Тухель против Нагельсманна в полуфинале ЛЧ – это супер. Они олицетворяют мощь немецких тренеров
Колонка Вадима Лукомского.
Мощные решения Тухеля и Нагельсманна правда помогли «ПСЖ» и «Лейпцигу»
«Лейпциг» – впервые в полуфинале ЛЧ. «ПСЖ» – впервые с 1995-го (да-да, оказывается клуб тогда существовал и шумел – с Джорджем Веа в составе). Максимально разные истории – эффективная селекция плюс стремительное развитие против показательного разбрасывания нефтеденьгами, которые наконец-то, с огромным опозданием, привели к этой стадии.
Но финальный шаг у команд оказался на удивление похожим. Обе играли против соперников, максимально освоивших конкретный стиль, за счет которого добились невероятных успехов. В случае «Аталанты» это вертикальный футбол с мячом и персональный прессинг, который копируют по всей Европе. В случае «Атлетико» – позиционная оборона в максимально компактных 4-4-2. Обе команды не отходят от этого пути, всегда выбирают одну и ту же схему и успешны, именно потому что довели стиль до совершенства.
Ни «Лейпциг», ни «Париж» не были явными фаворитами (скорее всего не были вообще). По ресурсам «ПСЖ» точно был – но только по ним. В самой паре шансы казались практически равными. Команда Томаса Тухеля долго не играла, а потом провела два неубедительных матча в кубковых финалах – 1:0 при абсолютно равной игре с «Сент-Этьеном» (при том, что 60 минут «ПСЖ» был в большинстве) и провал против «Лиона» (победа по пенальти, но 4:9 по ударам из штрафной в пользу соперника – точно не было игрового перевеса).
В соперниках была «Аталанта», которая поддерживала тонус в Серии А, где была второй командой лиги после карантина. Решать Тухелю нужно было именно эту задачу, а не уравнение стоимости составов.
«РБ» в еще более трудной ситуации: без Тимо Вернера, против мощного в формате плей-офф «Атлетико». Предматчевый опрос в Kicker показал, что 60% не верят проход (и это опрос с перекосом в немецкую сторону). Я тоже не верил (за что готов выслушать любые проклятия тут).
В двух случаях тонкие ходы немецких тренеров перевернули расклады. Тухель и Нагельсманн адаптировались под описанные стиль соперников через смену схемы и оригинальные роли конкретных игроков (ниже разберем подробнее). При этом обе команды сохранили элементы своего стиль и победили, играя первым номером. Это были именно атакующие адаптации, отвечавшие на вопрос «как мы зажмем и вскроем соперника», а не «как нам нейтрализовать соперника».
Безусловно, все могло сойтись не так удачно. Обе команды забивали поздние победные голы, без которых все могло пойти резко иначе. Но по совокупности победы были заслуженными, а тренерские ходы побеждали в дуэлях с верой в доведенный до совершенства стиль (это тоже тренерская работа, но другого толка).
Кажется, это отражает более широкий немецкий тренд.
Бундеслига – лига смелости и универсальных игроков
В последнем розыгрыше Бундеслиги было две важные особенности.
Во-первых, это самая прессингующая лига. Факт находит косвенное подтверждение и в цифрах (наибольшее количество прессинг-действий – 333 за матч; самый высокий процент успешности – 29,8%). При тактическом анализе получится примерно такая же картина: огромное число команд, строящих оборону через высокое давление.
Во-вторых, поскольку оборона идет за счет прессинга, а при розыгрыше мяча и для игры под чужим прессингом слишком важны атакующие качества, трендом стало ставить игроков атаки на оборонительные позиции. Нехватка у них оборонительных навыков компенсируется обороной через прессинг, а в атаке они дают технику и более качественную игру в пас.
Несколько самых ярких и успешных историй связаны с этой тенденции.
«Бавария» преобразилась после того, как Ханси Флик нашел новые позиции Давиду Алабе (атакующий крайний защитник стал центральным) и Альфонсо Дэвису (вингер стал левым защитником). Люсьен Фавр в «Дортмунде» перевел Лукаша Пишчека в центре защиты, а Юлиан Брандт часто играл одного из пары опорников (особенно когда нужно было рисковать).
«РБ» – возможно, главное отражение тренда. Нагельсманн на постоянной основе перевел Марселя Забитцера в более глубокую позицию и вообще весь сезон тонко тасовал позиции игроков (например, атакующий полузащитник Кристофер Нкунку в отдельных матчах сыграл и нападающего, и левого латераля).
Но самое яркое явление в этом плане – центр защиты (как раз в духе изначального тренда). В первом матче против «Тоттенхэма» команда осталась вообще без номинальных центрдефов. В тройке вышли два крайних защитника (Лукас Клостерманн и Марсель Хальстенберг) и опорник (Итан Ампаду). Результат – сухой матч. Прессинг-система защищала игроков, которым в ином сценарии не хватило бы чистых оборонительных навыков.
