Каземиро: «Даже сегодня я немного нервничаю, разговаривая с Зиданом»
В тот день, когда Карлиньос Казимиро (именно так, через 'и' правильно пишется его фамилия - прим.ред) явился на просмотр в «Сан-Паулу», тренеры собрали всех мальчишек и спрашивали, на какой позиции они играют. Приехав из города Сан-Жозе-дус-Кампос, расположенного в 150 км к северо-востоку от Сан-Паулу, почти 11-летним, он был одним из примерно 300 детей на том просмотре: только 50 мальчишек могли пройти отбор, если им повезет. Он был нападающим – самая популярная позиция, поэтому, когда детей вызывали по амплуа, он сделал то, что должен был – солгал. Знакомая ангельская улыбка появляется на его лице, когда он вспоминает тот момент, случившийся почти два десятилетия назад.
Пятьдесят, шестьдесят, руки все поднимались, а может и больше, но он руку не поднимал. Каземиро, чье имя изменилось спустя годы из-за неправильного написания на майке, не очень верил в свои шансы. Затем тренеры спросили, кто был «десяткой», его другая позиция. Больше рук поднялось. Опять же, он не поднимал: все еще было много детей. Когда попросили опорников поднять руки, Каземиро вспоминает, что было восемь или девять человек. Увидев свою возможность, он поднял руку.
«Я – опорник», - сказал он.
Он всегда был умным.
Оказывается, как выяснилось со временем, он также был и опорным полузащитником. Начав прокладывать этот путь, он уже не останавливался. Каземиро теперь вполне может считаться лучшим опорником в мире: тренер никогда не дает ему отдохнуть и не подвергает ротации. Его очевидная характерная черта – непоколебимость. Он победитель Примеры и претендент на звание самого важного игрока Ла Лиги в этом сезоне. Теперь бразилец едет в Манчестер, чтобы попытаться завоевать свой пятый Кубок Европы. В том решении (прикинуться опорником на просмотре - прим.ред) есть что-то, что определяет его, – способность предчувствовать то, что ему необходимо сделать.
«С самого детства я постоянно думал, анализировал, и в тот день у меня все получилось», – говорит он.
Это мысль. Не драться. Хотя и этого будет достаточно. Рост Каземиро – 184 сантиметра, его вес – более 83 килограмм – многие футболисты почувствовали мощь его телосложения.
«Мне нравится думать. Дело не в ногах, а в уме. Нужно быть сильным и агрессивным, я люблю вызовы и контакт. Но ты играешь головой. Я всегда думал, что самое главное заключается в том, чтобы занять правильную позицию и предвидеть движение до того, как оно произойдет», – говорит он, спокойно передавая свой посыл.
В тот день Каземиро как в воду глядел. Он должен был поступить так. Однажды он сказал Хорхе Вальдано, что борется за каждый мяч, как если бы это была «тарелка с едой». Мать Каземиро, Магда, уборщица, вырастила его, его сестру Бьянку и брата Лукаса в одиночку. Они были бедны, еды не всегда хватало, а в их крошечном доме было тесно, из-за чего он проводил ночи с бабушкой и дедушкой или оставался с товарищами по команде, чтобы выспаться перед игрой. Он вспоминает Нилтона Морейру, который управлял клубом в почти двух километрах ходьбы от дома и платил взносы, которые малыш Каземиро не мог позволить: около 3 евро на бутсы и еду. И переход в «Сан-Паулу» означал, что наконец-то Каземиро накормят как следует.
«Футбол – это выход, способ добиться чего-то в жизни. Это особенно характерно для Бразилии, где, возможно, у нас больше проблем в образовании и культуре, но не только там».
Каземиро недавно наблюдал за кампанией Маркуса Рэшфорда:
«Я действительно восхищаюсь им не только потому, что он великолепный игрок, но и за то, как он использовал свое положение».
Бразилец связывает свои собственные обязательства перед организацией Save the Children Spain с набирающим среди футболистов призывом помогать людям и настаивает на следующем:
«Бедствующих больных, голодных и обделенных людей не видят. Привлечение внимания общественности – вот правильный путь. Я такой, какой есть, благодаря маме и футболу. Мне посчастливилось найти выход благодаря футболу: друзьям не повезло. Я знаю, как это было трудно, поэтому делаю все от души, на 200%».
Легко сказать, но в этом и заключается его изюминка. Даже среди профессионалов он выделяется.
«Каземиро выполняет ту работу, которую не делают другие», – сказал El País бразильский полузащитник «Севильи» Фернандо. У него есть гипербарическая кислородная камера, электрические ботинки для восстановления, волевое воздержание и утренние занятия перед тренировкой. По словам партнера по команде Родриго, Каземиро всегда тащит его в спортзал, постоянно показывая видео и аналитические материалы: правильные решения – это не догадки и не интуиция.
Рафа Бенитес назвал его «слушателем». Хулен Лопетеги описывает его как «радость для тренера, секрет которого в желании совершенствоваться, его готовности адаптироваться». Возможно, это связано с осознанием того, что он не может быть виртуозом от природы, возможно, Каземиро чувствует, что его место – прислуживать другим: он описывает свою роль как «заполнение пробелов, помощь товарищам по команде». Это проявляется в его выступлениях. Когда он прибыл в «Мадрид», то не был так хорош. Точнее, не настолько хорош.
