«Ахмат» Талалаева. Часть II: Точка невозврата, охота на фазовое пространство или Кто выпустил коней?
Часть II:
В первой части материала мы разбирали игру «Ахмата» в выездном матче с «Локомотивом», который команда Андрея Талалаева выиграла в численном меньшинстве – 3:2. Сейчас детальней остановимся на поединке 6 тура РПЛ с ЦСКА. Не смотря на то, что Грозный проиграл на своем поле с крупным счетом, на мой взгляд, результат матча не совсем отображает характер игры. В целом, «Ахмат» провел неплохой матч, а в некоторых отрезках демонстрировал, возможно лучшие образцы своей игры. По крайней мере, на данном этапе.
«Ахмат» Талалаева. Часть I: Как плеймейкер Клоппа железную дорогу разбирал
Как я уже отмечал, новый тренерский штаб достаточно быстро интегрирует свою систему игры в новую команду. Похоже, что команда принимает новые принципы и есть все основания ждать дальнейшего прогресса «Ахмата».
Ни коим образом не хочу принизить заслуг ЦСКА, все-таки команда проявила организованность, стойкость, терпение и индивидуальное мастерство, в частности при розыгрышах стандартных положений. Но главный тренер «армейцев» Виктор Гончаренко не даст соврать: «Мы попали под очень хороший пресс, встречались с лучшей командой в атаке, но показали характер, и в кои-то веки нам повезло. Было много матчей, где мы имели преимущество по ударам и острым передачам, но одержать победу не могли. Сегодня нас заставили глубоко обороняться и не давали поднять голову, чтобы провести атаки. Но мы провели, забили второй гол и решили матч».
Этот матч вполне подходит для анализа интеграции и реализации идей тренерского штаба Андрея Талалаева в «Ахмате».
«Ахмат» – ЦСКА – 0:3 (0:1)
30 августа, РПЛ. 6 тур. «Ахмат-Арена»
Голы: 0:1 – 11 Кучаев (Чалов), 0:2 – 88 Бистрович (Влашич), 0:3 – 90 Влашич.
Ахмат: Шелия, Ненахов (Адамов, 86), Семенов, Нижич, Богосовац, Исмаэл, Тимофеев (Иванов, 62), Харин (Роши, 46), Ильин, Бериша (Садулаев, 85), Понсе (Мелкадзе, 46).
ЦСКА: Акинфеев, Фернандес, Дивеев, Магнуссон, Щенников, Марадишвили (Бистрович, 65), Обляков (Фукс, 78), Кучаев (Бийол, 78), Влашич, Тикнизян (Зайнутдинов, 46), Чалов (Эджуке, 65).
Предупреждения: Тикнизян (30), Марадишвили (39), Фернандес (48), Чалов (52), Семенов (62), Дивеев (75), Щенников (78), Зайнутдинов (84), Адамов (87), Нижич (89).
Статистика матча:
«Ахмат» сыграл по своей традиционной тактической схеме 4-2-3-1.
После победы над «Локомотивом» Андрей Талалаев был вынужден провести одну вынужденную замену. Победный состав был сохранен, за исключением одной позиции. Вместо дисквалифицированного Марата Быстрова на правый фланг вышел Бернард Бериша, а слева сыграл Евгений Харин. Уже по ходу первого тайма Талалаев поменял фланговых полузащитников позициями. Допускаю, что этот ход может быть связан с эффективностью на правом фланге ЦСКА Фернандеса.
На мой взгляд, Харин и Богосавац не справлялись с русским бразильцем и находящимся в прекрасной форме Константином Кучаевым. Своевременная реакция тренерского штаба «Ахмата» изменила ситуацию. После перевода быстрого и индивидуально самого сильного флангового игрока своей команды налево, хозяевам удалось погасить очаг периодически возникающих пожаров в этой вертикальной зоне. Берише удавалось сдерживать Фернандеса на его половине поля.
В фазе игры без мяча, при переходе в позиционную оборону команда Андрея Талалаева перестраивалась в 4-4-2 или 4-4-1-1. Бериша и Харин, а во втором тайме Роша, который вышел на замену вместо Евгения, опускались на один уровень к центральным полузащитникам и формировали вторую линию обороны.
