Александер-Арнолд, Окслейд-Чемберлен, Хадсон-Одои – почему в АПЛ стало так много игроков с двойными фамилиями?
И везде ли нужны дефисы?
Когда в сезоне-1993/94 АПЛ ввела имена на майках, с двойной фамилией играл один лишь Крис Барт-Уильямс из «Шеффилд Уэнсдей». В прошлом сезоне таких игроков было 26 (если считать не только британцев, но и Сона Хын Мина или Сент-Максимена, чьи имена и фамилии на английском пишутся через дефис, а также молодежь, хоть раз появившуюся в заявке).
Трент Александер-Арнолд, Каллум Хадсон-Одои и Аарон Уан-Биссака – ровесники, рожденные в 1990-е, и представители одного тренда. Разбираемся, откуда взялась мода на двойные фамилии и почему по ним часто можно проследить всю семейную историю футболистов.
Аристократия давала двойные фамилии детям ради сохранения родового имени
В британской традиции двойные фамилии были давно. Столетиями аристократия давала детям двойные или даже тройные фамилии в том случае, если с материнской стороны в семье были лишь девушки и фамильное имя рода не могло передаться по мужской линии. Почти всегда тройные фамилии – прямое указание на состоятельность и высокое происхождение ее обладателя, они обычно сопровождаются титулами вроде барон или граф.
В действительности двойных фамилий даже больше, чем нам кажется. Просто не все из них пишутся через дефис. Композитор Эндрю Ллойд Уэббер, актеры Хелена Бонем Картер («Король говорит!», «Гарри Поттер», «Отверженные», сериал «Корона») и Саша Барон Коэн (роли Бората Сагдиева и Али Джи в коммедийных шоу, фильмах и сериалах) пишут свои двойные фамилии раздельно, хотя двоюродный брат последнего, психолог Саймон, значится во всех документах как Барон-Коэн. Здесь в историю семьи закралась типографическая ошибка: первая публикация ученого появилась в научном журнале с дефисом в фамилии, и Саймон решил и дальше следовать такому варианту.
Если же обладатель двойной фамилии получает аристократический титул, то дефис становится обязательным. Так, если Ллойда Уэббера позовут в парламентскую палату лордов, он обязан будет подписываться как Ллойд-Уэббер.
Профессор социологии университета Ноттингема доктор Джейн Пилчер подтверждает, что написание через дефис считается более традиционным: «Выбор написания фамилии через дефис или раздельно – это вопрос идентификации и того, что ты хочешь сказать о себе. Жестких правил на этот счет не существует, и любое решение следует за социальными трендами или же наоборот индивидуальным желанием выделиться. Возможно, некоторые из тех, кто отказываются от дефиса, не хотят выглядеть традиционалистами и берут две раздельные. В целом отсутствие дефиса – показатель менее формального подхода».
Сегодня двойные фамилии – еще одно проявление феминизма
К 1990-м годам двойные фамилии внезапно перестали считаться знаком высшего класса, а стали символом женской эмансипации. Все больше пар перестали заключать официальные браки, а многие женщины даже при оформлении отношений отказывались брать фамилию мужа. Двойная фамилия детей стала логичным шагом в социальном уравнивании гендерных прав. Правда, по данным Guardian, в конце 2010-х лишь 11 процентов пар в Британии решались на двойные фамилии для своих детей.
Остро стоит вопрос самоидентичности (своей и собственных детей) в семьях иммигрантов. Многие футболисты – выходцы из таких смешанных семей, и британская фамилия матери помогает уравновесить сложные африканские или азиатские фамилии отцов.
Отец Рубена Лофтус-Чика – Тревор Лофтус из Гайаны, мать – британка Джулиетт Чик. Его отец иммигрировал в Британию с тремя сыновьями от первого брака, которые носят лишь его фамилию.
