11 мин.

Почеттино – звезда «ПСЖ» начала века: он доставал тренера, а теперь сам пришел туда работать

Прошлым летом мы вспоминали легендарный парижский состав. И говорили в том числе про Маурисио Почеттино – а он теперь сам будет там тренировать.

Пришло время вспомнить те эпизоды в ожидании новых. Рядом с ним Окоча и Роналдиньо фристайлили, а Артета был лучшим.

***

«ПСЖ»-2001/02 великим, конечно, не был. Но незабываемым – точно. Он мало забивал и ничего не выиграл, страдал от нестабильности и дисбаланса, но влюблял тем, что творил между центром и чужой штрафной. Клуб собрал сразу несколько ярких и знаковых личностей, которые именно в Париже начали превращение в тех, кто вошел в историю. 

Ронни кинул «Гремио» при трансфере и на полгода был отлучен от футбола. В «ПСЖ» он попал под влияние Окочи

К началу 2001-го Роналдиньо утвердился в качестве локальной звезды. В 19 он дебютировал в сборной и уничтожил защиту Венесуэлы спустя четыре минуты после выхода на замену, через месяц сделал 6+7 на Кубке конфедераций, а в 20 забил 42 гола за календарный год. Его хотела половина Европы. «Боруссия» копила деньги, «Арсенал» выбивал разрешение на работу, «Лидс» предлагал рекордные 42 миллиона фунтов. Топ-клубы паслись неподалеку. «Гремио» ответил огромным баннером на клубной базе: «Мы не продаем лучших игроков».

Примерно в то же время, когда президент клуба Жозе Геррейро заказывал категоричную растяжку, бразильский футбол догонял европейские тенденции. Новые правила повторили революцию Босмана и отменили контрактную кабалу. «Гремио» не был готов. По старым законам он влиял на карьеру игроков еще год-два после истечения договора и потому не парился с продлением Ронни – а его контракт заканчивался летом 2001-го. Перемены украли у «Гремио» лучшую продажу в истории.

Роналдиньо даже не предупредил клуб об уходе. В декабре 2000-го он договорился с «ПСЖ» о летнем трансфере. Молодой маг переходил свободным агентом, и эта неожиданная новая реальность совсем не понравилась «Гремио». Геррейро узнал о переходе случайно: «Я только что увидел новость на сайте «ПСЖ»! Они ни разу с нами не связывались».

Рассказывали, что подставу организовал брат и агент Роналдиньо. Его карьера оборвалась в начале 90-х из-за тяжелой травмы – и он отомстил «Гремио», не продлившему с ним контракт. Но самого Ронни это не спасло. «Гремио» подал на «ПСЖ» в суд. ФИФА отстранила бразильца до конца разбирательств – и он полгода тренировался на пляжах, пока клубы искали компромисс. В Париж прилетел только летом – и под влиянием местного короля стал тем улыбчивым фристайлером, которого мы запомнили.

Однажды у Джорджа Веа спросили, кого он считает лучшим в истории Африки, и либериец ответил: «Мы с Абеди Пеле не повторим и одного процента того, что исполняет Окоча». Джей-Джей был величайшей африканской десяткой. Он всегда был в центре действия, выбирал зону так, чтобы встречаться с мячом как можно чаще, а дальше просто творил. Его считали одним из самых техничных игроков в мире. Он популяризировал радугу, придумал собственный финт (переступ Окочи) и разбрасывал соперников так изобретательно, словно не снимал тренировочного костюма. Блаттер говорил, что нигериец необходим футболу: «Если бы таких было больше, болельщики вернулись на трибуны».

По его движениям учились все финтеры нового времени, и Ронни не стал исключением. Сразу после перехода бразилец сказал: «Есть две великие десятки, которыми я всегда восхищался – Окоча и Вальдеррама». Они были на одной волне. Окоча называл Роналдиньо младшим братом и научил всему, что знал сам. После тренировок они оставались, чтобы пофристайлить друг с другом. Другие только смотрели – никто не мог повторить.

«Мне хорошо запомнились концовки наших тренировок, – рассказывал RMC Sport защитник Дидье Доми. – Окоча и Роналдиньо пасовали друг другу в два-три касания, не роняя мяч наземь. Выглядело нереально: обработка грудью, мягкие касания. Это было настоящее волшебство, ведь они не ограничилась парой пасов – делали 15 и даже 20. Мне казалось, что я в цирке, настолько они были совершенны».

