Лука Модрич: «Новая волна энтузиазма, свежести, физической мощи и страсти, принесенная хорошими молодыми игроками, реанимировала всю команду»
Хорватский полузащитник, сыгравший одну из ключевых ролей в достижении серии из десяти побед подряд после возобновления чемпионата, сейчас находится у себя на родине, где наслаждается несколькими днями отпуска в преддверии ответного матча 1/8 финала Лиги чемпионов против «Сити». Там он пообщался с местными журналистами и дал большое интервью газете Sportske Novosti.
Вы выиграли 34-ю для «Мадрида» Ла Лигу – как вы себя чувствуете?
Превосходно! Я полон счастья и доволен своим вторым титулом Ла Лиги. Я уже выиграл в «Мадриде» 16 трофеев, включая четыре Лиги Чемпионов, но этот титул делает меня особенно счастливым.
Возможно, потому, что этот титул стал вторым за восемь лет в «Мадриде»?
Вероятно, в этом и есть причина: безусловно, у нас должно было быть больше национальных титулов, но у нас не всегда все получалось. В любом случае, что бы там ни было, каждый должен наслаждаться настоящим и пытаться повлиять на то, что будет дальше.
Из-за пандемии этот сезон получился очень странным… Какое он оставил впечатление?
Мы демонстрировали хорошую игру на протяжении всего сезона, и особенно хорошо справились с финальным рывком после длительного перерыва: серия из десяти побед подряд плюс ничья лучше всего говорят об этом «Мадриде». Также в январе мы завоевали Суперкубок Испании и до сих пор ведем борьбу за Лигу Чемпионов.
Вы были удивлены доминированием «Мадрида» после нескольких месяцев паузы?
Честно говоря, нет: находясь на карантине, мы не прекращали тренироваться. Я был на связи с партнерами по команде и замечал, что все работали с дополнительной мотивацией. Также я предполагаю, что эта пандемия стала для нас новой и неожиданной ситуацией. Мы хотели играть в футбол. Когда мы наконец вернулись к совместным тренировкам, я почувствовал еще более сильную связь между игроками: мы наслаждались тем, что снова оказались все вместе в самой кульминации сезона. Было очевидно, что все будет хорошо.
Но вы не думали о том, чтобы победить в десяти матчах подряд…
Должен признать, что нет, поскольку мы очень хорошо знаем, что из себя представляет Ла Лига: это сильный и очень сложный чемпионат, где трудно показать такую серию. Однако в совершенно новых условиях соревнований, без зрителей на трибунах и на дополнительном стадионе мы справились со своей работой довольно хорошо: мы действовали очень компактно и основательно, максимально сфокусировавшись на защите. Мы играли в очень хороший конкурентный футбол.
Вы «брат» Серхио Рамоса. Что можете сказать о нем? Он забил 100 голов в 695 матчах…
Совершенно верно. Что сказать? Мой брат Серхио является феноменом! Я говорю это не потому, что за восемь лет между нами установились по-настоящему особенные отношения: мы дружим семьями и вместе ездим отдыхать, и не потому, что у нас были фантастические совместные успехи в футболе. Рамос – это скала, ему 34 года, но он конкурентоспособный футболист высокого уровня. Когда ты смотришь на него, сразу становится понятно, насколько он предан делу и как стремится к успеху. Он лидер команды и лучший в мире защитник. Его карьера говорит о том, какого класса это игрок.
Кто вас особенно впечатлил в этом сезоне?
Я бы не стал никого выделять, поскольку считаю, что основная сила этого «Мадрида» заключалась в команде! Каждый по-своему вложил вклад в этот титул, включая всех новых игроков, которые пришли и молодежи в лице Винисиуса, Родриго…
От Эдена Азара ожидали много, но ему помешали травмы…
Эден – игрок с большой буквы! Мне нравилось наблюдать за ним в «Челси». Действительно, с тех пор как он перешел в нашу команду, ему не везло со здоровьем, но его стремление играть и показать свои способности было очевидно – он действительно способен на многое. Я также прошел через этот процесс адаптации и высоких ожиданий, поэтому сказал Эдену, что ему просто нужно набраться терпения: он высококлассный игрок, и мы действительно нуждаемся в его умениях, но очень важно, чтобы он был в форме. Если он будет готов к «Сити» – замечательно, а если нет, то самое главное, чтобы он был полностью здоров к началу следующего сезона в сентябре.