ЦСКА второй матч подряд играл с двумя центральными защитниками в составе. Как и в поединке с «Краснодаром» (1:1) главный тренер «армейцев» Виктор Гончаренко сыграл по схеме 4-2-3-1.
Как правило, в анализе матча я всегда с осторожностью отношусь к статистике, но, на мой взгляд, в данном случае многие статистические показатели отображают ход и характер игры. Как мы уже отметили, матч с ЦСКА вышел для «Ахмата» неоднозначным. С одной стороны команда потерпела крупное поражение, с другой – показала неплохой футбол и на мой взгляд, некоторые, достаточно продолжительные игровые отрезки для команды Талалаева были лучшими в этом чемпионате.
На фото: Юрий Нагайцев – ассистент Андрея Талалаева, старший тренер ФК «Ахмат».
Думаю, что команда уже достигла точки бифуркации или, как еще говорят – точки невозврата. Смена работы системы произошла. Видно, что команда понимает и принимает новые принципы игры. Согласно теории бифуркаций на данном этапе всегда есть доля неопределенности – всегда есть субъективные факторы, которые способствуют более хаотичной работе системы, но, судя по взаимодействиям игроков в двух крайних матчах РПЛ точка невозврата пройдена и впереди период перехода на новый, более упорядоченный и организованный уровень взаимодействий.
Главная цель прессинга и контрпрессинга – создания фазового пространства. На поле всегда происходит борьба за создание этих самых фазовых пространств. Что же это такое?Главная цель любого взаимодействия – создание выгодной ситуации. Собственно, эти ситуации и являются фазовым пространством.
ФП определяется положением мяча, позициями футболистов обеих команд и их взаимодействиями. Оно не статично и бесконечно подвергается изменениям. Для создания фазового пространства необходимы слаженные и своевременные взаимодействия группы игроков, как в фазе игры с мячом, так и без мяча.
Именно эффективная реализация концепции прессинга сформировала высокий процент активных действий «Ахмата» на трети поля ЦСКА. По большому счету, преобразованию преимущества хозяев поля в результат помешала низкая реализация голевых моментов и мастерство голкипера «армейцев» Игоря Акинфеева.
Прессинг – это лучший инструмент для создания ФП во второй и финальной третях поля. Главное преимущество данной концепции в том, что ваша команда переходит в атаку в момент, когда соперник еще не перестроился для максимально эффективных оборонительных дейстсвий. Разумеется – это положительным образом сказывается на количестве созданных моментов у ворот оппонента, что в теории повышает шансы на положительный результат в отдельно взятом матче и улучшает показатели команды на турнирной дистанции.
Тепловая карта матча указывает на доминирование «Ахмата» в центре поля. Грозный владел мячом и инициативой, команда Виктора Гончаренко по возможности отвечала быстрыми атаками преимущественно через фланги, активно используя полупространства.
Фланговые защитники «Ахмата» Ненахов и Богосавац не уступали в активности своим опытным коллегам из ЦСКА Фернандесу и Щенникову. У пар фулбеков абсолютно одинаковый показатель касаний мяча, да и достаточно много действий грозненцы проводили на половине поля соперника. Это следствие территориального преимущества «Ахмата».
Активное участие в позиционных атаках Грозного принимали и центральные защитники. Семенов и Нижич. Хорват в основном участвовал в розыгрышах и переводах коротким пасом, а капитан команды помимо этого исполнял отличные передачи на среднюю и дальнюю дистанции.
Пара хавбеков Тимофеев и Исмаэл почти в два раза больше владели мячом, чем Обляков и Марадишвили. Отдельных слов заслуживает бразилец. На мой взгляд, Исмаэл – один из лучших игроков своего амплуа в РПЛ. Уровень его интегральной подготовки очень высок, а его технико-тактический арсенал выходит за рамки стандартного набора навыков опорника.
Безусловно – это один из лидеров команды и ориентир для практически всех партнеров по команде. Ребята должны стараться подтягиваться до уровня Исмаэла. Он техничен, обладает хорошим пасом и поставленным ударом, видит поле, отличается высокой ментальной скоростью (принятие решений), физически подготовлен и эффективен в фазе игры без мяча. Исмаэл сканирует пространство и замечает свободные зоны, своевременно перегружает определенные участки поля. Помимо всего прочего он еще и штатный исполнитель стандартов.
