Героическая история из Шеффилда: лишиться ноги в 23 года и стать легендой клубов-врагов
Дерек Дули – храбрый футболист, выросший в крутого менеджера.
14 февраля 1953 года в матче против «Престона» форвард «Шеффилд Уэнсдей» Дерек Дули сломал большеберцовую кость в двух местах. Через несколько дней правую ногу Дули (все, что ниже колена) ампутировали.
«Сначала было тяжело, но когда на улице в морозный день, и вы слышите от случайного прохожего: «Боже, мои ноги онемели от холода», можно просто посмеяться и сказать: «Что ж, мне плохо только наполовину», – с улыбкой рассказывал Дули спустя 13 лет после личной трагедии.
***
Дерек Дули родился в Шеффилде в обычной заводской семье. Пошел бы по стопам отца-сталевара, если бы не оказалось, что Дули лучше всех во дворе пинает мяч. Шеффилд 30-х и 40-х – не лучшее место для футбола: Дули чаще играл не на траве, а на кусках земли, покрытых золой.
В 17 лет он попал в молодежку «Шеффилд Уэнсдей», а через 4 года стал неотъемлемой частью основы. Фанатам сначала не понравился громоздкий нападающий, его много ругали за неуклюжесть. Переобуваться пришлось быстро – Дули штамповал голы убийственной правой и бесстрашно влетал в единоборства. В сезоне-1951/52 «Уэнсдей» занял первое место во Втором дивизионе, Дули наколотил 46 мячей в 30 матчах.
В топ-лиге ничего не изменилось – форвард угрожал с любых позиций и дистанций, забив 16 голов в 24 матчах в Первом дивизионе-1952/53. Прошла всего треть турнира, и «Шеффилд» в 29-м туре отправился в гости к «Престону». Играли в День святого Валентина, на матче присутствовала жена Дерека Сильвия – свадьбу сыграли полгода назад. Был еще один повод для праздника – 23-летнего Дули впервые вызвали в сборную Англии.
Но дебюта не случилось. Поражение от «Престона» (0:1) стало последним матчем в карьере Дули.
Форвард столкнулся с вратарем соперника Джорджем Томпсоном. Перелом ноги в двух местах – страшно, больно, но не катастрофа. Дули готовился к длительному восстановлению, пока через пару дней медсестра в госпитале не заметила, что у футболиста на правой ноге отморожены пальцы. Дули отрицательно ответил на вопрос врачей о том, чувствует ли он ступню. Дальше – срочная ампутация.
Как так вышло? Дело в том, что незадолго до столкновения с Томпсоном в еще одном стыке Дули поранил заднюю поверхность голени. Врачи считают, что в рану попали химикаты, которыми обрабатывали поле против замерзания травы. Итог – гангрена и риск распространения инфекции по всему телу.
Тогда футбол не мог обеспечить человека до конца жизни. Даже успешные игроки часто осваивали новые профессии после завершения карьеры, а Дули вовсе получал средние для англичанина деньги, да и толком не успел заработать. Дерек вспоминал: «Мне было всего 23 года. У меня не было своего дома, не было профессии, я жил у родителей. Денег не хватало».
Но Дули не бросили.
Клуб организовал благотворительный матч на «Хиллсборо», билеты купили 55 тысяч человек. Местные газеты запустили сбор средств, а английская Ассоциация футболистов выделила Дули 200 фунтов. Вместе с женой Сильвией Дерек накопил на дом, в котором они прожили всю жизнь.
***
После ампутации ноги Дули заявил, что готов сотрудничать с «Шеффилдом», даже если придется работать угловым флажком. Клуб помог – Дули назначили скаутом, и в выходные он искал таланты по всей Англии. В будние трудился в пекарне директора «Уэнсдей», причем быстро поднимался по карьерной лестнице: от телефониста до менеджера по продажам. Пекарню пришлось оставить, когда в 1962-м «Шеффилд» повысил Дули до тренера молодежной команды. Спустя еще девять лет клуб доверил Дули управление основой.
Руководство «Шеффилда» считало, что приглашение человека, всю жизнь связанного с клубом, успокоит болельщиков – те жестко критиковали функционеров за вылет из топ-дивизиона, в котором «Уэнсдей» держался 11 лет, а в сезоне-1970/71 команда болталась уже в нижней части Второго дивизиона. Дули пришел в середине чемпионата, и с ним клуб закончил 15-м. Дальше – два средних сезона с небольшим прогрессом (14-е и 10-е места).
