Нагельсманн пошутил про «Нутеллу» перед «Атлетико». Похоже, это отсылка к проклятию десятилетней давности
Как же мы любим отсылки!
Юлиан Нагельсманн перед четвертьфиналом Лиги чемпионов с «Атлетико» отвечал на вопросы журналистов – и его спросили про стартовый состав. «Кто съест три куска хлеба с нутеллой перед игрой, тот окажется на скамейке запасных», – бросил тренер в ответ (правда, потом пояснил, что пока не знает).
Многих удивил такой странный ответ, но на самом деле в Германии очень сильна любовь к «Нутелле» – а ее производитель Ferrero давно работает с футболом. Даже в России «Нутелла» была титульным спонсором одной из команд. Вы бы ни за что не догадались, но это владимирское «Торпедо»-2011 – как раз в то время завод, аккредитованный Ferrero, появился во Владимирской области.
Впрочем, вернемся к Германии. Производитель «Нутеллы» активно продвигался на рынках через футбол – и спонсорские контракты с крупными европейскими сборными: помимо Германии, это были Италия, Франция и Швейцария.
Первый контракт с немцами подписали в 2004-м – перед Евро-2004. В рекламной кампании традиционно принимали участие молодые игроки, которые были на подходе к сборной. Так, в первой из них участвовали Бенни Лаут, Андреас Хинкель, Кевин Кураньи и Арне Фридрих – из всей этой компании только последний оставался в обойме сборной, хорошая карьера игрока досталась Кураньи.
А вот с остальными все так себе: Лаут очень быстро скатился (вы наверняка даже не слышали про такого футболиста), Хинкель из-за травм играл мало на клубном уровне и тоже не поднялся выше регулярной игры за «Селтик». Но зато сейчас тренирует «Спартак» и помогает Доменико Тедеско.
Тогда, конечно, никто не задумывался о возможной проблеме – немецкие медиа прозвали участников рекламы «Нутелла-Бойз» и просто шутили над их участием в рекламы. Вместо Лаута и Хинкеля в следующей кампании (перед ЧМ-2006) привлекли Тима Боровски и Марселя Янсена – не последние футболисты, но которых после рекламы настигли травмы.
Затем из сборной после конфликта с Левом вылетел Кураньи – соответственно, в рекламе его тоже больше не было. А Фридрих, которому уже было под 30, не тянул на молодого и задорного. Тогда немецкие медиа стали что-то понимать – в текстах начало мелькать словосочетание «Nutella-Fluch» – «проклятие «Нутеллы».
Все недоверие укрепилось после еще двух выбывших: Симон Рольфес (снова травмы) и Тобиас Вайс (один матч за сборную; кто это вообще? Назовете хотя бы один клуб из его биографии?). Забеспокоились и СМИ – газета Tagesspiegel вышла с громким заголовком «Темная разрушительная сила в немецком футболе» на первой полосе. Дошло до того, Джермейн Дженас, еще один из команды «Нутелла-Бойз», после рекламы не то что больше не сыграл за сборную Германии – а вообще перебрался в сборную США.
В 2011-м сотрудничество прекратилось. Напоследок в двух последних версиях рекламы снялись (слева направо) Деннис Аого (когда-то был такой перспективный крайний защитник), Бенедикт Хеведес (этим летом завершил карьеру), Матс Хуммельс, Мануэль Нойер. Во второй версии вместо Аого был Месут Озил.
На самом деле, конечно, проклятие «Нутеллы» точно не было основной версией отказа от контракта с Ferrero – ведь это их маркетологи так выбирали игроков. Помогла и критика со стороны – организации, которые боролись за здоровое питание, винили производителей сладостей в том, что они специально создают себе имидж полезной еды, устраивая рекламу со спортсменами. Хотя от здорового питания в «Нутелле», сами понимаете, ничего нет.
Шоколад виноват. Кто на самом деле был соперником Германии в финале ЧМ-2014