«Генк» – конвейер талантов. Решали проблемы Де Брюйне с головой и опекали Бэйли
От редакции: вы в новом блоге Трибуны «Улыбка Фирмино», и уже третий текст автора попал на главную страницу. Поддержите его плюсами!
Прошлой весной всех впечатлила история «Аякса». Команда, в которой талантливые воспитанники сочетались с отличными недорогими трансферами, чуть не шагнула в финал Лиги чемпионов. Впрочем, мы и раньше много слышали о том, как классно работают в Амстердаме с молодежью и на трансферном рынке.
И вообще таких историй много: «Спортинг», «Сан-Паулу», «Сантос», «Саутгемптон», «Шальке», «Фейеноорд». Для рассказа мы выбрали бельгийский «Генк». Просто потому, что бывших игроков этого клуба и выпускников его академии можно найти во многих топовых клубах и почти каждой топовой лиге.
Просто посмотрите на сборную их бывших игроков: «Ливерпуль», «Манчестер Сити», «Реал», «Атлетико», «Наполи», «Лестер». Во всех этих командах сейчас играют парни, о которых мы бы, возможно, никогда не узнали, если бы не «Генк».
Вклад «Генка» в европейский футбол отмечал даже Юрген Клопп. Перед матчем в ЛЧ коуч «Ливерпуля» рассыпался в комплиментах: «Когда я увидел список бывших футболистов «Генка», подумал: «Боже, как же хорошо, что мы будем играть не против них».
В академии «Генка» упор на технику, но не забывают про обычное образование. У де Брюйне с этим были проблемы (с бегом тоже)
Тренировочный центр, где «Генк» растит талантов, построили в 2003-м прямо рядом с домашним стадионом. В развитии игроков там делают упор на первое касание, владение мячом, координацию и технику. Некоторые упражнения напоминают танец Майкла Джексона из клипа на песню Thriller: два касания внешней стороной правой ноги, два касания внешней стороной левой ноги.
«У «Генка» отличная академия. То, как они тренируются здесь, просто потрясающе. Тренеры потрясающе работают над владением мячом, развитием техники игроков. Я в этом сезоне выпустил на поле 15-летнего игрока. Это чистая магия», – восхищался тренер Алекс Маклиш, работавший в клубе пять лет назад.
Из-за того, что в академии есть ребята со всей страны, тренировки стараются делать максимально понятными для всех. Так, например, отсчет с одного до десяти могут вести на голландском или французском языках, а с десяти до одного – на английском или фламандском.
Футболисты работают в группах, а упражнения сильно похожи на игровые ситуации. Тренеры требуют комбинационной игры с различными завершениями атак, пасов в одно касание и качественного исполнения.
В «Генке» признаются: даже если игрок физически пока слабее остальных, его не спишут со счетов, потому что главное – как он мыслит и как обращается с мячом. Таковы философия и принципы академии.
Еще в 2003-м важной задачей клуба стало обучение детей не только на поле, но и за его пределами. В клубе понимают: шанс того, что они станут профессиональными футболистам намного меньше, чем вероятность получить обычную работу.
«Мы сотрудничаем со школами, в которые ходят ребята. Один из работников также посещает школу-интернат, в которой когда-то учились де Брюйне и Куртуа.
Если мальчик ведет себя плохо или у него плохие оценки, он не сыграет в выходные или даже не получит возможность потренироваться на неделе. А вместо этого получит дополнительную нагрузку по учебе», – говорит технический директор молодежного департамента «Генка» Коэн Дарден.
Кстати, такие проблемы – не редкость. Например, Кевин де Брюйне (самый известный выпускник академии) доставлял проблемы своим поведением.
Коллега Дардена рассказывал: «Кевин – хороший игрок, но с его головой не все в порядке. Иногда доволен, иногда нет. Когда происходит последнее, начинает злиться. Если вы посмотрите на него сейчас, то он не устает работать. Но в «Генке» бег и силовые упражнения ему не нравились. Совсем не любил бегать».
«У де Брюйне были некоторые проблемы в школе-интернате и с приемными семьями, но он был хорошим учеником. У него менталитет победителя. Каждый апрель мы оцениваем игроков. И в первые два года Кевина с нами несколько людей были готовы его отпустить. Но они были в меньшинстве, потому что остальные знали, на что способен Кевин. Теперь Кевин один из лучших игроков планеты после Роналду и Месси. Это история успеха!», – восхищается Дарден.
