7 мин.

«МЮ» оставил «Лестер» без ЛЧ. На пустом стадионе ругались руководители клубов, Мэддисон чуть не рванул на костылях к судье

Грустный репортаж Дарии Конурбаевой.

В последние недели Лестер был самым печальным городом Англии.

• Здесь все еще повышенная эпидемиологическая обстановка, так что город (единственный в Англии) до сих пор живет по правилам жесткого локдауна: магазины, кафе и пабы закрыты, в центре почти нет людей, а маски просят носить даже на улице. 

Зато асфальт разукрашен милыми 2-метровыми разметками: тигр – символ местной регбийной команды, лиса – футбольной.

• Несколько недель назад о распаде (фактически – расставании с солистом Томом Мейганом) объявила местная рок-группа Kasabian, известная всем фанатам АПЛ и игр FIFA.

«Вокалистом я бы взял Ибрагимовича». Самая футбольная рок-группа в мире 

• А футбольный «Лестер», который еще зимой шел с 14-очковым заделом в топ-4, так плохо провел вторую половину сезона и особенно отрезок после возобновления чемпионата, что перед финальным матчем оказался за пределами лигочемпионской квоты, впервые с сентября.   

Почему такое произошло с командой Брендана Роджерса, объясняет Вадим Лукомский.

***

На самом деле ничего уникально плохого с точки зрения качества игры с «Лестером» после карантина не случилось. Лишь продолжилось падение, которое пошло с начала года. Хотя перед возобновлением сезона казалось, что их положение слишком комфортное и даже такого футбола хватит, чтобы дошагать до места в ЛЧ. 

По мне ситуацию резонно разбивать на два вопроса: 1) почему «Лестер» заметно хуже после Нового года? 2) как «Лестер» умудрился отдать 8 очков отрыва от 4-го места (именно столько было к возобновлению)?

Первый вопрос прямо трудный. Такая большая разница – это всегда совокупность факторов. Но практически все проблемы так или иначе упираются в центр поля. Первый круг прошли с постоянным и волшебно стабильным треугольником Ндиди-Тилеманс-Мэддисон. Между ними было четкое разделение: Ндиди – разрушение, Тилеманс – контроль и продвижение, Мэддисон – свобода и созидание. Каждый из них топ в этих профильных качествах. Система не только всем подходила, но и помогала «Лестеру» переключать режимы прямо по ходу матча.

Во второй части сезона всегда сохранялась ситуация, при которой как минимум один из них либо нездоров, либо в ужасной форме. «Лестер» намного хуже управлял матчами – не мог переключать режимы, как в первой части сезона. Показательно, что в поисках импульса на концовку Роджерс пришел к схеме 3-4-1-2, где даже не всей тройке находится место на поле. 

Но ни один из опробованных вариантов не давал такого же баланса. Как сказал самый влиятельный человек в карьере Брендана Роджерса: «Проблема тренерской работы заключается в том, что ты должен пытаться построить самолет, который уже летит». 

В общем, «Лестер» первой части сезона – сыгранная и зрелая прессинг-машина, которая отлично управляет матчами через контроль мяча, в нужный момент взвинчивая темп. «Лестер» второй части сезона – все еще прессинг-машина, но уже менее сыгранная, а вместо зрелости и управления матчами отчаянные попытки тренера найти схему, где будет удобно игрокам, которые в форме. 

Это подводит нас ко второму вопросу – почему они пролетели с таким отрывом. В принципе тут велик соблазн ответить «Ну просто посыпались» и указать на причины выше, но это не совсем так. «Лестер» был хуже, но не так ужасен, как кажется по результатам. Против команды сыграло аномальное невезение на финальном отрезке. 

Например, с «Борнмутом» команда играла явно лучше до помутнения у Чаглара Сеюнджю – итог 1:4. С «Тоттенхэмом» закончили с соотношением ударов 24:7 в пользу «Лестера» (и опасных было достаточно), но перфоманс Уго Льориса и реализация Харри Кейна дали 0:3 на табло. Подобных суровых наказаний было слишком много.

На выходе такая картина: «Лестер» не удержал высокую планку во второй части сезона, но уровень, на который они скатились, совсем не дно. С таким отрывом его могло и должно было хватать, но в решающий момент совсем не было фарта.

***

Перед последним туром радиоведущие в пресс-ложе «Кинг Пауэр» перебирали турнирные расклады. Для «Лестера» все было довольно очевидно: победа над «МЮ» выводила напрямую в ЛЧ, ничья заставляла оглядываться на параллельный матч в Лондоне и надеяться на то, что «Челси» проиграет «Вулвз». 

