Тонали плохо пасует, лажает в защите и проигрывает место в основе «Милана», а Пирло называет его совершенством и ставит выше себя
Андрей Клещенок – о реальном уровне хайп-машины из «Милана».
За два последних года Сандро Тонали стал главной сверхновой Италии: ворвался в сборную из второй лиги, отказал «Интеру» и «МЮ» и заиграл в Серии А в возрасте, в котором местные опорники попадают на стадион только по билетам. Кто-то назвал его новым Пирло, и пока все спорили, потянет ли, сам Пирло убил: «Этот парень совершеннее меня и в защите, и в строительстве игры. Гарантирую, он станет великим».
Но рассказы о 65 миллионах евро от «Барсы» так и остались рассказами. Сандро ушел из «Брешии» в 10-миллионную аренду с необязательным выкупом за 15 млн – в «Милан», а не в «Барсу» – и пока что ни разу не попал в старт. Его подвинули Беннасер и Кессиэ – парни, которых никогда не сопровождали мессианские ожидания.
Это важный момент. Тонали впервые играет за клуб с амбициями. Здесь потенциал не компенсирует косяки и не обеспечивает место в основе. «Милан» подсветил недостатки, которые проявились еще в «Брешии». Оказалось, что Сандро не хватает качества.
Точность паса Тонали в прошлом сезоне едва перевалила за 76% – это 4-й с конца показатель среди всех полузащитников лиги. Отчасти его оправдывает сложность передач, но дело не только в этом. У него реальные пробелы в классе. Сандро в четверке худших игроков лиги по пасам за линию поля, а это говорит именно о нехватке мастерства. Точность длинных передач меньше 50%, и в этом он тоже в топ-4 худших полузащитников лиги.
Но главная проблема – игра в обороне. Тонали оставляет за спиной столько пространства, что между линиями можно устраивать вечеринку. Он часто в полупозиции, уязвим одновременно для обыгрыша и паса. «Брешии» часто прилетало за это.
Весомые оборонительные изъяны Тонали накладываются на жесткую конкуренцию. Беннасер и Кессиэ – одна из лучших пар лиги в плане одновременного прессинга и возврата. Они контролируют большие пространства и тонко чувствуют момент, когда агрессивное сдвоенное давление максимально неудобно сопернику: сразу включаются в отбор и распределяют задачи так грамотно, что не оставляют сопернику шансов – пока один поджимает и навязывает борьбу, другой страхует и перекрывает коридор паса. Эта химия – одна из причин качественного скачка в игре «Милана».
Тонали не только хуже обоих, но и слабо рифмуется с системой Пиоли. «Брешия» предпочитала отбор на краях, минимизировала оборонительную агрессию в центре – и ретушировала недостатки главной звезды. «Милан» сужает пространство и вынуждает соперника идти на цепных опорников. Система Пиоли максимизирует вклад полузащиты в возврат, и положиться на Тонали нельзя: он хуже Беннасера в чтении игры, слабее Кессиэ физически, не очень хорош в отборе один на один (всего 50% успешных) и уступает обоим в позиционной защите.
Все это едва не стоило «Милану» победы над «Боде-Глимтом». На 92-й Тонали продемонстрировал оба своих недостатка: забыл между линиями сразу двоих, выбросившись на соперника, навязал в отборе меньше сопротивления, чем тренировочный конус, и оставил защитников в меньшинстве – повезло, что норвежцы промазали.
Вот почему Сандро – не первый и не второй выбор Пиоли. Но кто сказал, что Пирло неправ?
Тонали-опорник – противоположность Пирло. Он не ведет игру, а связывает линии
Все это вовсе не значит, что нам (и тифози «Милана» в первую очередь) пора приуменьшить надежды. Здесь смысл в корректировке восприятия. Последние несколько лет Тонали существовал в условиях неверного стилистического тождества, неудобной оценочной системы – где фокус определялся ожиданиями, а не сильными сторонами. Но Сандро вовсе не новый Пирло.
Как и маэстро, Тонали отлично видит поле и с детства обречен на игру опорником. Но его интерпретация максимально далека от Пирло – в первую очередь потому, что Сандро совсем не реджиста.
