Это лучшее время для Лео Месси перейти в «Ньюэллс Олд Бойз». Но романтикам здесь не место
Конец истории, который не будет написан.
Романтика в футболе – это когда ПСВ и «Стяуа» выигрывают Кубок европейских чемпионов. Это когда сборная Венгрии в пятидесятые рвет весь мир, в том числе и надменных англичан. Это когда Марадону в Неаполе крышуют наркобароны. Романтику можно найти даже в легендарной челке Зубастика 2002 года. Но эта романтика ушла, когда в футболе стали править деньги.
Бабло… Когда у человека есть деньги, здесь нет места простым сердечным историям. Футбольная индустрия погрязла в этом, став механизированной. Клубы превращаются в инкубаторы звездных игроков, предпочитая деньги трофейным успехам (поэтому Нидерландам с Португалией ни за что в ближайшее время не выиграть Лигу чемпионов). Опрометчивые трансферы с девятизначными суммами, которые совсем не означают гарант успеха (передаю привет Полю Погба). Компании создают целые футбольные империи («Ред Булл» и шейхи «Сити») лишь с целью выкачки из этого денег. Даже английским клубам откровенно все равно на статус лучшего в Европе или в мире – ведь лучшая лига мира вместе с ТВ-правами платит за 38 матчей больше, чем финалистам еврокубков. И они выбирают свой чемпионат, жалуясь (!) на календарь и не напрягаясь в Европе вплоть до решающих стадий. Всем плевать на чашки – теперь решает пиар и маркетинг.
Так причем здесь Лео Месси?
История с уходом легенды из «Барсы» как раз весьма показательна. Это один из лучших игроков в истории футбола. Человек, отдавший клубу почти всю жизнь. Теперь же он стоит на перепутье – остаться вечным кумиром в Каталонии, но пойти по туманному бездорожью (а «Барселона» так со времен Луиса Энрике и не перестроилась) будущего либо решиться на новые приключения в 33 года вне Каталонии. И что интересно – спрос на дорогущего Месси есть.
А есть он, конечно же, у клубов с толстым кошельком. «Ман Сити» зовет его к старому другу Пепу, да еще и с возможностью закончить карьеру в Нью-Йорке. В другой половине Манчестера тоже перешептываются насчет его приобретения. Парижские шейхи мечтают воссоздать убийственное трио нападения Месси - Неймар - Мбаппе. Даже в когорту слухов затесался преображающийся «Интер» и что где-то Лео купил дом, чтоб подсматривать из своих окон за тем, как в офисе клуба через дорогу надевает парик Антонио Конте.
Но вы реально в это все сами верите?
Сульшер не станет разбивать свою версию «Класса-92» ради Лео. Места в схеме Конте не находится даже Эриксену, а уж Месси, любящему оттягиваться на фланг, придется иметь дело с паровозами-латералями, которые сами создают голевые моменты (Д’Амброзио в «Финале восьми» так и вовсе чаще в чужой вратарской бывал, чем в своей). Переход в «ПСЖ» будет выглядеть как посещение дедом банка с целью снять денег со своей сберегательной книжки. Ну а «Сити» с Пепом… Вполне себе вызов, надо признать. Вот только чует сердце, что скоро история Гвардиолы в Манчестере закончится. И безвольные сливы «Арсеналу» в Кубке плюс «Лиону» в ЛЧ будут повторяться все чаще и чаще. Надо ли это Лео, страдающему так который год? Да и Месси в Манчестере – северном городе работяг с унылой погодой и хулиганьем, разговаривающем на своем манкунианском языке – звучит утопично. Бросать все ради этого? А ведь аргентинец ни разу во взрослой жизни не переезжал из-за трансфера в другой клуб – их ведь просто не было.
Еще с конца нулевых, читая всевозможные печатные издания, я точно знал, где Лео Месси закончит свою карьеру. Он об этом говорил сам, это была его мечта, в этом никто не сомневался. Добившись всего в «Барселоне», он должен был уехать на свою историческую родину, где покажет остатки той красоты, которую видела вся Европа.
Его мечтой было завершение карьеры в «Ньюэллз Олд Бойз».
«Я всегда говорил, что хочу однажды сыграть в Аргентине. Не знаю, когда это случится, но я всегда держу эту мысль в своей голове. И это точно будет в «Ньюэллз» и нигде больше. Я хочу сыграть за них хотя бы на протяжении шести месяцев, но никогда не знаешь, что будет завтра. Я абсолютно уверен, что «Барселона» будет единственной моей командой в Европе».
Лео попал в клуб из Росарио в шестилетнем возрасте. Он болел за эту команду в детстве и болеет за нее сейчас. На первый день рождения его дядюшки и тетушки подарили футболку «Ньюэллз». Сам Лео был в октябре 1993 года на дебютном матче Марадоны за «Олд Бойз». А на юношеском уровне он был великолепен. Так, в своей первой игре он забил четырежды.
Немногие знают, что юношеская команда «Ньюэллз» 1987 года рождения была особенной. Ее называли «Машиной ‘87», она была практически непобедима в юношеских чемпионатах, вызывая восторг у фанатов. За шесть сезонов с Месси команда проиграла лишь трижды, а тогда, когда юным пацанам было 8-11 лет, то не проигрывали те вообще. Они были настолько популярны, что им доверяли развлекать публику в перерывах матчей первой команды – и фанаты охали и ахали от их техники и финтов.
