6 мин.

АртХаус. Рассуждения о пути лондонского «поезда» Арсенал

Я являюсь постоянным болельщиком Арсенала уже около 15 лет. Очевидно, что болеть за этот клуб – это не для всех. Матчи этой команды сродни арт-хаус фильмам. Любители такого “кино” получают глубокое эстетическое удовольствие от просмотра шедевральных картин, и им хочется принять холодный душ после откровенно бездарных работ режиссеров и исполнителей главных ролей. Это не мазохизм, как подумают большинство поклонников футбола. Это мечтательный романтизм и вечный поиск постоянства в непостоянном.

Завершился худший сезон Арсенала за все время, что я наблюдаю за играми этого клуба (несмотря на результат финала Кубка Англии 1 августа). С ним окончательно сошел с рельс поезд имени Арсена Венгера. Почему сейчас, спустя 2 года после ухода французского менеджера из лондонского клуба? Потому что, как показывает история, футбольным клубам и их фанатам, требуется несколько лет после долгого использования одной системы управления. Для чего? Да просто, чтобы принять реальность: поезд по чистой эннерции долго двигаться не может. Нужен новый состав вагонов, новый старт по новому пути.

ЭмериАда

Правление и руководство Арсенала приняло долгожданное многими решение – освободить старика Арсена Венгера от его отчаянной погони за утраченной славой. Француз заново разгонял этот поезд больше 10 лет, но составы слишком часто менялись, а железнодорожная компания (Кронке) забыла зачем им вообще нужен этот поезд. В итоге недовольные пассажиры начинали сходить с поезда прямо во время обрывистого движения.

Когда Венгер ушел, Кронке и компания решают поручить управление клубом Унаи Эмери. Поезд получает временного машиниста, любителя редких моделей поездов, которые малым ходом приезжают туда куда надо. Казалось, что это неплохое решение для Арсенала, который столько лет стабильно играл в верхушке таблицы Английской Премьер-лиги. Однако почти никто не знал, какими последствиями это обернется.

Футбольный клуб, который десятками лет жил философией некой высшей гармонии, творческого менталитета, попал в руки простого испанского рыбака из Фуэнтеррабии. Унаи знает как поймать на крючок большую рыбу, но для этого ему не нужны художники и творцы в команде. Началось упорное превращение балетной студии в грязный от сажи, пропитанный потом рабочий цех.

Такое обратное превращение совершиться никак не могло, поэтому этот поезд так и поехал дальше. Одни вагоны с песком и бревнами, другие с ресторанами и вагонами класса-люкс. Поначалу часть пассажиров даже восприняла это с энтузиазмом и лозунгами “Мир. Труд. Унай!, но их ждало разочарование...

Восстание Массы и Сход

Летом 2019 года, фанаты Арсенала затребовали от Кронке и компании купить в состав поезда побольше дорогих и красивых вагонов. Естественно, ведь пассажиры давно забыли или не застали, что значит ехать с вагонами углей и топливными цистернами. Клуб совершает много трансферов, среди которых действительно были люкс, и может где-то перекрашенный под люкс вагон с бревнами. Однако в целом картинка создалась красивая.

Как бы сильно Унаи Эмери не тужился в гримасах, такой состав не мог двигаться вперед. Во главе поезда небрежные вагоны, а вагоны рестораны оказались вовсе никому не нужны и плелись где-то в конце. Новички тоже не смогли пристроиться в такую команду, а молодые игроки совершенно не понимали испанского тренера. Я считаю, что самой большой проблемой Эмери было именно его неумение пользоваться языком, и не только английским, а в общем, понятным всем языком общения.

Как итог, поезд окончательно, всем составом, сходит с рельс. Игроки, болельщики, эксперты, никто не понимает куда катится Арсенал. Унаи Эмери продолжает повторять какие-то выученные фразы на английском, которые звучат как обман и подмена понятий. Отдельные результаты достигаются лишь каким-то чудом, но череда провалом приводит к закономерному увольнению.

Новая АртВолна

На смену Унаи Эмери приходит его ассистент Фредди Льюнгберг. Скоро становится понятно, что Фредди, скорее всего, не готов быть тем лидером, который установит Арсенал на правильный путь. Зато таким человеком объявил себя Микель Артета.

“От него (Гвардиолы) я узнал, что нужно быть безжалостным, последовательным, а также ежедневно прививать клубу менталитет победителя. Удержать это еще сложнее, поэтому важны каждый день, каждое действие, каждое слово”, – Микель Артета.

Исходя из этой фразы, сказанной в одном из первых интервью на посту главного тренера Арсенала, можно напечатать обложку футбольной философии Артеты. Главное качество, которое теперь будет прививаться каждому игроку клуба – стремление к полному доминированию на футбольном поле и вне его. Стратегия – это длительный план, а тактика – инструмент для воплощения этого плана.

Сейчас стало крайне модным говорить о футбольной тактике, рассуждать о схемах и перестановках во время матча. Этот тренер предпочитает играть в 3 защитника и без 10-ки, а другой использует фланги и тотальный прессинг. Это на самом деле увлекательно, но тактика может меняться, а стратегия и философия “поезда” должны быть как правила, как законы физики, которые позволяют составу уверенно двигаться и регулярно достигать пункта назначения.

Ближайшее трансферное окно покажет нам, насколько уверенно Микель понимает как должен выглядеть состав нового поезда, какую он изберет построительную модель. Я не сомневаюсь только в желании этого машиниста поставить на рельсы не просто надежный поезд, а скоростной локомотив, который будет сносить ограждения соперников. В его команде уже нет места игрокам, которые не работают на победу клуба. Сейчас нужна только поддержка Кронке и компании, которые должны понять для чего пассажирам изначально нужен их поезд – добираться в желаемый пункт назначения.

Как хотят болельщики Арсенала добираться к заветным целям? Возьму на себя ответственность ответить на этот вопрос за всех пассажиров. Быстро, красиво, с вагонами ресторанами и дорогим вином.

Арсенал в свое время стал для меня, и многих других болельщиков, клубом золотых стандартов. Воспоминания о тех временах уже рискуют превратиться в мемы, как это было с чемпионством Ливерпуля до этого сезона. Тем не менее, мы мечтатели и романтики в поисках утонченного кино. Мы хотим видеть Мастроянни в шедеврах Феллини, Дэй-Льюиса у Пола Томаса Андерсона, а если Брэда Питта то исключительно в фильме Тарантино.

Болеть за Арсенал тяжело, но награда обязательно будет того стоить!