Оливье Жиру ругают за низкую результативность. Но его нельзя оценивать только по голам
Француза жутко недооценивают на протяжении карьеры.
В начале сезона Оливье практически не выходил на поле, потому что в отличной форме был Тэмми Абрахам. В январе Жиру, по его собственным словам, сделал все, чтобы покинуть «Челси». Но неожиданно Абрахам сломался, и в распоряжении Лэмпарда остался только Жиру и Батшуайи. Бельгиец шансом не воспользовался, а вот Оливье доверие Лэмпарда полностью оправдал.
Критику Жиру со стороны журналистов и экспертов сложно назвать последовательной. Основной претензией к Жиру всегда были его слишком нестабильные голевые перфомансы. Если француз забивает, то к нему нет претензий, но когда серия без голов затягивается, то сразу же появляются вопросы о компетентности французского форварда.
Такая примитивизация роли нападающих – одна из проблем современного футбола. Страйкеров судят исключительно сквозь призму забитых голов, но это не всегда справедливая оценка. В случае Жиру голы являются всего лишь приятным бонусом к тому объему работы, который он выполняет на поле. Его хай-класс проявляется в других функциях.
Жиру активно участвует в комбинационной игре. Он помогает наладить четкую роль между нападением и остальными линиями, а его высокая вовлеченность в построении атак не позволяет сопернику выключить его из игры. В частности, француз очень сильно помог Озилу с адаптацией к английскому футболу. В дальнейшем их связь стала ещё сильнее: в сезоне-2015/16 семь из 19 ассистов Месута в АПЛ пришлись на голы Жиру.
Оливье абсолютный топ во всем, что касается верховой борьбы. В «Монпелье» процент его выигранных верховых единоборств достигал 73 процентов – аномально высокий показатель даже для фактурного страйкера (рост Жиру – 193 см). В АПЛ средний процент выигранных Жиру верховых единоборств не опускается ниже 40, что тоже является отличным показателем. Это качество француза сильно помогало субтильному «Арсеналу» получить преимущество в вертикальной игре и на стандартах – 31 гол из 84 в АПЛ Жиру забил именно головой.
Француз всегда был примером профессионализма и трудолюбия. Даже Арсен Венгер, который за свою длинную тренерскую карьеру видел немало подобных игроков, восхищался бойцовскими качествами Оливье: «Он несгибаемый. Даже когда медицинский персонал предлагает ему передышку, он заявляет: «Я в порядке». После одного матча с «Ньюкаслом» ему понадобилось наложить пять швов. Он отыграл всю эту встречу и даже ни разу не пожаловался. А когда мы хотели его заменить, он заявил, что не хочет покидать поле».
Помимо этого, Оливье всегда отрабатывает в прессинге. Своими грамотными движениями он успешно перекрывает линии передач и оказывает давление на самого пасующего оборонительного игрока. Это создает суматоху в обороне соперника, которая зачастую приводит к острым атакующим выпадам.
Но самое ценное качество Жиру – это его высокий игровой интеллект. Он на интуитивном уровне понимает, когда нужно придержать мяч, а когда наоборот – быстро от него избавиться. Природную медлительность он компенсирует грамотной работой без мяча и отличными открываниями. Примеров с участием Жиру в голевых комбинациях очень много, но то, что сделал француз в эпизоде с легендарным голом Уилшира «Норвичу» достойно премии Пушкаша не меньше, чем его гол скорпионом в ворота «Кристал Пэлас».
Парадоксально, но во многом из-за интеллекта Жиру не удалось стать топовым бомбардиром. Результативность для Жиру вообще была далеко не на первом месте. «Нападающий в первую очередь должен отпахать на команду, постоянно оказывать давление на соперника, прессинговать его, бороться за мячи – именно этим я всегда занимаюсь, помогая команде. Уже после этого я пытаюсь забить пару мячей», – рассуждал Оливье.
На ЧМ-2018 Оли здорово облегчал задачу Гризманну и Мбаппе. Гризманн описывал его роль в сборной так: «Жиру очень полезен для всей команды. Он берет на себя двух центральных защитников и опорника. Это создает свободу всем креативным игрокам». Мбаппе выиграл от действий Жиру не меньше, чем Гризманн: из-за того, что центрбеки были слишком фокусировались на Жиру, расстояние между ними и крайними защитниками было намного больше, чем обычно, и у Килиана была возможность опасно заполнять эти карманы.