Лео, конечно, играл огромную роль в успехах «Машины ‘87». Совсем недавно аргентинское издание «Olé» опубликовало протоколы матчей юношеских чемпионатов Росарио. Вы только вдумайтесь:
1994 год: в первый год в «Ньюэллз» в 6-летнем возрасте Месси забил 40 голов в 29 играх
1995 год: в следующем году он забил 35 раз в 30 играх
1996 год: в 8 лет Месси сыграл 27 матчей и забил 36 голов
1997 год: затем в возрасте 9 лет он забил 40 раз в 36 играх
1998 год: в 10 лет он сыграл меньше матчей – в протоколах не указано почему – и тем не менее Лео все равно забивал по статистике больше, чем гол за игру, отметившись 27 раз в 25 встречах
1999 год: его последний год был самым плодотворным, ведь Лео в возрасте 11 лет забил невероятные 55 голов в 29 матчах, а «Ньюэллз» закончили сезон непобежденными: 26 побед и 3 ничьи.
Всего Лео в 176 играх забил 234 гола.
Но вы все знаете, что за диагноз был поставлен Лео в юном возрасте – дефицит гормона роста. Каждый день он сам колол себе в бедро шприц с инъекцией, которая стоила немереных денег – уходило до тысячи долларов в месяц. С каждым днем оплачивать лекарства становилось все тяжелее, поэтому переезд в Каталонию состоялся в том числе и из-за решения «Барсы» вылечить его - сделать все, чтобы вырастить из талантливого, но маленького парня здорового игрока для «Ла Масии» и первой команды. Как видите, все разрешилось как нельзя лучше. Но больше за Росарио Лео не играл.
В официальных играх. Однажды он все же вышел на поле родного стадиона в красно-черной футболке – это был благотворительный матч в июне 2011 года.
Ну и конечно часто появлялся на трибунах в качестве гостя.
Месси старается посещать базу клуба по приезду в стан сборной Аргентины. Он прекрасно понимает, что его тут ждут. «Мы немного общались с Лео по этому поводу. Знаем, что провернуть сделку будет тяжело, но мы сделаем все возможное, чтобы вернуть его домой в «Ньюэллз», - рассказывал несколько лет назад президент клуба Гильермо Льоренте.
Переход в «Ньюэллз Олд Бойз» был бы идеальным завершением карьеры. Однако…
Октябрьское интервью Месси прошлого года аргентинскому каналу «TyC Sports» пришлось читать с сожалением. «У меня есть детская мечта сыграть за «Ньюэллс» в Аргентине, но я не уверен, что это произойдет, так как у меня есть семья, трое детей, которым я хочу обеспечить прекрасное будущее, я живу в месте, которое дало мне все в этой жизни, здесь я чувствую себя спокойно. И мы больше заинтересованы в семейной жизни, чем в желании играть в футбол в Аргентине. Я попробую убедить свою семью, потому что в наше время нужно убедить еще и детей».
К тому же, на фоне слухов уже этого лета свои сомнения высказал и вице-президент клуба из Росарио Кристиан Д’Амико: «Я не уверен, что возвращение возможно. Решение стоит полностью за ним и его семьей. Нам же остается только ждать лучшего момента. Когда Марадона перешел в «Ньюэллс», никто этого не ожидал. Я надеюсь, что что-то подобное произойдет с [трансфером] Лео».
Месси всегда был фигурой скорее международной. Он радовал своей игрой Европу и мир, но Аргентину он как-то обделил стороной. Родина практически никогда не видела его игры. А тот неудачный опыт со сборной только это подчеркивает. Сколько действительно выдающихся игр Месси сыграл в футболке «альбиселесте»? По пальцам сосчитать. Он остался должен своей стране. Лео не выиграл с ней ничего, кроме Олимпиады в Пекине. Аргентинцы не видели его в деле на своей стороне.
Именно поэтому возвращение в Росарио – это лучший вариант для футбола. Это красивое окончание карьеры там, где он ее начинал. Это безопасный вариант вдали от давления и завышенных ожиданий европейской публики в случае очередного провала команды. Это побег от окончательно поехавшего Бартомеу. Это элементарно безболезненный переезд в схожую с Каталонией атмосферу – никакой акклиматизации не нужно. Все свои. Но этого не случится.
Лео действительно беспокоится о семье, которая уже видит Каталонию своим домом. Если Месси и сорвется, то максимум в Европу – в «Сити» к Пепу и Куну Агуэро или в «ПСЖ» к Ди Марии с Неймаром. Там, где удобно. К тому же, денежная составляющая также имеет значение – «Ньюэллс» просто не потянет 300 миллионов евро в качестве зарплаты. И вновь мы про деньги… Реалии футбола не позволят побороться за Лео без его полноценного желания. Жестоко?
Сказок все меньше, потому что те, кто их сочиняет, думают только о продажах.
Но если в футболе осталось хоть немного высокого, то возвращение Месси в «Ньюэллз» - это последний шанс. Потому что дальше – тьма.
Фото: REUTERS/Adam Hunger; skysports.com; Twitter/Newells_en
Детская книжка капитана «Аталанты» Папу Гомеса: яркая и поучительная, но про карьеру минимум
Капитан «Аталанты» в ужасе провел год в Харькове. Вместо Лиги чемпионов - война и депрессия
Только не очень понял мысль про несовместимость Месси и активных латералей Интера. При совместной игре в течение 8 лет с Дани Алвесом.