Так в «ПСЖ» появилось сразу два волшебника. Но игра строилась не на них.

«ПСЖ» строил игру через контроль. Лидерами были Артета и Почеттино

Луис Фернандес четыре года тренировал «Атлетик» и привез из Испании восхищение перепасом. Ему нравилось владение накоротке, постоянное давление и контроль – настолько полный, что защита была не нужна. Он мечтал играть так же. Вернувшись во Францию, тренер полгода ломал «ПСЖ» – и быструю контратакующую команду превратил в пиренейского резидента.

Фернандес логично рассудил, что перепас строится с нижней части поля, и весь трансферный запал потратил на Ла Лигу – тогда только там можно было найти игроков, способных отдать полсотни пасов за матч. Луис привел молодого Хайнце и правого защитника Кристобаля, а между ними поставил Маурисио Почеттино – центрбека, которому не нужен был французский, чтобы заставить остальных слушаться.

«Я навещал его в «Тоттенхэме». Маурисио совсем не изменился. Его подход прост: он объединяет раздевалку и создает атмосферу», – описывал Фернандес.

В 2001-м Почеттино исполнилось 29. Он приближался к спаду, но главное качество оставалось при нем: аргентинца называли Шерифом и сравнивали с Марадоной не за уровень, а за харизму. Маурисио стал капитаном быстрее, чем выучил французский, и уже через четыре месяца выводил «ПСЖ» на матчи. Одноклубники его обожали, а соперники боялись. Почеттино тяготел к классике и в верховую борьбу шел с прямой ногой на высоте двух метров. После его отборов форварды меняли щитки.

«Он был капитаном, а я только начинал карьеру, – вспоминал Артета в интервью The Mirror. – Он реально заботился обо мне. Почеттино был мне как отец, хотя и не любил такие сравнения, оберегал меня и засыпал полезными советами. Человека лучше я не встречал ни разу за всю карьеру».  

Артета и сам был одним из лидеров «ПСЖ». Его тоже привел Фернандес. Тогда мало кто понял, зачем парижане арендовали 19-летнего выпускника Ла Масии, но Микель стал проводником нового стиля. Никто в Лиге 1 не пасовал лучше него. Испанец начинал атаки и вел игру, всегда оставался открытым для паса и в сложные моменты сам атаковал из глубины. Впоследствии Фернандес признался, что покупал его для ротации – и не ожидал, что юноша настолько превзойдет интеллектом остальных полузащитников клуба.

«Мне повезло, что я оказался в Париже, – рассказывал Артета. – Я перешел от игр за резерв «Барсы» к матчам против «Милана» в ЛЧ. Я играл перед четверкой защитников и пасовал всем этим удивительным игрокам впереди – Окоче, Роналдиньо, Роберу, Анелька, Бенарбиа. Они не очень много бегали, но компенсировали все техникой. Мы с Ронни жили в одной комнате. Вдали от поля он был очень сентиментальным. Перед каждой игрой Ронни повторял, чтобы я помнил, как нам повезло – что играем в футбол. Говорил, что уже поэтому для нас не существует давления. Критика на него не влияла».

Роналдиньо полгода сидел в запасе, Почеттино доставал тренеров, Анелька скандалил – так начался сезон

В общем, «ПСЖ» собрал классный состав – с огромным потенциалом и достаточным качеством для борьбы за медали. Но все сразу пошло не так.

Перепас не подошел ударному форварду клуба – Анелька. Николя был хорош, опускался в глубину за мячами и распределял их по флангам, но за весь первый круг забил всего 2 гола. Ему не хватало пространства. Нико привык атаковать за спины и в новой системе был практически бесполезен. Утратив голы, он потерял и голову, ударил журналиста L’Equipe и настроил против себя полгорода: от мэра Парижа потребовали прекратить субсидирование клуба, чтобы Анелька не портил имидж столицы за рулем спорткара.