Игровое преимущество «Ахмата» на протяжении большей части матча отображается на таком элементарном, но, пожалуй, самом важном статистическом показателе, как удары по воротам.
«Ахмат» нанес на семь ударов больше, но в этом противостоянии разницу делал Акинфеев.
Хозяева поля более, чем в два раза превзошли гостей по ударам по воротам из пределов штрафной.
Схема направления атак, как и тепловая карта, подчеркивает пассивность ЦСКА в центре поля. Основным направлением атак гостей были фланги. Но, если команда Гончаренко была активней на фланге Фернандеса и Кучаева, то «Ахмат» оправданно больше давил на зону ответственности Щенникова.
На карте усредненных позиций игроков видно, что голкипер «Ахмата» Шелия (88) по традиции действовал достаточно высоко. Мы уже отмечали в первой части материала, что Гиорги, помимо своих непосредственных обязанностей, в некоторой степени исполняет функции либеро и глубинного плеймейкера.
Действия Шелия напоминают игру вратаря сборной Швейцарии и менхенгладбахской «Боруссии» Янна Зоммера.
Пара центральных защитников Нижич (20) – Семенов (15) действовала достаточно высоко. Фулбеки Нанахов (24) и Богосавац (8) создавали широту в позиционных атаках и наиграли на усредненные позиции «чистокровных» латералей. Как и в матче с «Локомотивом» функции центральных полузащитников отличались. Исмаэл (11) часто ходил вперед и его средняя позиция выше, чем у Тимофеева (94). Харин (59) находится на схеме в одной зоне с Тимофеевым. Он не принимал столь активного участия в атаках команды, как скажем Бериша, и в первом тайме подстраховывал центральную зону при подключениях Исмаэла. Основной зоной действия Бериши (7) было левое полупространство. Усредненная позиция Ильина (29) выше, чем у форварда Понсе (9).
По традиции, синим цветом я отмечаю защитников, желтым – полузащитников, красным нападающих.
На скриншотах выше – структура позиционной игры в атаке «Ахмата». Центрбеки играют достаточно широко друг от друга, пара опорных часто действуют в одной зоне. Если Исмаэл поднимался вверх, на его место смещался атакующий полузащитник. В первом тайме это был Харин. Как мы уже отмечали фулбеки создавали широту и играли высоко. тройка атакующих хавбеков сужалась и вместе с форвардорм создавала линию атаки из четырех игроков. При этом Понсе периодически смещался вглубь. Более смелым и активным в этом плане был Мелкадзе, который, как и в матче с «Локо» вышел на замену и был объективно сильнее венесуэльского форварда.
Игроки «Ахмата» часто менялись позициями. В этом компоненте игры строго соблюдались принципы структуры позиционной игры. Если Бериша или Роши смещались к бровке, Богосавац и Ненахов закрывали зоны в полупространствах. В позиционной игре команды Талалаева очень важно наполнение всех пяти вертикальных зон в финальной трети поля – фланг, полуфланг, центр, полуфланг, фланг.
Для дестабилизации оборонительных порядков соперника осуществляется частые смены позициями, но при этом важно. чтобы вертикальные коридоры были заполнены по всему фронту. Это ограничивает и растягивает линию обороны. При своевременных маневрах и слаженных комбинациях, позиционная оборона оппонента непременно будет давать трещины. Важно вовремя пользоваться появлением свободных зон и реализовывать моменты.
Семенов, Исмаэл и фулбеки во время розыгрыша мяча и переводов короткими и средними передачами с фланга на фланг систематически делали забросы за спины защитникам ЦСКА. Если свободного пространства в трети поля оппонента уже было недостаточно, следовали длинные передачи или диагональные переводы на игроков группы атаки.
В случае потери мяча на половине поля соперника, задачу затормозить быструю атаку выполняли две линии из опорных и центрбеков – 2-2. В это время, фланговые защитники и полузащитники садились в позиционную оборону.
Важность деятельности Исмаэла и Тимофеева, а во втором тайме Иванова, который выходит во втором тайме, трудно переоценить. На центральных хавбеках «Ахмата» много завязано, как в атакующих, так и в оборонительных действиях.