Неполный успешный сезон – и за талантами «Генка» очередь из грандов. Спонсоры предлагают им форму и бутсы, но на тренировках можно обуваться только в черные
Коэн понимает: воспитанников очень тяжело удержать в «Генке».
«Они проводят один хороший сезон, и за ними выстраивается очередь. Да даже после первых неплохих шести месяцев с ними контактируют большие клубы из Англии, Нидерландов и Германии. Мы слишком маленький клуб. Мы не можем соревноваться по зарплатам с другими клубами».
В игроках здесь очень ценят скромность и трудолюбие.
«В 15-16 лет их уже окружают агенты, скауты, мысли о больших контрактах, поэтому мы должны не давать им зазнаваться. Они начинают играть в футбол, потому что хотят быть, как де Брюйне, Месси и Роналду, но, когда становятся старше, начинают видеть крупные суммы и другие привлекательные вещи. Все для них происходит так быстро.
Мы не можем злиться на игроков. Это нормально, что спонсоры дают им бесплатные бутсы и форму. Но каждый раз я напоминаю парням: они могут надеть только одну пару за раз. Мы помогаем игрокам развиваться. Если они будут упорно работать – пробьются в первую команду».
В клубе также существуют правило: все игроки академии носят на тренировках полностью черные бутсы.
«Такие небольшие вещи значат многое. Мы не строим замки в небе, просто говорим тяжело работать. Посмотрите на Кевина, на то, как он работает. Он – образец».
Воспитанники (особенно де Брюйне и Куртуа) принесли «Генку» первое за 9 лет чемпионство
У «Генка» обширная скаутская сеть по всей Бельгии, благодаря которой молодых игроков со всей страны (иногда даже из соседних: Дивока Ориги нашли рядом с границей с Францией на юге) переманивают в академию клуба. Так, например, в команду попали Стивен Дефур, Янник Феррейра Карраско, Деннис Прат, Тибо Куртуа и, конечно же, де Брюйне.
Последние двое вообще сделали важный вклад в чемпионство клуба в 2011-м. Если Кевин попал в основу команды без особых проблем, то Тибо соперничал за место с Куном Кастельсом (еще одно знакомое имя: основной вратарь «Вольфсбурга», был в лонг-листе «Барселоны»).
Ставку сделали на Тибо – и не зря. В чемпионском сезоне-2010/11 он отстоял 12 матчей на ноль, пропустил лишь 32 гола в 40 матчах и стал лучшим вратарем года в лиге и лучшим игроком сезона в клубе. Кевин же вообще в 32 матчах положил 5 голов и отдал 16 ассистов. Но впечатляли и другие воспитанники.
21-летний на тот момент Йелле Воссен стал лучшим бомбардиром сезона в клубе с 20 голами, а в общем зачете уступил лишь Ивану Перишичу из «Брюгге». Марвин Огунжими наколотил 15 голов, а опорный полузащитник Давид Юбер сыграл 38 матчей.
Поражают в том «Генке» средний возраст (самым возрастным игрокам было 28 и 29 лет) и прорыв по сравнению с предыдущим сезоном. С 11-го места клуб поднялся сразу на первое. Во многом это связано, конечно, с тем, что де Брюйне набрался опыта в дебютном сезоне, а в основу попали Куртуа и Воссен.
Игроков для клуба находили не только в Бельгии: Ндиди взяли из Нигерии за 180 тысяч евро, Саматту – из Конго (оба уже в АПЛ). А история Леона Бэйли – просто кино
«Генк» отлично распоряжается небольшими деньгами и находит потрясающих талантов. Наибольшего внимания заслуживает трансфер Леона Бэйли. В 12 лет Леон вместе с двумя братьями и приемным отцом Крейгом Батлером отправился в Австрию, чтобы стать профессиональным футболистом. Сначала братья Бэйли пробовались в Австрии, в академии «Ред Булла», но там в них не разглядели таланта.
