Понтус Вернблум: «Моя профессия - чистильщик»
Прилетел Вернблум не один - с ним неожиданно появился еще и корейский хавбек Ким Ин Со. Его история довольно любопытна: один из спонсоров ЦСКА корпорация Hyundai попросила, чтобы два игрока ее корейской команды потренировались вместе с армейским дублем. Один из них - это и был Ким - настолько впечатлил тренеров молодежки, что они рекомендовали его на просмотр в основной состав. Уже по первым тренировкам видно, что не зря: кореец очень быстр и резок на своем правом фланге.
Но вернемся к Вернблуму. В Кампоаморе он появился как раз в тот момент, когда большая часть игроков ЦСКА сидела в холле у телевизора, где демонстрировали кубковую встречу "Реала" и "Барселоны". Швед подошел к каждому, пожал руку и представился. Его по некоторому внешнему сходству сразу окрестили "братом Набабкина". Естественно, это вызвало шквал шуток, но их поток еще больше усилился, когда уже утром, придя на завтрак и абсолютно не зная, кто где сидит, Понтус уселся именно на место Кирилла!
"А НЕ ХОТЕЛ БЫ ТЫ ЗАДАТЬ ТРЕПКУ НЕКОТОРЫМ ПАРНЯМ ИЗ "РЕАЛА"?"
Сразу после первой тренировки в армейской форме Вернблум дал первое же интервью "СЭ".
- Как все-таки правильно произносить вашу фамилию - Вернблум или Вернблоом?
- Вернблум.
- А откуда у вас такое редкое имя - Понтус?
- Это шведское имя. Может, и не самое распространенное, но иногда встречающееся. Откуда оно берет свои корни, сказать не берусь.
- Мне на ум из носителей этого имени приходит только Понтий Пилат.
- Да, это первая ассоциация, но для меня она отнюдь не предмет гордости.
- Знаете ли вы, что в России есть такое слово "понты"?
- Нет - и что оно означает?
- О, это богатое слово, которое точно и не переведешь - что-то вроде показных попыток выставить себя в выгодном свете и придать большую значимость своей персоне. Вам наверняка придется выслушивать шутки, связанные с данным словечком. Готовы к этому?
- Да пусть говорят что хотят, от работы меня это не отвлечет.
- И никакой реакции с вашей стороны не последует?
- Вот скажут - тогда и увидят, что будет. (смеется.)
- Ваш приезд в Кампоамор означает, что контракт с ЦСКА подписан?
- Да, теперь я игрок этого клуба. Пара дополнительных бумаг еще не подписана, но это уже мелочи, которыми не стоит забивать голову.
- Когда в вашей жизни впервые возникла аббревиатура "ЦСКА" применительно не к далекому российскому клубу, а к собственному будущему?
- После Рождества, когда я отдыхал в Дубае с женой и сыном. Мне позвонил агент и задал вопрос: "А не хотел бы ты задать трепку некоторым парням из "Реала"?" Тут же объяснил: тобой интересуется московский ЦСКА. Честно говоря, это было несколько неожиданно. Но решение принял быстро - хоть мы и шли с AЗ на первом месте, а покидать команду в такой момент очень тяжело, от предложения клуба, входящего в 16 лучших в Лиге чемпионов, отказаться очень трудно. Я потом точно жалел бы всю жизнь - это огромный шаг вперед в карьере.
- С кем-то советовались?
- С женой, конечно, - надо было, чтобы она одобрила такой шаг. О Москве, что в Швеции, что в Голландии, ходят разные разговоры: и небезопасно там, и некомфортно для жизни. Помню, Валлерстедту, приезжавшему в "Торпедо-Металлург" лет десять назад (с ним мы потом вместе играли), у вас не очень понравилось. Но жена навела справки у своей подруги, живущей сейчас в вашей столице, и поняла, что не все так грустно. Да и шведских хоккеистов, играющих в России, хватает - мой знакомый Закриссон из "Атланта", например. А уж когда я приехал в Москву на два дня на переговоры, то понял, что "страшилки" имеют под собой совсем мало почвы. Мне в этом городе понравилось сразу, и все вопросы окончательно отпали.
- Семью тоже перевезете?
- Естественно.
- Мы знаем, что у вас красавица жена и девятимесячный сын - разлука с ними в данный момент тяжело дается?
