Особые правила ковидных еврокубков: вся ответственность на хозяевах, уже пострадали чемпионы Словакии и Азербайджана
Для страховки есть четыре нейтральных безопасных страны.
Во вторник стартует финальная стадия квалификации Лиги чемпионов, на следующей неделе определятся оставшиеся участники группового этапа. В Лиге Европе к 1 октября проведут два раунда и тоже сформируют лист команд основного турнира.
«Краснодару» и «Ростову», если команда Валерия Карпина пройдет «Маккаби», на следующей неделе предстоит впервые с зимы покинуть Россию (до них за границу при пандемии ездило только «Динамо» – мы помним, чем в Тбилиси это закончилось): краснодарцам лететь на север Греции, ростовчанам, если все получится дома – в Лондон.
Транснациональные перелеты сейчас – это еще и обязательные профилактические процедуры, которые разработали в УЕФА и обязали всех еврокубковых участников беспрекословно соблюдать. Чтобы отбить всякое желание что-либо нарушить, прописано самое суровое наказание – техническое поражение, а переносы возможны только в крайних случаях.
Квалификации в ЛЧ и ЛЕ идут уже полтора месяца, за это время провели более сотни матчей и все уже отработали.
Если из-за страны хозяев могут быть проблемы, принимающий клуб должен найти выход: другой город, регион или даже страна
Из-за ограниченного времени квалификация – за исключением последнего раунда в Лиге чемпионов – играется только один матч. С одной стороны, у хозяина большое преимущество, с другой – большая дополнительная ответственность.
За двое суток для жеребьевки все клубы обязаны отправить в УЕФА список правил и ограничений, с которыми могут столкнуться гостевые клубы. Все обязаны проконсультироваться с национальной федерацией и местными властями. То есть «Краснодар» и «Ростов» перед жеребьевками письменно уведомили УЕФА о том, что будет ждать иностранную команду в регионе.
Если этого не сделать или чего-то не учесть, можно и проскочить: ограничения не мешают – матч спокойно играют. Но появляется риск: если гостей, например, отправляют на карантин, УЕФА выписывает технарь хозяевам. Правда, пока таких прецедентов не было.
Если подобные ограничения есть, домашний клуб должен предоставить гостям и УЕФА вариант с нейтральным полем в стране или регионе, где сыграть получится сразу. Не предоставляет – технарь и вылет (там, где матч один, эти 0:3 отыграть просто некогда), не соглашаются гости – УЕФА трактует это как неявку и дисквалифицирует уже их.
УЕФА понимает, что ограничения на передвижение может выставить не только принимающая страна, но и гостевая. Например, если власти сообщили руководству какого-либо клуба, что по возвращении игрокам придется провести на карантине неделю, гости уведомляют организаторов и соперника – УЕФА требует принимающий клуб найти подходящее место для игры. Если не получается, организаторы сами назначают город, где можно провести матч.
Удобных нейтральных территорий четыре: Польша, Венгрия, Греция и Кипр. После консультаций с УЕФА руководители этих четырех футбольных ассоциаций гарантировали безопасность и согласились предоставить стадионы для нейтральных встреч. Расходы за перенесенные матчи на клубах: если проблема в принимающей стране, платит хозяин, если сложности у гостей, расходы делятся, но ответственным за проведение остается номинальный клуб-хозяин.
Все тесты для УЕФА проводит одна компания – правда, в России она не работает
Параллельно с правилами о проведении матчей УЕФА выпустил документ Return to Play Protocol. Там описаны все профилактические меры: какой должна быть соцдистанция, какими – гигиенические процедуры и так далее. Там же правила тестирования футболистов и сотрудников на коронавирус.
• УЕФА рекомендует провести предварительное тестирование футболистов, тренерского штаба и персонала команд за 10-14 дней до матча. Но это только рекомендации, результаты этих тестов нужны для внутреннего контроля. Заранее надо назначить ответственного медицинского сотрудника и человека, который будет отвечать за соблюдение протокола.
• Все тесты должна проводить немецкая компания SYNLAB – она выиграла тендер УЕФА. У нее более 500 лабораторий по Европе, однако в России их нет (зато рядом вариантов много – Беларусь, Украина, Литва, Эстония). Видимо, нашим клубам приходится отдельно согласовывать, где проводить тесты.
• Гостевые команды обязаны пройти тестирование за двое-трое суток до вылета. Все результаты передаются надзорным органам и УЕФА. Тем, у кого положительный тест, запрещают лететь с командой, по прилету анализы сдают, если того требует принимающая страна.
• Домашние команды проходят тестирование за сутки или двое до игры. Результаты обоих клубов должны быть в УЕФА минимум за шесть часов до встречи.
• Отдельно в правилах прописано, что результаты тестирования невозможно обжаловать. Так что лучше тестироваться заранее, чтобы не рисковать «ложноположительными».