В иных встреча «РБ» выходил с парой защитников, которую составляли Клостерманн и Хальстенберг. Нагельсманн сделал смелейшие для обычного тренера ходы традицией.
Такие примеры можно приводить еще долго – они есть практически в каждой команде. Новые позиции игроков и смелость рождают универсальность. Универсальность рождает тактическую непредсказуемость и гибкость. На самом деле этот тренд в Бундеслиге прослеживается даже на больших цифрах. В прошлом сезоне исследование популярности схем в разных лигах показало, что Бундеслига – единственная топ-лига без доминирующей формации.
При этом стиль у команд едва ли не самый четкий в Европе. Изменения внутри схемы дают преимущество в деталях и элемент непредсказуемости. Немецкие тренеры освоили эту концепцию лучше всех. Работа Тухеля и Нагельсманна в матчах ЛЧ – отличное доказательство.
Тренер «Парижа» выпустил состав, который мог расположиться в трех разных схемах (как минимум). На практике расположение оказалось самым неординарным – 4-4-2 ромб со свободной ролью Неймара. Тактика уничтожала персональный прессинг «Аталанты» и максимизировала качества Неймара (детали есть тут). Пожалуй, никто в этом сезоне не доминировал в матче с командой Гасперини так сильно, как «ПСЖ» во втором тайме.
Нагельсманн тоже заставил соперника гадать, а на выходе использовал оригинальный гибридный вариант. Разберем его отдельно.
Идея Нагельсманна на «Атлетико»: гибридная схема 3-1-5-1/4-2-3-1 дала преимущества с мячом и без него
«РБ» играл 3-1-5-1 при позиционных атаках, но оборонялся в схеме 4-2-3-1. Ключевую роль в трансформациях играл Конрад Лаймер (блестяще открывшийся у Нагельсманна скрытый герой всего сезона). При атаках закрывал правый фланг (Клостерманн был правым ЦЗ в тройке), а в обороне правым защитником становился Клостерманн, а Лаймер уходил в опорную.
3-1-5-1 в атаке:
Такое расположение создавало «Лейпцигу» ситуацию 3-в-2 в первой стадии. «Атлетико» очень редко сталкивается со схемами в три защитника в Ла Лиге. Еще реже с настолько отлаженным движением в рамках этих формаций – команде Симеоне пришлось адаптироваться, либо вжиматься глубже, чем они привыкли. «РБ» не штамповал момент за моментом, но территорию и контроль получил в том числе благодаря этому ходу.
Внутри схемы наблюдалась дополнительная гибкость. Например, когда «Атлетико» прессинговал Кевина Кампля, глубже опускался Забитцер – структура перетекала в 3-2-4-1:
Еще один важный момент: формация с тремя защитниками при розыгрышах была полезной и при контратаках «Атлетико». Клостерманн в этих эпизодах был дополнительным центральным защитником. Даже если команда Симеоне проходила стартовую волну контрпрессинга «РБ», тяжело было создать численное преимущество.
4-2-3-1 в обороне:
В таком сочетании против крайних защитников «Атлетико» (они несут серьезную угрозу, когда команде Чоло нужно атаковать) были вингеры «Лейпцига». Не было риска получить перегрузы 2-в-1 и разрывы на фланге, к которым уязвима любая схема с тремя защитниками («Атлетико» этот прием любит и практикует).
Игроки не путались и справились с трудной задачей. Сезон научил их быть гибкими. Никлас Зюле, работавший с Нагельсманном в «Хоффенхайме», объяснял, как достигается этот эффект: «У нас был план на каждую ситуацию в матче. Сама по себе система Нагельсманна невероятно гибкая. Мы легко переключаемся между тройкой, четверкой и пятеркой защитников по ходу матчах. Это рождает непредсказуемость для соперников – в этом наша сильная сторона».
При всей логичности и смелости плана «РБ» важно правильно расставить акценты. Ходы дали преимущества, а не доминирование. Это интересно, а не гениально. И это, пожалуй, лучшее слово по отношению к нынешней немецкой школе – безумно интересно следить.
Вообще баланс между тонкими адаптациями (оборонительными или атакующими) и верой в постоянную структуру игры (доведение ее до совершенства) – вечная дилемма. Лишь до определенной степени одно сочетается с другим. В этом сезоне вырисовывался тренд на гибкость (что особенно классно, именно гибкость в атакующих ходах). Он происходит из Бундеслиги и пока правит в Лиге чемпионов.
🌪 В 2008-м «Лейпцига» еще не существовало – а теперь он в полуфинале ЛЧ!
Фото: globallookpress.com/Peter Schatz/augenklick/Peter Schatz, Panoramic/Keystone Press Agency; East News
немецкая школа
тренеров
выходит
на первый план
Похвально!
признаём
немецкую
школу
тренеров