Похожая история и у ливерпульского Алекса, сына Марта Чемберлена, имеющего африко-ямайские корни, и англичанки Венди Окслейд. Мама Доминика Кэлверт-Льюина – также родом из Британии, а отец приехал с Ямайки. Если в предыдущих примерах национальности родителей можно спутать, то в случае Каллума Хадсон-Одои все понятнее: отец Бисмарк Одои – из Ганы (тоже в прошлом футболист), мама Дженнифер Хадсон – британка.
Еще одна причина – желание выделиться из толпы. Многие представители низших классов стараются давать своим детям нестандартные имена. Так, оригинальное имя Ребекка пишется на английском Rebecca, но жена Джейми Варди, вышедшая из рабочеклассовой среды, проходит по всем документам как «Rebekah», хотя разницы в произношении никакой. Вряд ли родители думают, как хорошо и необычно двойная фамилия будет смотреться на футбольных майках их будущих детей, но даже в школьных тетрадях различные вариации выглядят интереснее, чем скучные Арнолд, Уокер или Тэйлор.
Доктор Пилчер уверена, что появление двойных фамилий не просто так совпало с введением фамилий на майках АПЛ в сезоне-1993/94 (до этого на футболках писали лишь номера): «Сейчас мы в принципе обращаем больше внимания на фамилии. Когда я заканчивала школу, у нас не было толстовок с собственными фамилиями на спинах – сейчас же это обычная практика для колледжей, и двойная фамилия дополнительно выделяет тебя из толпы. Так же и с футболистами: люди стали больше концентрироваться на этом и проявлять себя таким образом. Вторая фамилия будто дает тебе больше индивидуальности и узнавания. Мой сын – музыкант, и двойная фамилия (моя и мужа) идет ему только в плюс».
Иногда футболисты вообще брали фамилию жен (ЧТО?!)
В исключительных случаях по двойной фамилии можно отследить целую историю семьи. Экс-игрок «Челси» и «Манчестер Сити» Шон Райт-Филлипс добавил к фамилии матери, Шэрон Филлипс, которая растила его одна, фамилию своего приемного отца Иана Райта. В школьные годы он специально убирал с футболки приставку Райт, стараясь избежать сравнения с известным отчимом, но в АПЛ выступал под двойной фамилией.
А игроку «Чарльтона» Джейку Каски-Форстеру достались фамилии сразу двух футбольных отцов: биологического, полузащитника «Рединга» Даррена Каски, и приемного от второго брака матери, форварда «Брентфорда» Ники Форстера.
Но самая удивительная история произошла с футболистом «Блэкпула» и «Лестера» Гари Тэйлор-Флетчером. Прожив половину жизни как Флетчер, он поменял фамилию после свадьбы с Вив Тэйлор в 2004 году (она тоже взяла двойную фамилию).
Гари Тэйлор-Флетчер с женой
В новом сезоне из игроков с двойными фамилиями можно собрать целую команду: спасибо за это родителям вратаря «Бернли» Бэйли Пикок-Фаррелла.
В таблицу включены Сон, Сен-Максимен, Фосу-Менса и Картер-Викерс, фамилии и имена которых не имеют отношения к описанным тенденциям, но формально подходят. А тут – команда из одних британцев:
(многовато правых защитников, но ничего)
Через несколько лет, когда все больше детей из смешанных семей начнут жениться друг на друге, проблема фамилий может встать еще раз: поместить в паспорта, а тем более на футболки тройные и четверные фамилии станет еще сложнее.
Но пока они вызывают лишь проблемы для болельщиков. Каждая буква фамилии на футболке стоит в английских фан-шопах дополнительный фунт. И фанам Окслейд-Чемберлена приходится платить за майку на 14 фунтов больше, чем персональным любителям Садио Мане.
Фото: Gettyimages.ru/Kevin Winter, Dan Istitene, Michael Regan, Marc Atkins; caughtoffside.com
Но вообще статья отличная. Спасибо автору!