Карим Бензема впервые получил всеобщее признание.
Я счастлив за Карима – наконец-то все осознали то, о чем игроки знали на протяжении долгого времени: Бензема – отличный нападающий, играть с которым – одно удовольствие. Его видение игры, движение, прессинг защиты соперника – это нечто особенное. Бензема всегда отлично работал в интересах команды, и я рад, что теперь он был удостоен всеобщей овации, и ему удалось насладиться признанием его класса.
Возможно, причина этого кроется в том, что он вышел из тени Криштиану Роналду.
Нет смысла говорить, насколько Криштиану был важен для «Мадрида», но должен признать, что нас не отягощает факт его отсутствия, поскольку наши амбиции остались прежними. Мы были уверены, что продолжим побеждать и без него, потому что, вне зависимости от силы отдельно взятого игрока, команда – это самое главное, и вместе мы сильнее.
Вальверде, Винисиус, Родриго… Молодежь наступает.
Совершенно верно, новая волна энтузиазма, свежести, физической мощи и страсти, принесенная такими хорошими молодыми игроками, реанимировала всю команду. Клуб и главный тренер действовали в этом вопросе разумно. Также это мотивировало нас и придавало старшим и более опытным игрокам сил повысить темп. Результат налицо.
Вы согласны, что новый шаг вперед стал возможен благодаря Зинедину Зидану?
Без всяких сомнений! Зидан подтвердил свой класс не только фантастическим футболом – он еще раз доказал, что является превосходным человеком: он создал отличную атмосферу внутри и вокруг команды. От него веет спокойствием, и это способствует сближению с игроками. Всегда есть те, кто не играет столько, сколько хотелось бы: они недовольны, и у них есть на то свои причины. Но подход главного тренера помог всем почувствовать себя частью команды и принять свое нынешнее положение. Здесь важна другая вещь: в нашей команде играют хорошие парни – здесь нет никого, кто создавал бы проблемы, исходя из своих личных мотивов, нет так называемых «паршивых овец». Думаю, что это очень важный фактор.
В чем разница между первым и вторым Зиданом-главным тренером?
На первый взгляд, это все та же харизматичная личность и понимающий игроков тренер. Я говорил это много раз, но повторю: понятно, что Зидан был величайшим футболистом, и он отлично знает, что и когда сказать, как найти подход к игрокам. Неважно, говорим ли мы о развитии команды, о тактическом подходе или о решениях, которые должны приниматься… Были также и кризисные моменты, но он знал, как вовремя среагировать и изменить ход ситуации – подобные черты присущи сильным людям. На втором этапе своей тренерской карьеры в «Мадриде» Зидан, мне кажется, стал еще лучше во всем, что он и раньше делал хорошо: он привнес что-то новое в плане тренировок и тактики, мы сделали шаг вперед в том, что раньше было для нас проблемой – речь идет об оборонительной игре. Все это было хорошо заметно в этих 11 матчах после паузы.
Несмотря на все это, есть те, кто продолжает его критиковать.
Я видел и слышал все о футболе, поэтому я не должен удивляться таким поверхностным разговорам: когда кто-то подтверждает титулами свой статус тренера, то чьи-то сомнения в его опыте для меня звучат забавно. Зидан – один из лучших тренеров в истории «Мадрида», и он работает в условиях жесткой конкуренции. И, по моему мнению, на сегодняшний день он один из лучших тренеров мира.
Были ли вы когда-нибудь недовольны решениями Зидана относительно вашего игрового времени?