Если положительных тестов нет, матч проводят без ограничений и в срок. Если обнаружен хоть один зараженный, вступают требования принимающей стороны. УЕФА позволяет перенести встречу на один-два дня, если требуется заменить больше половины команды из-за вируса или обязательного карантина.
Из-за ковидных правил уже вылетели «Слован» и «Карабах». Словаки ходили даже в CAS, но ничего не добились
На ранних стадиях квалификации были неприятные прецеденты.
В третьем отборочном раунде Лиги чемпионов норвежскому «Мольде» выпала поездка в Баку к «Карабаху». Буквально через несколько дней, после консультации с норвежскими чиновниками, скандинавы заявили, что у них из-за поездки в Азербайджан могут быть проблемы. Норвегия отправляет на карантин всех, кто прилетает из нешенгенских стран (Азербайджан как раз не входит) – «Мольде» пришлось бы отсидеть по возвращении десять дней и пропустить два тура своего чемпионата, а также следующий квалификационный раунд.
Оба клуба обратились к правительству Норвегии с просьбой сделать исключение для «Мольде», но за неделю до игры ответа так и не последовало. Стало очевидно, что матч под угрозой, перешли к опции с нейтральным полем. Азербайджанцы предложили Кипр: географически близко, отношения с местной федерацией теплые. Норвежцы настаивали на переносе в Венгрию.
УЕФА согласовал проведение в Ларнаке: «Карабах» лишился своего поля, и, возможно, именно это сыграло решающую роль в равном матче “Мольде” прошел дальше по пенальти – 0:0 и 6:5 в серии. Бывшая команда Оле-Гуннара Сульшера может впервые в XXI веке дойти до группы ЛЧ, норвежцам осталось пройти «Ференцварош» Сергея Реброва.
В первом квалификационном раунде ЛЧ было хуже: матч фарерского КИ со словацким «Слованом» не состоялся. По прилету коронавирус обнаружили у одного представителя тренерского штаба словаков. По требованию правительства Фарер на карантин отправили всю команду.
Чтобы матч состоялся, достаточно заявить хотя бы 13 футболистов. «Слован» остался без игроков, игру перенесли на 21 августа, и руководство «Слована» вроде бы нашло выход – на Фареры полетел дубль, который на тот момент шел последним во втором словацком дивизионе, проиграв все матчи.
Вторая команда «Слована» прилетел на Фареры, прошла тестирование – и тоже один положительный тест, фарерское правительство отправило на карантин и дубль тоже. Перенести встречу уже было невозможно, «Слован» явиться не смог. Итого – технарь и вылет из Лиги чемпионов. Словаки пытались обжаловать дисквалификацию в CAS, но спортивный суд в начале сентября отклонил иск.
В противовес есть другая история: за двое суток до матча «Бачка Топола» – «Стяуа», завершившегося взрывными 6:6, коронавирус нашли у троих игроков румынской команды, а в день матча из-за положительных тестов вылетели аж девять футболистов и шесть человек из персонала. Если бы это произошло на Фарерах, «Стяуа» бы даже не прилетела из-за первых случаев, а в Сербии просто изолировали больных. Румыны наскребли 14 футболистов и в итоге прошли дальше.
Соперник “Ростова” – “Маккаби” из Хайфы – тоже столкнулся с пандемией. В конце августа в 1-м квалификационном раунде Лиги Европы израильтяне должны были принять “Железничар”, но сразу 11 игроков боснийского клуба заразились. Министерство здравоохранения Израиля игру запретило, но ее не отменили, а перенесли – УЕФА назначил окно на такие случаи на 9 и 10 сентября. И 9 сентбяря “Маккаби” обыграл “Железничар” (3:1) , а затем и “Кайрат” (2:1). Но сейчас никаких окон нет.
Кроме «Слована» из-за коронавируса пострадали косоварские «Дрита» и «Приштина»: одних дисквалифицировали из Лиги чемпионов, других – из Лиги Европы.
Естественно, в «Краснодаре» и «Ростове» за прецедентами следили и потому особенно опасались матчей с «Ротором», где бушует эпидемия. Даже один зараженный – потенциально колоссальные проблемы. А ведь на кону не только статус, но и деньги: «Краснодар» рисковал бы более чем десятью миллионами евро, «Ростова» – примерно пятью.
Больше финансовых тонкостей, необычных фактов, подсчётов чужих денег и неочевидной статистики – в телеграм-канале автора.
Фото: Gettyimages.ru/Nikolay Doychinov, Alex Grimm; РПЛ/Ростов/Артем Гусев; AP/Associated Press/East News; Instagram/maccabihaifafc
Может вообще к чёрту беготню по полю с мячом?
Тестировать на ковид каждую неделю все команды, у кого находят тот вылетает, у кого до последнего не найдут ковид - тот и чемпион!
В одном матче произойти может что угодно, а если он ещё и домашний...
Непрофессионально списывать Шкендию со счетов, Спортс. Учитывая, с каким трудом Тотс победили болгар, еще неизвестно, куда лететь Ростову в случае победы над израильтянами.