Плеймейкер перед обороной – относительно новая роль. Сорок лет назад долгие позиционные атаки были исключением; мяч не задерживался в защите и сразу доставлялся вперед, атака строилась на чужой половине. Игрой управляли десятки. Но футбол менялся, становился более структурированным и синхронным, и это открывало необычные перспективы. В зонном футболе команды двигались как единое целое – а значит, теперь можно было не просто побеждать в персональных дуэлях, но и управлять соперником целиком. Плеймейкеры больше не могли играть под нападающими – теперь им нужно было видеть все поле.
В этом суть реджисты. Он не просто связывает линии или задает вектор атак – он управляет соперником, дирижирует линиями прессинга и нарезает структурированную защиту на куски. Внушительный тоннаж горизонтальных передач для этого обязателен. Чтобы не создавать разрывы между защитниками, обороняющаяся команда синхронно смещается после передачи на фланг. Несколько таких передач в одну сторону серьезно меняют центр тяжести и открывают пространство на противоположном краю, несколько передач на разные фланги – раздергивают защиту постоянными смещениями и создают разрывы посередине.
Пирло делал это лучше всех в мире: всегда был в центре действия, выстраивал атаку и отдавал каждый 7-й пас «Милана» и «Юве». Тонали играет иначе. В прошлом сезоне он набирал 39 передач в среднем за матч – это один их худших показателей Серии А среди опорников. На карте ниже видно, что «Брешия» строила игру мимо Сандро – ему доставались лишь 10% передач. По вовлеченности в игру он больше напоминает Маркизио-2015/16, но на самом деле и от него бесконечно далек.
Отчасти такая статистика обусловлена командной тактикой. «Брешия» осознавала свой класс и будто боялась мяча: избегала затяжного владения и максимально низко садилась в защите. Организация атаки ограничивалась быстрым переводом вперед, а первой опцией был выход через фланг в обход опорника. В таком контексте сложно набить серьезные цифры, и вполне очевидно, что в «Милане» Тонали будет пасовать больше. Но это не меняет сути. Сандро уже играл в системах, где владения больше – в той же «Брешии» в Серии B. Цифры менялись, но стиль оставался прежним. Тонали не участвовал в управлении игрой и всегда предпочитал вертикальный футбол. В прошлом сезоне он отдавал вперед 39% пасов. Это самый высокий показатель в Серии А: у ближайшего преследователя, Пьянича, – 33,9%.
В общем, он не управляет темпом и не гипнотизирует чужой прессинг горизонтальными передачами. У него другой профиль. Тонали не организатор, а оператор игры. Это другая оценочная категория – и в ней Сандро очень хорош.
Тонали разностороннее Пирло и классно ускоряет игру. Кое в чем он уже один из лучших
Итак, Тонали не новый Пирло – и это не обязательно плохо. Пирло, как и Баджо когда-то, согласен был только на главную роль. Он пульсировал в центре игры, всевидящий и почти всесильный, сшивал девять автономных частей в команду и все происходящее привязывал к собственной мысли. Единственная попытка превращения в чернорабочего закончилась бегством в «Юве» и шредингеровским конфликтом с Аллегри.
«Мне нравится думать о себе как о режиссере – на поле и в жизни. В игре я как бродячий цыган: постоянно ищу пустой угол, пространство, где буду свободен хотя бы миг. Там я смогу реализовать свою философию: приму мяч, найду напарника, вырежу пас, а он забьет. Ассист – мой способ приносить счастье», – описывал Пирло в автобиографии.
Роль разыгрывающего для Андреа не просто функция, а способ постижения мира. Он никогда от нее не отказывался. Тонали не так догматичен. В 20 лет он осознал богатство собственных навыков и превратил универсализм в тактическое оружие. Сандро переключается между ролями в зависимости от соперника.
«Кто я – опорник или восьмерка? Зависит от того, какая у противника схема, – рассказывал Сандро Sportweek. – Против 4-4-2 у меня больше пространства как у восьмерки. Если соперник играет с атакующим полузащитником, я остаюсь перед защитой – потому что как только обыграю десятку, открою большую зону перед собой».