Перед стартом сезона-1973/74 «Шеффилд» намеревался биться за промоушен, но все сразу посыпалось – в течение осени 16 футболистов переболели вирусным заболеванием. За четыре месяца Дули использовал 31 игрока – сумасшедшее для тех времен число. В начале декабря в «Уэнсдей» сменилось руководство, и Дули просил 60 тысяч фунтов на трансферы – огромные деньги для Второго дивизиона. В канун Рождества тренера вызвали на совещание, и Дули шел в кабинет, думая, что ему выделят деньги.
Нет. Его уволили в сочельник. Дули вспоминал: «Ужасное Рождество. Мой 17-летний сын Мартин, ярый болельщик «Шеффилда», убежал в свою комнату и выкинул все постеры с командой. Зато 9-летняя дочь Сьюзан была счастлива – я впервые мог провести Рождество с ней, а не на тренировке».
Так закончился 26-летний союз Дули с «Уэнсдей». Болельщики устраивали акции в поддержку экс-тренера, но тщетно. Дули обиделся на клуб – на «Хиллсборо» он вернется почти 20 лет спустя. А Сильвия предательства не простила и больше никогда не посещала когда-то родной стадион мужа.
***
Изначально Дули считал, что разорвал любые контакты с футбольным миром, но в ноябре 1974-го Дереку предложили должность коммерческого директора. Переезжать не пришлось – работодателем стал «Шеффилд Юнайтед». Дули согласился, не боясь испортить репутацию.
И снова быстро поднимался по должностям. За несколько лет Дули вырос в исполнительного директора.
За 24 года работы в руководстве «Юнайтед» он видел все: и беспощадный бей-беги в четвертом английском дивизионе, и первый розыгрыш Премьер-лиги, но каждый раз отказывался от гостевых матчей на «Хиллсборо». Возвращение случилось аж в 1992-м – Дули стоячими овациями встречали все 4 трибуны легендарного стадиона. Он вернулся легендой, а не изгоем.
Дули был удивительным футбольным функционером. Это подмечал Дейв Бэссетт, тренировавший «Юнайтед» с 1988 года в 1995-й: «Он думал как футболист. Перед собранием совета директоров он говорил: «Подожди, Дейв, сейчас мы быстро решим вопросы о закупке туалетной бумаги для команды, а потом ты спросишь насчет трансфера нужного игрока. Они скажут: «Надо подумать, Дейв», и уже через пять минут ты будешь свободен».
Бэссетт также говорил, что Дули умел иронизировать над собой: «Дули стоял выше меня, и я на радостях схватил его за ногу. Видимо, я зажал ногу слишком сильно, потому что оторвал ее от Дерека. Он тихо сказал мне: «Никому не говори, что я безногий». Мы умирали от смеха».
Протез, кстати, сильно бесил Дули. Даже современные варианты бывают неудобны, а в 20-м веке экземпляры были гораздо хуже. Дули приходилось крепить протез с помощью тяжелых ремней на талии и плече, поэтому Дерек избавлялся от него при первой возможности. Однажды на предсезонном сборе «Юнайтед» он бросился в бассейн в отеле неподалеку от озера, но начался шторм. Сотрудники отеля прибежали вытаскивать людей из бассейна, как вдруг увидели на шезлонге брюки, в которых валялась искусственная нога.
В 1996-м Дули ушел на заслуженный отдых, который продлился всего 3 года. У «Шеффилда» возникли проблемы с долгами (скопилось 4 миллиона фунтов), и Дерек снова вернулся – теперь в роли председателя совета директоров. Первым делом Дули назначил нового главного тренера Нила Уорнока, который проработал в команде целых 8 лет. Как и всегда, Дули взял ситуацию под контроль – избавился от долгов и по итогам сезона-2005/2006 вернул «Шеффилд» в Премьер-лигу, после чего освободил пост и занял место почетного вице-президента.
В 2008 году Дерек Дули умер. Нил Уорнок проникновенно сказал о бывшем руководителе: «Никогда не будет человека, похожего на Дерека. Его любил весь Шеффилд. Дули был величайшем человеком в футболе, которого я знал».
***
Шеффилд не забывает удивительного горожанина. Около домашнего стадиона «Юнайтед» «Брэмолл Лейн» вскоре после смерти Дули установили памятник в его честь. А еще в городе есть улица Derek Dooley Way. Минимальное расстояние от улицы до стадиона «Юнайтед» составляет 2,7 мили, до стадиона «Уэнсдей» – 2,5 мили. Даже здесь очень близко.
Вспоминая трагедию 1953 года, Дули признавался: «Я сожалею лишь о том, что в эпизоде со столкновением мяч не пересек линию ворот».
Храбрый человек.
Уважение.