По оборонительным действиям в среднем за 90 минут Жиру превосходил даже центральных защитников Варана и Умтити. Этот факт – подтверждение отличного прессинга французов, важной частью которого являлся Оливье. Он начинал оказывать давление на соперника еще на чужой половине поля, постоянно мешая обострять игру, поэтому мяч редко доходил до французских защитников.
При этом Жиру критиковали за то, что он не нанес ни одного удара в створ ворот за 571 минуту. Вступаться пришлось даже Дешаму: «Жиру – игрок, которого несправедливо критикуют. Рад, что он снова забивает, но даже без голов на ЧМ-2018 он был критически важным для нашей игры. На турнире он сыграл хорошо».
Альтруизм Жиру распространялся не только на сборную. С началом сезона-2018/19 тактические эксперты стали замечать любопытное взаимодействие между ним и Эденом Азаром. Роль Оливье в дуэте была похожа на ту, что была в случае с Гризманном: Жиру стягивал на себя центральную оборонительную ось, а Азар врывался в оголенные свободные зоны. Разница лишь в том, что плотность борьбы в АПЛ была намного сильнее, чем на ЧМ, поэтому Жиру приходилось иногда вступать в борьбу с тремя и даже четырьмя соперниками.
Но у француза это хорошо получалось: Азар чаще обычного начал оказываться с оппонентами один-в-один – следовательно, голевая эффективность бельгийца заметно выросла. Итог: 21+17 во всех турнирах и самый результативный сезон бельгийца в «Челси».
«Жиру, возможно, лучший таргетмен в мире», - говорил Азар в сентябре 2018-го. «После получения мяча он может подержать его у себя в ногах, пока мы не найдем способ вскрыть оборону соперника, поэтому играть с ним – одно удовольствие». Уход бельгийца мало что поменял в игровой роли Жиру. Ключевым фактором для Оливье является наличие быстрых и мобильных игроков, которые правильно заполняют пространство, созданное Жиру. В «Челси» эти роли делят между собой Маунт и Пулишич, а в следующем сезоне у Оливье в партнерах будут одни из лучших креативных игроков в мире – Зиеш и Хаверц.
Жиру уже 33, но он по-прежнему в феноменальной физической форме. Это – также одна из определяющих причин его игровой стабильности. Мало кто это замечает, но Оливье до сих пор очень координирован и пластичен. Эти качества дают ему преимущества в сложных игровых ситуациях, когда нужно дотянуться до мяча или отыграться с помощью не совсем очевидных частей тела - при необходимости Оли может отыграться даже пятой точкой. А развитая координация вообще играет ключевую роль для Жиру в введении единоборств. Даже топовым защитникам тяжело бороться с ним за мяч, что красочно продемонстрировали эпизоды с Харри Магуайром в полуфинале Кубке Англии: Оливье постоянно вел борьбу с англичанином, но Харри даже ценой фола не удавалось выиграть у него борьбу.
У Жиру по-прежнему всё в порядке с мышечной массой, а его скиллам неваляшки позавидует даже Азар, которого всегда крайне нелегко уложить на газон. Маниакальность в вопросах сохранения формы роднит Жиру со Златаном Ибрагимовичем – швед вообще главный футбольный эксперт в этом плане. У Жиру, конечно, нет собственного тренера по физподготовке, да и француз явно не старается побить все рекорды по футбольному долголетию, но, кажется, никто не сомневается в том, что Оливье способен еще пару сезонов провести на высоком уровне.
Жиру в Арсенале был нападающим подыгрывающего типа, как Фирмино или Бензема. Например в сезоне 2013-2014 у Жиру 25 по г+п и его типа критиковали, а у Обамеянга в этом сезоне 26 по г+п и он типа дикий тащер, как то логики в этом нет.
А когда пришел Санчес в Арсенал, Жиру стал для него идеальным партнером, именно игра Жиру и Озила позволяла Санчесу играть на пике своих возможностей, почему Санчес спокойно проходил в штрафную с фланга? Потому что Жиру уводил соперников от Санчеса это же очевидно.
Сколько бы сейчас сказок не рассказывали, но нападение Жиру, Санчес, Озил намного лучше атаковала в позиционном нападение, чем нынешняя тройка нападения, нынешняя тройка хорошо бежит и оно чисто контратакующее, а вот в позиционке у них огромные проблемы.