нет даже великолепной футбольной культуры, что дальше нас ждет?

 

С момента своего создания в 1992 году в Премьер-лиге только три клуба не находящиеся в Манчестере и Лондоне выиграли чемпионат - Блэкберн Роверс, Лестер и Ливерпуль. Еще в 2018 году многие футбольные эксперты региональных уровней стали отмечать значительный упадок команд из традиционно исторически сильных баз, таких как Лидс, Сандерленд, Мидлендс. Да, Лидс недавно добился колоссального прорыва, но им еще так далеко до своего победного титула.

Наступило время, когда призовые деньги и выплаты спонсоров стали определять бюджет, поскольку стали более прибыльнее, чем когда-либо. Существует прямая зависимость между успехом первой команды и качеством молодежной. Чтобы гарантировать, что таланты академий не останутся незамеченными в пропасти в силу возраста и многих других факторов, крайне важно, чтобы клубы со всех уголков Великобритании могли предоставлять высокую планку условий и комфорта, ради развития игроков. Поскольку титулы постоянно меняются между Манчестером и Лондоном, региональная пропасть академий тоже усиливается, и такие клубы, как Сандерленд, борются с трудностями, что сохранить свою классификацию футбольной академии высшей категории.

Конечно, дело не только в классификации академий, не только уровень академии определяет молодого таланта. Суть в том, что футбольные академии более локальных и региональных клубов, действующих в рамках своих футбольных лиг, которые все равно играют великую роль в поиске и развитии местных талантов, будут вынуждены уже совсем скоро оценить, смогут ли они продолжить свою работу. Сколько игроков из-за этого потеряется по всей Европе? Напомню, что таких клубов, большинство.

В июне издание The Mirror сообщило, что футбольный клуб Солфорд, раздумывает о том, чтобы значительно сократить финансирование своей академии. Их главная цель, заключалась в постоянном развитии молодых игроков с помощью академии, и именно на это всегда ставил сам клуб, но какая теперь разница, если молодые таланты предпочтут перейти в высшую футбольную академию где-нибудь в Лондоне или Манчестере. Тоже решение, несколько лет назад принял Брентфорд. В ходе пресс-конференции, тогда они огласили длинный список футболистов, покинувших свою академию, поступив в более крупные академии Лондона, это стало главной причиной закрытия программы активного развития молодежи, поскольку, как они выразились “все это в итоге бессмысленно”. Очевидно, что в клубах низших лиг ведутся серьезные экономические разговоры о целесообразности создания их академий. Однако, главный факт в том, что как раз академии этих клубов часто обеспечивают первую ступень молодых игроков на пути к профессиональной футбольной карьере – без этих академий, путь к вершине становится намного затянутее и извилистее, поскольку молодые игроки и так редко проскальзывали сквозь щель в элитный дом топ клубов.

Мы живем в то время, когда способность крупных клубов отбирать игроков из низших лиг создает огромную пропасть во всей целостности футбола, где миллионы фунтов, потраченные на вершине игры, не стекают вниз. Чтобы предоставить молодым игрокам одинаковые возможности, независимо от того, где они живут, необходимо найти более справедливую и честную модель компенсации за перевод игроков. Меньшие клубы нуждаются в возможности развивать местных игроков, продвигая локальный футбол. И когда мы видим, сколько маленьких академий воспитали звезд, думаю, мы все понимаем, сколько в это было вложено труда и сил, дабы подарить большим клубам новую звезду. Маленькие клубы по всей Европе должны получать адекватную компенсацию за продажу игроков, чтобы в дальнейшем они могли укреплять свою академию, помогая дворовым ребятам с желанием стать профи мирового уровня.

Да, коронавирус может иметь некоторые преимущества для молодых игроков академий, которые находятся в одном шаге от места в первой команде. И да, мы видим, как более молодые футболисты двигаются по профессиональной лестнице, выбирая игру, а не деньги. В топовых клубах с меньшим внешним финансированием, где нет богатых владельцев, мы вполне сможем увидеть увеличение акцента в сторону молодых игроков. Однако, это капля в огромном океане, по сравнению с последствиями, которые разрушат и уже разрушают нижний уровень футбола.

Давайте честно признаем, мы не очень то переживаем за клубы низших лиг, за клубы, матчи которых мы вряд ли когда-то посмотрим, за клубы, о которых мы мало знаем и из-за которых мы улыбаемся, когда они проигрывают нашим фаворитам в кубках с разгромным счетом.

Нам нет дела до футболистов, чьи мечты не сбылись: они остались по ту сторону забора, там, где нет многомиллионных рекламных контрактов, где нет Мино Райолы, нет Жозе, нет Пепа и нет Зидана, зато там есть только футбол.

Последствия пандемии ниже по иерархии будут колоссальными почти во всех вариациях. Жизненно необходимо, чтобы элита и сильные мира сего защищали свою хрупкую и маленькую пирамиду, которая является незаменимой локальной платформой их всемирного продукта и наживы.

Можете прочитать новый материал

Английская Премьер-лига: 10 тем для разговоров по итогам эффектных выходных