«Я люблю учиться. Оглядываясь назад, вижу ошибки, оцениваю их. Я люблю это. Люди говорят, что я думаю, как тренер. Я всегда стараюсь читать игру, мысли другой команды, их тренера, то, что они пытаются сделать. Часто мельчайшие детали, один метр, например, меняют все. У меня есть (футбольная аналитическая платформа) Wyscout, и я слежу за всем: от Китая до Бог его знает кого. Мою жену это раздражает, но это моя работа. На все свое время, но это моя работа. И я люблю это. Моя жизнь – это футбол. Я должен постоянно думать о футболе», – говорит он.
Так вот, как вы провели последние дни, наблюдая за «Манчестер Сити», своими пятничными соперниками, которым «Мадрида» уступил в первом матче со счетом 1-2? Каземиро улыбается, как будто это был глупый вопрос:
«Слушай, с того момента, как лига закончилась. Это будет очень и очень сложная игра, но мы едем с надеждой. Эта майка обязывает вас побеждать в каждой игре, даже в товарищеском матче».
Прошлым летом Каземиро отменил семейную поездку в Диснейлэнд, вместо этого отправившись в предсезонный тур раньше, потому что «Реал Мадрид» проиграл «Атлетико» со счетом 3-7 в предсезонной игре в Нью-Джерси. Он должен был исполнить долг, защитить товарищей по команде. Неудивительно, что Лопетеги настаивает: «Центральные защитники его любят».
Все любят. Зинедин Зидан называет его «фундаментальным».
Тот самый Зидан, который был кумиром Каземиро.
«Даже сегодня я немного нервничаю, разговаривая с ним. Я говорю ему, что он не знает, что значит для нас, для меня», – говорит бразилец, улыбаясь.
Но Зидан выиграл Чемпионат Мира, обыграв в финале Бразилию! Каземиро смеется:
«Да, я говорю ему это: "Ты забрал кубок 98-го года", но это ничего не изменило. Кроме того, зная его сейчас, я могу сказать, что он этого заслуживает. Зидан невероятен: его скромность, то, как он видит футбол. Он относится к нам с большой нежностью и любовью».
Чувство взаимно. Немногие ценят роль Каземиро, как Зидан, который заметил подобное еще раньше с Клодом Макелеле, напарником по клубу и сборной. Зидан понял, что распад Галактикос начался с отъезда Макелеле, и упоминание о нем вызвало улыбку у Каземиро:
«Макелеле – это тот, кто изобрел эту позицию. Он, Мауро Силва, Дунга. Жилберту Силва был другим. Был период, когда команды играли с двумя, но теперь это в основном один опорник. Я смотрю видео с ними: они раскрыли эту позицию. Зидан – мастер, он знает важность каждого игрока. Но Макелеле не был бы так важен без Зидана. Или я без Тони Крооса или Луки Модрича. Феде Вальверде сейчас или Иско».
Когда Каземиро говорит, поражает, насколько он спокоен – он мягок, даже немного мил. Это прослеживается и в том, как он играет, в нем есть какое-то противоречие. Перед каждой игрой он молится, чтобы никто не травмировался: «Да, за обе команды». Но он совершил больше фолов, чем кто-либо в прошлом сезоне, и не скрывает, что жесткость – это часть его игры. И все же эта ангельская улыбка и некая сдержанность... Он не просит внимания или оправдания. Каземиро забирает слова обратно, поскольку это может звучать высокомерно. Это не так. Молчаливый лидер, кажется, что он никогда не кричит:
«Это просто моя личность. Я очень, очень, очень спокоен, даже если мой стиль игры агрессивен, и все это видят. Таковы ценности моей мамы: быть вежливым, относиться ко всем одинаково. Ты никогда не сможешь этого потерять. Не нужно кричать, чтобы быть лидером – ты тоже можешь быть спокойным. Люди могут подумать, что я мало говорю, но я общаюсь с юными игроками. Часто лучше говорить наедине, смотреть кому-то в глаза, чем перед большой группой. Они лучше понимают, и это главное».
Развеян очередной стереотип. И еще – Каземиро не просто полузащитник, хотя кажется, что он не хочет претендовать на большее. Правда в этом сезоне бразилец больше всех совершил отборов, и только четыре игрока выполнили больше передач, а он еще забил пять голов.
«Может быть. Это Зизу. Он очень настойчивый, он всегда, всегда говорит: «Казе, ты можешь сделать больше: вернуться из второй атакующей линии, помочь полузащитникам, аккуратно доставить мяч из защиты до атаки». В этом году, возможно, у меня было больше важных действий с мячом, но я все еще знаю свою работу: забрать мяч, отдать его своим товарищам по команде. Но Зизу – жёсткий, с ним трудно. Он всегда разговаривает со мной, хочет большего. Он говорит: "Я не прошу тебя делать то, чего ты не можешь сделать. Я прошу сделать то, что ты можешь". Он мне очень доверяет».
Каземиро не всегда так думал. Однажды, в самом начале первого срока Зидана, полузащитник постучал в дверь тренера. Он еще не играл и не мог понять, почему. Разве Зидан не должен был стать тем наставником, который оценил бы его и, наконец, предоставил ему игровое время?
«Что мне делать, спросил он: скажите, я сделаю», - спросил он Мистера.
Зидан ответил ему: «Расслабься. Скоро ты начнешь играть, а когда начнешь, не остановишься».
Именно так и произошло.