На кромке поля в этот момент проходило совещание судей и капитанов команд (обязательная процедура в коронавирусную эпоху). Уэс Морган и Харри Магуайр провели за разговором лишнюю пятиминутку. Еще в начале сезона казалось, что этот матч финального тура будет особенным, но тогда в качестве  интриги выступало лишь возвращение Магуайра в Лестер, а не прямая борьба за топ-4. 

Рядом с ложей прессы расположились Чилуэлл, Перейра, Мэддисон, Фукс и Сеюнджю. Травмированная четверка и дисквалифицированный турок поднялись на трибуну за минуту до стартового свистка и, кажется, были в раздевалке с остальной командой на предматчевой установке. 

Ярусом ниже руководство клубов стоя встречало выход команд на поле. Аплодисменты на пустом стадионе звучали странно, но именно скамейка запасных, представители клуба и травмированные игроки создали минимальное ощущение домашнего для «Лестера» матча. Я была на 7 матчах чемпионата после возобновления, и ни на одном закрытом стадионе каждое действие не получало такую бурную реакцию от пары десятков человек на трибуне. 

Ярче всех на происходящее на поле реагировал Джеймс Мэддисон. Со стартовым свистком он громко рявкнул «Come on!», желтую карточку Магуайра встретил яростным ударом ладонями по стоящему перед ним креслу, а на удар Ндиди чуть выше ворот вся скамейка травмированных синхронно вскочила на ноги, схватившись за голову. Но главные овации сорвал молодой Томас, в одном из эпизодов выкинувший за бровку Бруну Фернандеша. 

В конце первого тайма по стадиону пронесся громкий комментарий одного из журналистов о том, что «Челси» повел в Лондоне, и сидящий рядом Чилуэлл раздраженно поморщился, уходя в подтрибунку на перерыв.

На пустом стадионе эмоции чувствуются не так явно, но по моим ощущениям последний раз настолько нервно на «Кинг Пауэр» было три года назад, когда «Лестер» обыграл «Севилью» и вышел в 1/4 ЛЧ. Начало второго тайма повисло в воздухе таким напряжением, что репортер BBC Leicester, сидящий рядом со мной, принялся раскачиваться на стуле в стиле Слуцкого и извиняться перед редактором за неосознанное бормотание «come on boys» в микрофон.

Пенальти, забитый Фернандешем, настолько взвинтил и без того неспокойные нервы, что драка едва не вспыхнула в президентской ложе. Все те же мужчины в костюмах из руководства в клубов с минуту переругивались и даже поднялись на ноги, так что их пришлось усаживать силами коллег. Одновременно с этим Мэддисон с Чилуэллом готовы были сбежать по трибуне и напасть на судью: синхронный крик «это же чертов угловой!» после удара Грея наверняка долетел до Мартина Аткинсона, указавшего на удар от ворот.

«Мы должны продолжать верить, продолжайте давить!» – за возобновление чемпионата я слышала много подсказок игроков, но крик срывающего голос Шмейхеля за 5 минут до конца останется самым пронзительным воспоминанием этого странного сезона. С финальным свистком голкипер скинул перчатки прямо во вратарской и вместе с остальной убитой командой побрел в подтрибунку.  

Еще потеряннее выглядели трамированные, которые не уходили с трибуны несколько минут. Последним на своем месте оставался схватившийся за голову Джеймс Мэддисон: он ушел вниз только через 15 минут, когда Джейми Варди успели вручить «Золотую бутсу», и только тогда стали видны костыли (Джеймсу сделали операцию на сухожилии бедра). 

В последние недели болельщики обвиняли «Лестер» в недостаточной самоотдаче. Финальный матч сезона не удался по результату, но такого рвущегося вперед и иногда буквально отрывающего ноги (Эванс, прости) «Лестера» АПЛ не видела с прошлой осени. 

Этой осенью клубу играть в Лиге Европы. Ярость травмированной пятерки наконец-то сможет проявиться на поле. 

АПЛ закончилась: «МЮ» и «Челси» в ЛЧ, «Борнмут» и «Уотфорд» вылетели, КДБ повторил рекорд Анри по ассистам

Фото: REUTERS/Carl Recine, Michael Regan; Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Naomi Baker, Michael Regan; Twitter/StringerSport; Дария Конурбаева