Чтобы раскрыть тактическую адаптивность Тонали, нужна схема с несколькими опорниками, но оно того стоит. В безнадежно унылой «Брешии» он отвечал за быстрый выход из обороны, связывал защиту с атакой и делал это на топ-уровне. Сандро конвертировал в успешные вертикальные передачи больше 30% командных отборов. Это один из лучших результатов в Серии А с сезона-2009/10 – даже выше, чем у Пирло времен «Ювентуса».
Все это объясняет и отчасти (только отчасти) оправдывает низкую точность. Тонали стремится к технически сложным пасам – быстрым, вертикальным, разрушающим линии прессинга. Он часто и не всегда обоснованно рискует, его стиль – проекция атакующего мышления, постоянной тяги к обострению и ускорению темпа. В прошлом сезоне Сандро сделал 122 успешных перевода на чужую половину длиной больше 36,5 м. Это третий результат в лиге – больше только у Брозовича и Де Пауля. Одновременно он стал вторым среди опорников по разрезающим передачам.
Талант к разрушению линий прессинга и связыванию линий проявляется в еще одном нетипичном качестве Тонали – он один из лучших опорников-дриблеров Серии А. На своей позиции Сандро входит в топ-3 и по качеству обыгрыша, и по продвижению вперед – в среднем проходит с мячом больше 5 метров.
***
Тонали идеально подходит контратакующий футбол, завязанный на высокой интенсивности сразу после возврата мяча. Он быстро думает, хорошо сканирует поле впереди и очень силен в самостоятельном продвижении, а его передачи – технически сложные и очень быстрые, – задают игре максимальный темп. Сандро – король переходных фаз. Но его нетипичный профиль не совсем вписывается даже в контратакующий «Милан».
Пиоли ставит вертикальный футбол, в котором быстрый выход на чужую половину играет ключевую роль, и Тонали сможет царить в транзитных маневрах – тем более что схема с двумя опорниками (4-2-3-1) освобождает его от балансировки команды: он сможет подниматься вверх, разрывая линии и ускоряя игру – второй опорник прикроет. Но контекст все равно неудобен. «Милан» намного сильнее большинства клубов Серии А и порой вынужден атаковать позиционно. Футбольной реплике Кайло Рена это не слишком подходит.
Нехватка совместимости проявилась в первых официальных матчах. Пиоли вертикален только в быстрых ответах; если контратака не получилась, «Милан» строит аккуратное владение. Опорники начинают с десятка горизонтальных перепасовок в середине поля и переводят вперед только после того, как форварды захватили позиционный плацдарм – в штрафной, между линиями, на полуфлангах. Тонали не хватает терпения. В одном из таких моментов с «Болоньей» он подхватил мяч и рванул вперед – закончилось, конечно, потерей.
Ему нужно время, чтобы адаптироваться к непривычному стилю, а пока даже прогресс в защите не гарантирует ему места в основе. Динамика и техника Сандро не востребованы в старте, потому что все это дает Беннасер – тоже прекрасно связывает линии и тянется к вертикальным перемещениям. Алжирец не во всем лучше, не так хорош в обострении (хотя большинство голевых Сандро – со стандартов, а Хакан ими вряд ли поделится), но имеет важное преимущество: почти все исполняет на уровень выше.
Сейчас Тонали – первый запасной и тактическая опция, ползунок агрессии в настройке Пиоли. На сегодня это максимум. Дальше все зависит даже не от качества отдельных перфомансов (уникальные характеристики сомнений не вызывают и пригодятся против топ-7, когда «Милан» будет чаще контратаковать – Тонали ведь нет равных в ускорении темпа и переходе из обороны в атаку), а от адаптации к новому стилю и работы над минусами.
В Италии – новый потрясающий талант. Он хочет смешать лучшие черты Пирло и Гаттузо
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: globallookpress.com/Spada/Keystone Press Agency, Maurizio Borsari/AFLO, via www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Valerio Pennicino, Marco Luzzani
— Потому что ты, Сёма, пессимист!