6 мин.

Почему «Ювентусу» так сложно продавать?

В продолжение прошлого текста сегодня решил выложить перевод (перевод не профессиональный, так что тонких натур прошу не страдать в комментариях) статьи с Туттоспорт, где анализируют сложности топ-клубов в продажах.

 

Корни проблемы

Болельщики часто составляют списки игроков на продажу. В них они  перечисляют тех, кого, по их мнению, следует продать в стиле  фэнтези-футбола или «Football Manager», и потом удивляются, а почему Фабио Паратичи не может сделать то же самое? 

Это происходит не от большой любви к игрокам, а по игогам произошедших в мировом футболе событий. Фактически, продажа стала проблемой для каждого ведущего европейского клуба. Посмотрим почему.

Большой разрыв

За последние десять лет разрыв между очень узким кругом топ-клубов и остальной частью Европы стал еще глубже. Это связано с доходами от Лиги чемпионов, которые вырезали пропасть между теми, кто регулярно в ней участвует и теми, кто туда не попадает, особенно это сильно проявляется в последние два года ввиду введения «Исторического рейтинга».

Например, «Юве» просто попав в Лигу чемпионов, и не проведя ни одной игры, получает от УЕФА около 59 млн., а, например, «Аталанта» в прошлом сезоне дойдя до 1/4 финала заработала всего около 55 млн. включая сюда все призовые.

Также из-за доходов АПЛ от ТВ-контрактов (в разы больше по сравнению с другими лигами) и из-за вмешательства суверенных государств, как в случае Катара с «ПСЖ» и ОАЭ «Манчестер Сити». 

Итак, с точки зрения текучки и огневой мощи на рынке образовался очень маленький круг. В мире существует всего одиннадцать клубов, доход которых превышает или приближается к 500 миллионам евро за сезон (по данным Deloitte 2018-2019): «Барселона», «Реал Мадрид», «Манчестер Юнайтед», «Бавария Мюнхен», «ПСЖ», «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Тоттенхэм», «Челси», «Ювентус» и «Арсенал». 

Затем с большим отрывом идут все еще очень богатые клубы, но с  годовым оборотом до 380 млн. Тут у нас присутствуют «Атлетико», «Боруссия Дортмунд», «Интер» и «Шальке», а далее провал в около или более 100 млн.

Закрытый клуб

Это означает, что определенных игроков можно обменивать только между этими клубами, что резко ограничивает количество возможностей. Вопрос тут скорее в заработной плате, чем в цене. Например, Гонсало Игуаин зарабатывает 7,5 миллиона «чистыми» за сезон, что более или менее по всей Европе означает 15 «грязными». 

 

Кто может заплатить такие деньги центральному нападающему? Всего пятнадцать клубов в Европе. Но, если они не ищут центрального нападающего или если им не интересен Игуаин,  то другого решения нет. 

То же самое можно сказать о таком игроке, как Даниэле Ругани. Опустим сейчас какие-либо технические характеристики игрока, его «чистая» зарплата в размере 3 миллионов (6 грязными) делает его непривлекательным для ряда клубов, которые могут быть заинтересованы в защитнике. В «Наполи», например, 3 миллиона – это зарплата нападающего, а не защитника (Кулибали – исключение, и по сути еще  Инсинье с 4,5 млн). 

Чтобы поехать в Неаполь, который до сих пор остается одной из четырех сильнейших команд итальянского футбола и часто мелькает  в Лиге чемпионов, Ругани должен снизить свою зарплату. Но, по понятным причинам он, и не только он, не хочет этого делать.

Я не уйду

Таким образом, с таким уровнем заработной платы становится трудно найти решения даже для игроков, которые теоретически готовы сменить команду. 

«Ювентус» - это команда, которая доминирует в итальянском футболе последние 9 лет, последние шесть сезонов доходила до стадии плей-офф Лиги чемпионов, дважды играла в финале. 

В составе присутствуют одни из самых сильных игроков в мире и, безусловно, самых известных. Это один из европейских клубов, который может предложить известность и большой шанс  выиграть трофей.

Все эти факторы, делают уход непривлекательным для игроков. Либо им предлагают аналогичное решение, и они вращаются в тесном кругу топ-клубов, либо любые переговоры рискуют быть сорванными. Но рынок, состоящий всего из 10-15 клубов, быстро насыщается, в том числе потому что эти клубы склонны покупать таланты вне круга, увеличивая их зарплату и тем самым создавая других потенциально непродаваемых игроков вне круга.

Коронорынок

«Реал Мадрид» в это трудное лето, осложненное также кризисом из-за короновируса, изо всех сил пытается продать драгоценности, от которых он хотел бы избавиться. «Барселона» буквально выпихивает  игроков, что бы просто избавиться от контрактов. А такого игрока, как Кавани, «Пари Сен-Жермен» отпустил на бесплатной основе. 

Продажа излишков для топ-клуба становится все более и более серьезным занятием. И кто-то даже принимает решение пойти в убыток, предоставив щедрое выходное пособие или продав за гроши. 

Конечно, если молодой талант выставлен на продажу, да еще и с низкой заработной платой и желанием уйти, жизнь станет проще. Паратичи не пытался удерживать Ромеро, но его завалили запросами о Демирале. Например, когда «Сити» решил продать Сане, ему пришлось искать покупателя в известном кругу.

Решение

Есть ли Решение? В принципе есть. Можно сделать зарплату ниже, но в топ-клубе непросто поддерживать баланс в раздевалке, если разрыв между стартом  и 13/14 запасными слишком велик. 

Можно продавать игроков, пока они не стали слишком старыми или слишком дорогими для продажи, что-то вроде того, что случилось с Пьяничем (который в любом случае всегда попадал бы в круг топ-клубов и, тем более, в рамках обмена). 

Можно пытаться установить потолок зарплат в американском стиле через УЕФА. Максимальная сумма, которую каждый может поделить между своими игроками по своему усмотрению, но не может превышать ее. 

Это привело бы к большему балансу. Более низкая заработная плата, могла сделать бы трансферный рынок менее обременительным и замедлить гонку за «золотыми обновлениями», характерную для жизни ведущих европейских клубов.