- Разлука уже ужасно затянулась. Получилось так, что я должен был ехать с A3 на сбор в Турцию, и жена с мамой, зная об этом, взяли билеты на Канарские острова. Но я остался - ввиду переговоров с ЦСКА и необходимости прохождения медосмотра, А3 зато улетел сейчас, когда они как раз возвращаются. Сын растет, а я этого не вижу уже больше двух недель! Но что поделаешь - это часть профессии футболиста.
- Если вы сразу решили переходить в ЦСКА, то почему переговоры затянулись?
- Вы считаете, что они затянулись? А по-моему, они прошли достаточно быстро - вот с A3 мы договаривались почти четыре месяца. Это же юридическая сторона дела - она всегда требует времени.
- Вы участвовали в переговорах сами?
- Я, естественно, все время держал руку на пульсе и был на прямой связи с агентом, поскольку это моя жизнь. Мне кажется, что в итоге довольными остались все стороны.
У МЕНЯ БОЛЬШОЙ ОПЫТ СИДЕНИЯ У ОППОНЕНТА "НА АХИЛЛАХ"
- Какими оказались ваши первые впечатления от контакта с новой командой?
- Они подтвердили, что в ЦСКА собраны классные футболисты. Сразу по приезду меня приняли очень тепло. А чуть больше общался сегодня с Мусой, поскольку знаком с ним по Голландии - он, кстати, там ни разу меня не обыгрывал. Но и в целом не разочарован - нашел именно то, что ожидал.
- И что, собираетесь теперь задать трепку некоторым парням из "Реала"?
- Это, конечно, будет большое испытание. Но, как мне кажется, у ЦСКА есть определенное преимущество, заключающееся в том, что, играя против "Реала", нам нечего терять. А от мадридцев все ждут только победы, причем победы убедительной.
- Вы когда-нибудь играли с "Реалом"?
- Нет. Единственное противостояние с топ-клубом, которым я могу похвастать, это встречи A3 с лондонским "Арсеналом".
- А как вы вообще попали в футбол? И как стали опорным полузащитником оборонительного плана - ведь это не самая популярная позиция на поле?
- Занимаюсь футболом с семи лет, всегда был крепким, сильным, поэтому тренировался с ребятами более старших возрастов, в четырнадцать дебютировал в команде шведской четвертой лиги, а через год сразу перебрался в первую. Поначалу был классическим "десятым номером", распасовщиком. Но когда начал играть против взрослых, стал получать на этой позиции по ногам так, что меня в целях безопасности перевели в центр поля. А там и сам научился давать в ответ по ногам (смеется). В любом случае получилось так, что в настоящий профессиональный футбол пришел уже сложившимся опорником.
- Можете охарактеризовать свои сильные и слабые стороны?
- Если кто-то ждет от меня виртуозных технических трюков или огромного количества забитых голов, то придется их разочаровать. Я - чистильщик, моя работа состоит в том, чтобы отбирать мячи и начинать свои атаки.
- Но тем не менее известно, что вы забиваете, причем в основном головой. Это природный дар?
- Не в основном - абсолютно все свои голы в Голландии я забил именно головой, большей частью - при розыгрыше "стандартов". Да, у меня от природы какое-то чутье, в какой именно момент надо выпрыгнуть.
- Есть ли у вас пример для подражания среди футболистов, действующих на вашей позиции?
- Нет, подражать никому не хочу. Если же говорить о лучших центральных полузащитниках мира, то номер один - Хави.
- Но он все-таки созидатель, а не разрушитель.
- А из тех, кто призван больше обороняться, - Пирло.
- Который, впрочем, тоже не чистый "бультерьер", а мастер паса.
- Умение отдать точный пас не помешает никому. Но в Голландии такой футбол, что мне чаще всего приходилось играть против "десятого номера" команды-соперника один в один. И я научился не давать ему передышки, сидеть у оппонента "на ахиллах". В такой игре у меня большой опыт и много умения. В созидании всего этого все-таки меньше, поэтому, наверное, и хочется больше походить на таких, как Пирло.
- Если в России попросить назвать трех шведских футболистов, то наверняка всплывут Ибрагимович, Хенрик Ларссон и кто-то из парочки Далин - Брулин. А если у вас на родине попросить назвать трех российских, кого вспомнят?
