Сделка Nike с «Ливерпулем» – событие. Но пока очень много критики
4 августа Nike представил форму «Ливерпуля» на новый сезон.
+ третий комплект (пока неофициальные фото)
Финансово с New Balance мог соперничать за «Ливерпуль» только Nike и все дошло до суда
New Balance производил форму для «Ливерпуля» с сезона 2012/13. Поначалу футбольное направление компании выходило под брендом Warrior, но после относительно удачного старта материнская компания забрала направление себе. По истечению контракта в 2020 году в NB не планировали расставаться с «Ливерпулем», который стал значительно более успешен, чем в семь лет назад.
По сути, Nike стали единственной компанией, которая удовлетворила бы запросы клуба и могла перебить предложение New Balance. В 2012 году в Adidas назвали соглашение с «Ливерпулем» в 12 миллионов фунтов переоцененным и отказались продлевать его. Не очень логично было бы возвращаться с многомиллионным предложением, а у Puma просто не хватило денег.
Предложение Nike оценивается в сумму около 70 миллионов фунтов. По контракту с «Ливерпулем» NB имели право на повторение предложения (и оно должно было быть принято), которое получил бы клуб при окончании действующего соглашения. В предложение Nike входили 30 миллионов фунтов, 20% от продаж атрибутики «Ливерпуля» и значительно большие возможности в маркетинге, чем у кого-либо. Спор ушел в суд, где юрист «Ливерпуля» Гай Морпусс (также участвовал в деле о допинге Лэнса Армстронга) доказывал, что сеть и возможности New Balance несравнимы с теми, что может предложить Nike.
К примеру, Nike собирается продвигать форму клуба через Леброна Джеймса, Дрейка и Серену Уильямс – у NB таких возможностей попросту нет. В своем заключении суд согласится, что звезды спорта реально влияют на продажи.
Также Nike обладает гораздо более обширной сетью магазинов, футболки клуба собираются реализовывать, как минимум в 6 000 из них. Юристы NB настаивали на том, что их компания начнет продавать форму «Ливерпуля» приблизительно в 40 000 магазинах по всему миру. В частности, в магазинах в Сербии и трех магазинах в Эквадоре, тем самым обеспечив схожие возможности с Nike. Но юристы «Ливерпуля» не согласились и с этим доводом, посчитав 40 000 магазинов «мифом», так как в странах типа Эквадора футболка за 60 фунтов не будет пользоваться спросом, а в Сербии магазин NB и вовсе продавал по одной футболке в год.
Суд принял позицию «Ливерпуля» и позволил клубу подписать контракт с Nike.
Серьезный подход, большие деньги и принятие рисков говорили о том, что в Nike очень хотят «Ливерпуль». Компания еще не сотрудничала с клубом из Мерсисайда и ожидание от союза Чемпионов Англии, клубных чемпионов Мира и действующих победителей Лиги чемпионов с мировыми лидерами в спортивной одежде было и остается многообещающим.
Несмотря на то, что первые заказы футболок побили все рекорды, от Nike исходит неуклюжесть и шаблонный подход.
У фанатов есть запрос на индивидуальный подход, но из-за масштабов компаний это невозможно. Что-то индивидуальное получилось только на выездной форме
Шаблонный подход Nike – не частная история и не проблема сотрудничества с «Ливерпулем». Такие правила бизнеса, но на контрасте с New Balance все очень бросается в глаза. Проблема Nike и других монстров в мире спортивной одежды в их собственном масштабе, такие огромные компании просто не могут подходить индивидуально к вопросу дизайна формы.
Скотт Мансон, вице-президент Nike Football, отмечал важность внимания к деталям и к истории клуба: «В начале любого нового партнерства важно проявить максимум уважения, и мы сделали это, сконцентрировавшись на идентичности клуба». Сложно понять о чем он, когда смотришь на домашний комплект. К примеру, выездной комплект «Барселоны» – черный, но по дизайну мало чем отличается от домашней формы «Ливерпуля». Даже ради «Барселоны» в Nike не особо заморачиваются. Вратарскую форму «Зенита» от «Ливерпуля» вообще не отличить. Можно подумать, что «Зенит» анонсировал переход Михаила Кержакова в «Ливерпуль». Футболка от Nike для «Брайтона» стоит 52 фунта. Выездной комплект «Ромы» почти точная копия формы «Брайтона», но в другом цвете стоит 70 фунтов!
Nike – короли в тренировочной одежде. И даже несмотря на всю ту же шаблонность это их сильное место. На сайте клуба и на сайте Nike выбор очень хороший.
Когда в футбол заходил New Balance и вся ставка была на «Ливерпуль», проблем копирования не было вообще, либо фанаты их просто не замечали из-за безумного внимания компании к истории клуба. Цифры «96» сзади на футболке пошли именно с NB, Nike оставили эту деталь. Пару раз в NB умышленно делали домашние комплекты очень похожими на домашнюю форму «Ливерпуля» прошлых лет.
Наиболее резонансным вышел выездной комплект. На нем Nike попытались подойти к дизайну очень индивидуально. Цвет сочетается с цветом лайверберда, который установлен на главном здании города – Royal Liver Building. Также на футболке присутствует узор, который по задумке Nike должен напоминать «ворота Шенкли». Музыкальные корни города отражены при помощи текстурированного полиграфического дизайна, как намек на рекламные плакаты из прошлого, когда объявления клеились прямо на стены города.
Цена за экземпляр от Nike поднялась на 10 фунтов в сравнении с NB (59,99 против 69,95). Игровая форма будет стоить все 100. К слову, у NB также была игровая, но за 94,99.