Так у «ПСЖ» начались проблемы с голами. Их мог бы решить Роналдиньо, которого никогда не смущала удаленность от ворот, но он растерялся в европейском футболе. Бразилец усложнял самые простые действия, и Фернандесу это не нравилось. За весь первый круг Ронни всего 5 раз вышел в старте, забил с игры один гол и приближался к депрессии. С «Бордо» он просидел в запасе, хотя у клуба оставалась одна замена – по слухам, новичка наказали за дегустацию вин.

Еще одной проблемой был Почеттино и его прогресс с французским. В Париже Маурисио впервые задумался о карьере тренера, критиковал тактику и приставал с советами по стартовому составу. «Он постоянно говорил о Бьелсе, которого я в то время совсем не знал, – вспоминал ассистент тренера Жан-Луи Гассе. – Маурисио обожал футбол, считал Бьелсу своим учителем и был от него без ума. Он доставал меня вопросами о деталях тренировок».

«ПСЖ» стартовал с двух побед в 10 турах и упал на 8-е место. В октябре травмировался Окоча, и стало совсем уныло. Спасал только Артета. Дею отрабатывал за него в воздухе и в борьбе, а Микель на топовом уровне управлял игрой. Фернандес назвал его лидером «ПСЖ»: «Он был главным и по роли на поле, и по отношению. Микель никогда не прятался за спины других и вел остальных за собой. Даже в молодости он не боялся ответственности, в сложные моменты подхватывал мяч и что-то придумывал».

Все изменилось после Рождества. Окоча уехал на Кубок Африки, и позиция под нападающими освободилась. Роналдиньо получил гарантированное место в старте и выдал 4-матчевую голевую серию. Когда Джей-Джей вернулся, Ронни уже нельзя было вернуть в запас. Фернандес перешел с 4-3-1-2 на 4-4-2 и 4-2-3-1, вместил на поле обоих и в следующие три месяца проиграл всего один матч. «ПСЖ» закончил 4-м – в 8 баллах от чемпиона. Очевидно было, что лишь плохой старт помешал парижанам бороться за золото.

Чтобы доказать уровень, нужен был еще один сезон – но у этой команды его не было.

Летом 2002-го команда распалась: Окоча и Артета ушли, а Роналдиньо поймал звезду

Летом все развалилось. Сначала ушел Артета. Он стал лучшим в Париже и единственным из клуба был номинирован на игрока сезона в Лиге 1, и хотя не победил – уступил Паулете, – но поднял себе цену. «Барса» не захотела продавать его. «ПСЖ» не смог договориться о раздельном владении, и Микель отправился в «Рейнджерс» – а взбешенный Фернандес назвал боссов некомпетентными.

После сбежал Окоча. Джей-Джей пожаловался, что Фернандес не доверяет ему, и уехал в Англию кошмарить Кина и Бекхэма. Тренер рассказал другую версию – что дело было в проблемах с законом, – и это тоже похоже на правду: нигериец потом попадал под суд за отмывание денег в Британии и уклонение от уплаты налогов на родине.

Роналдиньо остался, но регрессировал даже по сравнению с первым – наполовину неудачным – сезоном. Предполагали, что он поймал звезду из-за Симэна, но объяснение может быть еще проще: впереди больше не было идеального мотиватора – чемпионата мира. Ронни пропадал на вечеринках, сражался с количеством спиртного во Франции и ссорился с тренером. На вопрос об очередном конфликте с Фернандесом бразилец ответил просто: «Ему не нравится, что я счастлив».

«Роналдиньо забивал на ежедневные тренировки, – вспоминал полузащитник Жером Леруа. – Он тренировался лишь в пятницу, чтобы сыграть в субботу. Думаю, он подражал Ромарио, который тоже тусил каждый вечер, но Ронни не достиг такого успеха. Каждое утро он приходил в солнцезащитных очках, падал на массажный столик и отсыпался».

Так сломался «ПСЖ» Артеты, Окочи, Роналдиньо и Почеттино. У него было все, чтобы стать чемпионом – кроме времени.

«ПСЖ» брал трофеи и до шейхов. В 90-х он выигрывал чемпионат Франции и еврокубок, за него играли Веа, Жинола и Джоркаефф

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: PSG; East News/FRANCOIS GUILLOT, Patrick HERTZOG / AFP, ALFRED/SIPA; Фото: en.psg.fr; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths/ALLSPORT, Phil Walter/EMPICS