- Акинфеева - он еще молод, но уже так много выиграл. Что же касается еще двух, то не знаю, как вся Швеция, а я вспомнил бы Андрея Канчельскиса - он мне очень нравился в "МЮ" - и Олега Саленко: на самом первом чемпионате мира, который я помню, ваша сборная играла в одной группе с нашей и Саленко тогда просто поразил, забив в одной игре пять раз!
ЕСЛИ БЫ УМЕЛ ХОРОШО КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ, СТАЛ БЫ ХОККЕИСТОМ
- А кроме Акинфеева вы знали кого-то из ЦСКА до начала переговоров с российским клубом?
- Конечно - ЦСКА же в последнее время на виду в Европе. Думбья, Вагнер, Хонда - о них знают все, кто интересуется футболом. Я в принципе мог назвать практически весь армейский состав.
- Известно, что вы в дружеских отношениях с Эльмом, с одной стороны, и что ЦСКА интересовался этим вашим соотечественником, с другой. Почему не уговорили его отправиться в Москву вместе с вами?
- О, я был бы счастлив такой перспективе. Эльм - великолепный футболист и как раз классический плеймейкер. В A3 у нас неплохо получалось вместе, мы отлично дополняли друг друга. Но Расмус решил, что до лета, до чемпионата Европы, он вообще никаких предложений рассматривать не будет.
- Голландские коллеги рассказывают о вашем высоком интеллекте - говорят, что с вами легко вести беседу на любую, даже весьма далекую от футбола тему. Это правда?
- Мне трудно себя оценивать, но, наверное, я - не самый глупый человек на этой планете и мои мысли безусловно могут уходить за пределы профессии.
- О’кей - тогда давайте поговорим о стереотипах в восприятии нашими нациями друг друга. Если в России спросить, что бывает шведским, то назовут шведскую спичку...
- Ну, это уже неактуально.
- …шведскую семью...
- Почему?
- У нас принято называть семью, в которой больше двух сожителей, шведской.
- Это наверное шутка такая? В Швеции сейчас как раз противоположная проблема - слишком много одиноких, разведенных людей.
- ...и шведскую стенку.
- А это еще что такое?
- Специальное сооружение на стене для гимнастических упражнений.
- Никогда не слышал, чтобы оно так называлось.
- Видите, как много ложных сведений у нас о шведах. А какие три вещи вы в первую очередь назовете русскими?
- Номер один - безусловно, водка. Далее, наверное, Советский Союз или точнее - коммунизм. Вы долго были ярыми поклонниками учения Маркса и Энгельса. Ну и хоккей, наверное, - во всяком случае, для меня лично. Люблю этот вид спорта, и если бы умел хорошо кататься на коньках, то делал бы карьеру именно в нем, а не в футболе (улыбается).
- А кое-кто утверждает, что карьеру вам лучше всего делать в политике - некоторые даже видят в вас будущего премьер-министра Швеции...
- Ерунда - политика меня не интересует с детства, когда мама воспитывала меня одна и я видел разные стороны жизни.
- Сейчас в России в большой моде шведские детективы - начало этой популярности положил Стиг Ларссон. А кого бы из шведских писателей посоветовали прочесть вы?
- Если вы о криминальном чтиве, то Ларссон, наверное, действительно лучший. К сожалению, он рано умер и ничего больше не напишет.
- А если не о криминальном?
- Тогда посоветовал бы читать Достоевского, "Преступление и наказание". Но это вы и без меня хорошо знаете (улыбается).
- Правда ли, что вы неравнодушны к жевательному табаку?
- Да.
- Эта привычка не мешает интенсивным занятиям спортом?
- Наоборот - мне некомфортно, когда я не могу его пожевать.
- У вас на руке татуировка "Veni. Vidi. Vici" - крылатое высказывание Юлия Цезаря "Пришел. Увидел. Победил". Это ваш жизненный девиз?
- В определенной мере - да. Моя задача на поле состоит как раз в победе в каждом матче. А проигрыши я органически не переношу.
P.S. "СЭ" благодарит переводчика ЦСКА Максима Головлева за помощь в организации этого интервью.
Источник: sport-express.ru
Не пропустите также:
Видеоинтервью Понтуса с оф.сайта
Нина Вернблум: Заметки о жизни