Кто давно со мной знаком, знает, что я всегда хочу играть от начала и до конца, будь то тренировка или матч. И это, конечно, нереально. У Зидана всегда был такой подход, что игроки должны подвергаться ротации, а их выступления должны быть дозированы: как правило, с началом соревнований «Мадрид» играет каждые три дня, поэтому силы необходимо распределять. Иногда мне не нравились подобные решения, но оказалось, что они были оправданы.
Прошлой осенью, после нескольких травм, полученных в составе сборной, другие игроки – например, Вальверде – воспользовались вашим отсутствием. Когда Зидан не включил вас в стартовый состав на матчи с «Атлетико», «ПСЖ» и «Барселоной», казалось, что это начало конца вашей неприкосновенности в «Мадриде».
Во-первых, этот сезон начался плохо – уже в первом матче с «Сельтой», на 56-й минуте, я получил первую в своей карьере красную карточку буквально ни за что. Что за наказание, когда случайно наступаешь на соперника, находящегося позади тебя. В результате я пропустил следующий матч, а игру с «Вильярреалом» начал со скамейки запасных. Затем, будучи в расположении сборной, я получил травму в матче против Азербайджана. Я пропустил три игры, и Зидан не включил меня в стартовый состав на матч против «Атлетико», а затем – и против «Гранады».
Но на 34-й минуте матча с «Гранадой» вы вышли на поле из-за травмы Тони Крооса и забили один из самых эффектных голов в своей карьере.
Да, я действительно нуждался в этом чувстве: я забил и чуть не разорвал сетку ворот. Казалось, что этап неудач был завершен, но, к сожалению, во втором матче сборной Хорватии в Уэльсе я снова травмировался.
В перенесенном на декабрь класико вы снова оказались на скамейке запасных…
Так решил главный тренер, и у него было на то право. Послушайте, у меня установились с Зиданом отличные отношения с первого дня нашего знакомства, когда он еще был помощником Карло Анчелотти. Мы сохранили их, когда он стал главным тренером в 2016-м, и он очень помог мне в достижении уверенности и ключевых успехов в игре. В одном из первых личных разговоров Зидан сказал мне, что я должен верить в самого себя, что у меня есть особые качества, и я достоин Золотого Мяча. Это очень многое значило для меня, и я подумал, что действительно имеет смысл поставить себя в один ряд с игроками такого уровня.
Зидан оказался прав, поскольку спустя два года вы выиграли Золотой Мяч, но зимой казалось, что вы не в порядке, и ваши отношения с тренером – тоже. Так говорили СМИ…
Травмы и нестабильный соревновательный ритм способствовали созданию этой атмосферы в СМИ, но, на самом деле, все было совсем по-другому. Во-первых, отношения с главным тренером: мы часто разговаривали с Зиданом, вне зависимости от того, было ли все хорошо или нет. Я особенно ценю, что с ним можно говорить открыто, и он честно выражает тебе свое мнение, взамен ожидая того же. Тогда я рассказал ему о том, что меня беспокоило: если я не вижу себя на первом плане – это не проблема, но я хотел знать, является это положение временным или более долгосрочным. Я хорошо тренировался и, когда мне представлялся шанс, без ложной скромности, играл хорошо: это не было признано в СМИ, но я знал, что это было так. Я хотел знать, видит ли главный тренер это так же или нет, изменилось ли что-нибудь, потому что, в конечном итоге, самое важное – это то, что думает твой руководитель.
Что он вам сказал?
Зидан сказал, что он весьма доволен моей работой и моим подходом, и что я должен продолжать в том же духе. Он не сомневался в моем мастерстве, и просто честно сказал мне, что на тот момент у него было другое видение лучшего для команды варианта. Я принял эту позицию и засучил рукава – я все еще был полон мотивации и желания побеждать.
Затем все встало на свои места.