Цены огромные, но фанаты готовы платить даже больше, но за лимитированные коллекции и индивидуальный подход. Запрос на это очень большой, что доказывает первая коллаборация NIKE x AIR JORDAN для «ПСЖ», которую раскупили за несколько минут.
Также есть удачный пример с домашней формой сборной Нигерии в 2019 году. У Nike каким-то чудом получилось сделать очень свежий и интересный комплект, который не похож вообще ни на что. Долгое время на сайте висела пометка «sold out». Интерес к этой форме оказался настолько большим, что ее просто не хватило. В 2020 решили закрепить успех, ничего не испортив.
С презентацией тоже все вышло неоднозначно – раздали новые футболки популярным болельщикам в твиттере, но как результат – критика
Пока Nike все делает очень неуклюже. Казалось бы, простая промоакция – раздать новые футболки популярным фанатам за позитивную обратную связь. Но в Nike не прочувствовали настроение большей части фанатов и текущих реалий, как результат – критика не только компании с ее акцией, а также самих фанатов, участвовавших в этом. Основной посыл – можно было раздать футболки детям и тем, кто не может сейчас позволить себе футболки по 70 и 100 фунтов, а знаменитости из твиттера, которым раздали футболки бесплатно, могут сами себе их позволить.
В качестве лозунга было выбрано «Tell us never» (перевод – «скажите нам никогда»). Слова режут слух и требуют дополнительного описания – не самый удачный вывод о лозунге, который должен был стать символом этого союза. Как пример, New Balance со своим «This means more» (перевод – это значит больше) подходил клубу куда лучше и не требовал никаких дополнительных описаний.
В то же время Nike выпустили очень хороший промо-ролик к презентации формы. В этом им помог местный писатель и журналист. В видео действительно чувствуется местное настроение и акцент на важные вещи: скауз, местные локации, протестное настроение (Республика Ливерпуль, а не Англия) и босс в виде бабушки в самом конце – яркое завершение очень хорошего ролика, посмотрите.
Клопп не будет надевать одежду с символикой Nike на матчи «Ливерпуля». Все из-за нового контракта немца с Adidas
В самой практике того, что тренер клуба может заключить контракт (или уже на контракте) не с титульным спонсором своего клуба нет ничего нового. Тренер имеет на это полное право. Вопрос только в том, насколько это интересно одним или другим.
Футболисты активно подписывают контракты со спонсорами и надевают бутсы той фирмы, с кем заключен контракт. Некоторым игрокам удается продавать права на использование своего образа клубам, за которые играют. Один из ярких примеров – это Стивен Джерраррд, который продавал «Ливерпулю» такие права вместе с переподписанием контрактов.
Ценность образа Юргена Клоппа не надо объяснять никому. У немца есть свой узнаваемый стиль, который очень хорошо продается. В New Balance это быстро поняли и подписали с ним контракт почти сразу, как он пришел в «Ливерпуль». Вместе с окончанием контракта NB с «Ливерпулем», закончился контракт и с Клоппом.
Вряд ли при должном желании у Nike возникли бы трудности с подписанием немца. Кажется, его просто не было. Зато было у Adidas. И пока от сделки Nike с «Ливерпулем» победителем выглядит Adidas, который будет использовать образ Клоппа.
Похожим образом компании делят Моуриньо. Португальца можно увидеть в Nike только во время тренировок, во время матчей – нет. На игре Жозе надевает одежду без видимых лейблов, наверняка, похожим образом может получиться и с Клоппом. Детали контракта немца с Adidas пока неизвестны. Не исключен вариант, при котором Юрген Клопп будет на бровке в Adidas, а на тренировке в Nike.
Леброн Джеймс уже заработал очень много денег на «Ливерпуле». Может заработать еще больше, если выпустит свою коллекцию для «красных»
Nike в «Ливерпуле» – это новые возможности для Леброна. Джеймс стал миноритарным владельцем «Ливерпуля» в 2011 году, приобретя 2% акций за 6,5 миллионов долларов США. По оценке Forbes от 2019 года стоимость доли Джеймса составила 43,6 миллионов долларов США. После чемпионства «Ливерпуля» и контракта c Nike его доля стоит еще больше.
Интерес спортивного бренда к «Ливерпулю» всегда связывали в том числе и с ним. Джеймс один из самых влиятельных спортсменов в современном спорте (более 70 млн подписчиков в инстаграм) и уже 18 лет на контракте с Nike. Одно только фото Джеймса в новой футболке «Ливерпуля» стало событием. При всем уважении к New Balance, такой масштаб с ними представить просто невозможно.
Логичным выводом из всего происходящего станет коллаборация Джеймса с Nike для «Ливерпуля». Коммерческий успех от которой будет выгоден всем, в том числе и фанатам, которые наконец получат лимитированную коллекцию спортивной одежды своего любимого клуба. К тому же у баскетболиста уже есть своя линейка в Nike, которая пока не так раскручена, как Air Jordan. Уже ходят слухи о кроссовках, вероятно, это будет только началом.
Пока Леброн только подогревает интерес, говоря про «Ливерпуль» в интервью и рассылая новую форму «Ливерпуля» другим звездам спорта.
При всем уважении и любви к Ливерпулю я не готов отдавать такие деньжищи, просто чтобы «поддержать» клуб. Хочется чтобы вещь и тебе нравилась.
Многомиллиардная компания не может позволить себе нанять группу креативщиков на каждую команду,дабы сделать что-нибудь уникальное или хотя бы красивое (что,очевидно,отобьется по деньгам,если выйдет хорошо)?
Кажется, что что-то максимально индивидуальное будет стоить для фанатов еще дороже.
#youwillneverwalkalone