«Лидс» Бьелсы вернулся в АПЛ – и устроил концерт на «Энфилде». В этот вечер не хватало только зрителей
Дария Конурбаева – одна из тех, кто увидел 4:3 вживую.
Первое, что встречает вас в Ливерпуле – огромный плакат Трента Александер-Арнолда прямо у выхода с вокзала.
«Доморощенный чемпион» смотрит на дом напротив. С него радостно улыбается Юрген Клопп, поднимающий пинту немецкого пива.
Чемпионское настроение не успело развеяться за пару месяцев. Ливерпуль все еще ждет парада. Правда, с новыми правилами правительства он вряд ли случится раньше 2021-го: в стране вновь растет количество заболевших, и с понедельника англичанам запрещено собираться больше чем по 6 человек. Зато сувенирные палатки в центре пестрят шарфами, а один велосипедист промчался мимо с флагами и воздушным шаром в честь титула.
Первый уикэнд АПЛ совпал с английским бабьим летом. Кажется, впервые за пять лет поездок в Ливерпуль мне пришлось доставать солнечные очки, а все скаузеры высыпали в центр города, и многие – в футбольных майках. Большинство праздновали возвращение футбола новой формой «Ливерпуля», но за пару часов я наткнулась на одного фаната «Арсенала» и смущенного мальчика в форме «Эвертона».
Правда, градус радости от теплой субботы и грядущего матча постепенно снижался по мере приближения к «Энфилду». В последний раз я была здесь еще до карантина, и теперь готова согласиться с Бьелсой: «Энфилд» мощен лишь когда заполнен.
Годами дорога до стадиона занимала почти 60 минут: даже за несколько часов до матча автобусу или такси приходилось долго пробираться через поток машин, а затем людей. Вокруг стадиона пели музыканты, аниматоры развлекали детей, старожилы оккупировали многочисленные пабы в округе. Так происходит на любом английском стадионе, и без фанатов, конечно, страдают все, но пустой и отцепленный забором «Энфилд» смотрится ультратоскливо. У нового граффити Хендерсона не толпятся фанаты, а проехавший по пустым улицам вагончик с мороженым лишь усилил ощущение сюра.
Атмосферу спасли только дети, живущие по соседству со стадионом. Если раньше автобусы команд встречали фанаты с файерами, то теперь – маленькие болельщики на самокатах.
Внутри стадиона, правда, было чуть веселее. Главной звездой предматчевой разминки стала бочка Бьелсы. Тренер сидел на ней всю чемпионскую кампанию в чемпионшипе, а теперь бочка начала тур по стадионам АПЛ. На прочность ее проверил даже Джейми Каррагер.
Во вратарской «Ливерпуля» Алиссон несколько минут молился на линии ворот, пока Адриан и тренеры вратарей начинали разминку.
Кажется, не помогло.
От встречи «Ливерпуля» и «Лидса» ждали огня, а Клопп явно максимально сконцентрировано отнесся к сопернику (перед матчем наблюдал именно за разминкой «Лидса»). Но ту перестрелку, что устроили команды в первые 30 минут, предсказать было сложно.
«Невероятная игра, невероятный соперник, невероятный футбол от обеих команд, – Юрген Клопп после матча высказал мнение всех зрителей. – Настоящий спектакль, мне очень понравилось. Редко увидишь так много голов в одном матче, нам есть что улучшать в своей обороне, но это нормальная ситуация для первой игры сезона. Соперник заставлял нас делать ошибки, и мы можем и будем играть лучше, но мы играли против хорошо организованного и страстного «Лидса».
За первый тайм можно было 5 раз дополнительно пожалеть о пустых трибунах: на заполненном «Энфилде» такой триллер смотрелся бы еще круче. На пустом стадионе яростнее всего реагировал ван Дейк: второй гол «Лидса», к которому привела его ошибка, защитник встретил криком отчаяния, который слился с клопповским «Сome on, boys!»
Бьелса же реагировал лишь на пропущенные голы и неудачные атаки своей команды: резко вскакивал с бочки, подпрыгивал на краю технической зоны и раз в минуту садился на корты. Забитые же «Лидсом» голы Марсело, кажется, не интересовали совершенно: пока тренерский штаб вокруг ликовал, Бьелса использовал это время, чтоб наконец-то спокойно отпить свой чай.
Третий гол «Лидса» все же заставил Бьелсу радостно подпрыгнуть (а через 30 секунд для профилактики наорать на защитников), а всех сотрудников «Ливерпуля» – потерять дар речи. Сидящий рядом со мной диктор (его необходимость на пустом стадионе все еще не до конца понятна) озадаченно вглядывался в празднующих игроков и в лист с составами, опознавая автора забитого гола. А затем с раздосадованным лицом отложил микрофон, так и не объявив Клиха.
«Внимательнее, парни, внимательнее!» – в последние 15 минут разобрать подсказки Бьелсы было почти невозможно, потому что одновременно с тренером на поле кричали еще трое его помощников. Когда Клиху свело ногу, Марсело взревел: «Вставай! Вставай сейчас же!» Одновременно с этим доставалось и «Ливерпулю»: в той же атаке Робертсон вылетел за лицевую линию и задержался там на секунды дольше, чем хотелось Клоппу. Тот громким «эй!» остановил аут Трента и нервно прикрикнул на Энди: «Роббо, что за черт? Быстрее, быстрее!» Через минуту ВАР с Оливером отменили гол ван Дейка, и Юрген устало рухнул в кресло.
Победа далась «Ливерпулю» невероятно тяжело, о чем свидетельствовал хмурый ван Дейк. Всегда сконцентрированный, но располагающий к себе защитник пришел на послематчевые интервью злой и напряженный: «Если кто то ожидал от матча нашей легкой победы, то вы ошибались. Мы видели их [«Лидс»] в чемпионшипе, и знали, что против них будет непросто. Уверен, их ждет отличный сезон».
Игроки «Лидса» же вели себя будто только что выиграли матч. Джек Харрисон буквально светился: «Мы провели отличную игру против чемпиона Англии, и забить в такой встрече, пусть даже и на пустом стадионе – большое счастье».
Кажется, счастья нам «Лидс» в этом сезоне принесет еще немало.
Фото: Дария Конурбаева; REUTERS/Shaun Botterill/Pool
Бьелса!!!!! Как же я рад что он в АПЛ. Это вишенка на Торте под названием АПЛ.
Сегодня Лидс они слету взяли владение у Ливерпуля. Это уже круто. Ну а косяки этого Коха вряд ли будут системными) Очевидно, эта команда должны закончить +-10. Но надо смотреть, как они будут играть действительно с аборигенами АПЛ) Всякие Бернли Брайтоны.
Навеяло нетленное:
"Срезают лазером сосули,
В лицо впиваются снежины.
До остановы добегу ли,
В снегу не утопив ботины?
А дома ждет меня тарела,
Тарела гречи с белой булой;
В ногах — резиновая грела,
И тапы мягкие под стулом.
В железной бане — две селеды,
Торчат оттуда ложа с вилой.
Есть рюма и бутыла с водой,
Она обед мой завершила.
Я в кружу положу завары,
Раскрою «Кобзаря» Шевчены —
Поэта уровня Петрары
И Валентины Матвиены."