Ну, это не я сомневался – сомневались другие. Для меня старт сезона получился спорным не потому, что мне 34 года, а потому, что у меня было две травмы и одна незаслуженная красная карточка – именно это сбило мой темп: такое может произойти с любым игроком, даже если ему 24 года. Во время Суперкубка Испании я еще раз подтвердил, что, когда нахожусь в форме, я все еще могу соответствовать вызовам, которые получает «Мадрид».
Но в СМИ говорили, что вы не соответствовали своему уровню.
В первую очередь, могу сказать, что понимаю, как функционируют СМИ: с того момента, как я перешел в «Мадрид», я сталкивался как с сомнениями в свой адрес, так и с большим признанием и поддержкой. Я всегда воспринимал это как неотъемлемую часть жизни в таком большом клубе как «Мадрид», где ожидания постоянно высоки, а давление максимально – ты должен быть готов к этому. Ты должен сосредоточиться на работе и быть лучшей версией себя во время игры. Однако в этом сезоне я чувствовал отсутствие корректного отношения ко мне.
Вы не раз говорили, что хотели бы завершить свою карьеру в «Мадриде»…
А кто не хочет? Но еще не известно, захочет ли этого клуб. «Мадрид» – мой дом, но «Мадрид» решает, что лучше для клуба. Я знаю, что полузащитники редко остаются здесь до 35 лет. Если в «Мадриде» сочтут, что я уже им не соответствую, я готов к этому выбору. Ничто не изменит моего отношения к клубу. Тем не менее, я надеюсь нарушить это «правило»: я приложил немало усилий, чтобы перейти в «Мадрид», прошел через все и не собираюсь так просто сдаваться – я буду бороться на поле, чтобы заслужить остаться.
Ваш контракт истекает менее чем через год. Что это значит?
Единственное, в чем я уверен – это то, что я буду играть в «Мадриде» до июня 2021 года.
А затем?
В своем возрасте я не так много думаю о том, что будет дальше (смеется) – посмотрим, будем двигаться постепенно. Я прекрасно понимаю, что нахожусь не в начале своей карьеры. Но я убежден, что мои ноги способны еще несколько лет играть в футбол. И я на 100% уверен, что все еще хочу играть, и у меня все те же причины тренироваться, сражаться и жертвовать ради победы.
Серхио Рамосу уже 34 года, но он сомневается не так сильно. Возможно, для полузащитников это сложнее?
Послушайте, самое главное – что человек демонстрирует на поле, а не его возраст, слова и прошлые поступки. Я не хочу быть привилегированным или защищенным от критики за какие-то прошлые заслуги, однако думаю, что заслуживаю, чтобы меня судили, исходя из того, что я демонстрирую на поле, а не только в контексте предрассудков о моем возрасте – это было бы справедливо. В конечном счете, я самый главный критик самого себя: как только я посчитаю, что я больше не эффективен и не могу соответствовать заданному темпу, то первым это признаю и уйду.
Некоторые СМИ, ссылаясь на близкие к «Мадриду» источники, заявляли о возможном нежелании продлевать контракт с вами. Вы не разговаривали об этом с руководством клуба?
Я этого не делал, поскольку не чувствую никаких изменений в поведении клуба по отношению ко мне. У меня с самого начала сложились превосходные отношения с президентом Флорентино Пересом и Хосе Анхелем Санчесом, со временем у нас установилось прочное взаимное доверие. «Мадрид» для меня всегда на первом месте, и я всегда выкладывался для клуба по максимуму. Они хорошо со мной знакомы и знают, что со мной можно разговаривать открыто. Я никогда не чувствовал, что во мне сомневаются и что я должен был что-то прояснять.
Значит, вы не говорили о своем будущем с руководством клуба?
Нет, я еще не говорил, и я с этим не спешу: когда придет время, думаю, мы встретимся и проясним наши планы на будущее – думаю, что это было бы правильно, и уверен, что так оно и будет. Сейчас самое важное – просто сосредоточиться на «Мадриде», а затем – на Чемпионате Европы.
В случае с Лукой так оно и есть. Продавать его в это ТО нету смысла.