В завершающей стадии атаки фулбеки не всегда шли вперед в направлении углового флага, часто они смещались в полупространство. Перегруз трех вертикальных зон: полуфланг-центр-полуфланг, создавал более благоприятные условия для эффективного контрпрессинга в случае потери мяча.
На скриншоте выше – популярная комбинация. Пас на фланг и диагональный заброс в быстро заполняемую зону в полупространстве. Если прорвать оборону не удается, созданы все условия для контрпрессинга в полупространстве финальной трети поля.
Допускаю, одним из приоритетов в тренировочном процессе во время паузы в чемпионате, для штаба Андрея Талалаева является реализация подобных выходов (на скрине выше). Подобные ситуации часто возникали в последних двух матчах, но далеко не всегда удавалось довести быструю атаку до логического завершения.
Нужно отметить, что подобные моменты неоднократно возникали и у ворот «Ахмата». Прессинг команды еще далек от идеала. Временами ЦСКА выходил из под давления и организовывал опасные контратаки. Как и в матче с «Локо» потери во второй трети поля Тимофеева снова приводили к неприятностям.
На скриншоте выше – ориентировки при высоком прессинге команды (белые линии). Исмаэл выдвигался вперед и накрывал опускающегося вглубь, для розыгрыша опорника. Центрбеков контролировали Понсе (после замены – Мелкадзе) и Ильин. Фланговые полузащитники держали фулбеков ЦСКА. Тимофеев в одной зоне держит сразу двоих. Структура заставила Акинфеева отказаться от розыгрыша и исполнить удар от ворот. Исмаэл быстро возвращается в зону к Тимофееву, команда трансформируется в 4-4-2.
Пример организованного давления «Ахмата» на половине поля соперника. Мелкадзе атаковал защитника с мячом, тот вынес мяч на границу первой и второй третей поля. Игрока ЦСКА на фланге сразу атакует Богосавац, его партнеры синхронно смещаются к зоне мяча по линиям возможных передач, с их приближением растет и тень, которую они бросают на сужающееся перед оппонентом пространство. С каждой долей секунды вариантов для нормального продолжения становится меньше, в лучшем случае «армеец» вынесет мяч куда попало, в худшем – потеряет его.
А это хороший пример создания фазового пространства в позиционной атаке. Бериша великолепно сыграл без мяча. Он ушел максимально широко во фланг, вытянув на себя Фернандеса. Ильин и Мелкадзе в центре держат на поводках центрбеков. В итоге, в низком блоке 4-4-2 образовалась огромная дыра, размером с полупространство. Исмаэл хорошо читает игру и своевременно атаковал свободную зону. Богосавац увидел маневр партнера и отдал ему на ход.
Если говорить о главных игровых проблемах «Ахмата», помимо, еще не до конца созревшего прессинга, бросается в глаза спад в концовках матчей. Это не означает, что команда плохо готова функционально. У команды Талалаева очень интенсивный футбол. Это энергозатратный стиль и естественно, требуется время. Команда сама будет чувствовать ритм и распределять интенсивность прессинга на все игровое время. Здесь нужно найти баланс. Подобные проблемы в первый сезон были и у Юргена Клоппа в «Ливерпуле».
Если с «Локомотивом» «Ахмат» доигрывал в меньшинстве, то с командой Гончаренко после 80-й минуты у Грозного элементарно кончилось топливо. Команда остановилась и потеряла контроль над игрой. В итоге – два гола на последних минутах. Вот эти эпизоды:
Оба гола «армейцев» в концовке – плоды работы тренерского штаба Виктора Гончаренко. Два розыгрыша штрафных были на загляденье. Но, если бы «Ахмат» не остановился, до этих стандартов дело бы могло и не дойти.
В седьмом туре РПЛ команда Андрея Талалаева сыграет с «Сочи». Этот матч может дать ответ на вопрос – прошла ли команда точку невозврата на пути к полному овладению новой системой игры, или отрезки матчей с московскими командами пока лишь локальные проявления того материала, который команда осваивает в тренировочном процессе?
«Ахмат» Талалаева. Часть I: Как плеймейкер Клоппа железную дорогу разбирал
Группа «Тактика футбола с Сергеем Костенюком» в Facebook
Фото: ФК «Ахмат»