Крэйг с парнями путешестовали по Европе, останаваясь в дешевых мотелях, и отсылали резюме в разные школы. На Леона обратили внимание «Аякс» и «Генк». Когда ямайский вингер уже готов был подписывать контракт с бельгийцами, в дело вмешались ФИФА, невовремя усилившая контроль за переходом молодых игроков в европейские клубы. Леон мало того, что находился на континенте нелегально, так и ему не было 18 лет.
На фоне трудностей с подписанием контракта Батлеру пришлось поехать в Мексику, чтобы оформить кое-какие бумаги. Парни остались в Бельгии, под присмотром «Генка», а в Мексике случилось страшное: на Крэйга напали, ограбили и долгое время держали его в плену. После Батлера выкинули в пустыне без единой копейки в кармане. Он пропал на четыре месяца месяца – все это время «Генк» максимально поддерживал ребят, которые дико волновались за Крэйга. «Это была страшная ситуация, и чтобы парни не остались на улице, мы максимально позаботились о том, чтобы они могли ходить в школу и тренироваться вместе с нами», – вспоминает технический директор «Генка» на тот момент Гюнтер Джейкоб.
Батлер вернулся в Европу сломленым. Ситуация с похищением сильно на него повлияла, но «Генк» помог ему с работой и деньгами. Казалось бы, все нормализовалась, но у Крейга и клуба возник конфликт. Приемного отца Бэйли раздражало, что клуб видит в Леоне лишь товар, и не сдерживает обещаний в отношении ямайской академии Крейга «Феникс» (мужчина мечтал превратить в лучшую в Ямайке).
«Генк» и Батлер поссорились, а окончательно разрушили их отношения переговоры братьев Бэйли с конкурентами из «Стандарда», которые обещали поддержать «Феникс». Все это не имело никакого значения: Крейг так и не получил разрешения на работу, и парни были вынуждены отправиться обратно в Ямайку.
Через два года Леон вернулся и подписал контракт с «Тренчином». В Словакии Бэйли коротал время до совершеннолетия. Его конфликт двухлетней давности с «Генком» замялся, а клуб все еще сильно хотел видеть ямайца у себя. По достижению совершеннолетия Бэйли подписал профессиональный контракт с бельгийцами. «Он почти так же быстр, как Усэйн Болт, но в то же время креативен и эффективен», – комментировал трансфер тренер Петер Мас.
Уже в первый сезон Леон показал, что за ним не зря так долго охотился «Генк». Вингер оформил 13+7 в первый сезон, а лига признала его лучшим молодым игроком сезона. Бэйли продолжал прогрессировать. Уже в следующем сезоне он помог своему клубу забраться в плей-офф Лиги Европы – и заработал попадание в символическую сборную группового этапа.
Это стало последним знаком клубам из топ-лиг: надо действовать. Быстрее всех сработал «Байер», который подписал ямайца в последний день зимнего окна-2017.
Сейчас Бэйли – одна из звезд Бундеслиги. А ведь когда-то его приемный отец загружал кучу видео на ютуб, в надежде, что это поможет Леону пробиться в большой футбол. Кто знает, где бы сейчас был ямаец, если бы не Батлер и не «Генк».
Вместе с Бэйли в «Генке» зажигал нигериец Уилфред Ндиди – еще один талант с другого континента, которого бельгийцы приметили в раннем возрасте. Его история не так насыщена, как у Леона Бэйли, но все равно показательна. Клуб просто подписал его из нигерийского «Нэт Бойс» за смешные 180 тысяч евро. Теперь Уилфред один из главных опорников АПЛ, которого хочет купить даже «Манчестер Юнайтед».
Мбвана Саматта нашли в конголезском «Мазембе», а сейчас он тоже играет в АПЛ (в «Астон Вилле»). Дукари Ндабашинзе, одного из основных игроков в чемпионский сезон-2010/11, взяли из гвинейского «Атлетико». А Сандера Берге забрали из норвежской «Валеренги» – а этой зимой он стал третьей по стоимости покупкой в истории «Шеффилда».
Звезд Серии А Сергея Милинкович-Савича («Лацио») купили из сербской «Войводины», а Калиду Кулибали («Наполи») – из скромного французского «Метца».
Как хорошо совместно работает академия и селекция клуба идеально, наглядно показывает эта табличка. Потраченные семь миллионов преобразовались в 140. И это только топ-10 самых выгодных трансферов клуба!
Академией клуба 30 лет рулит один человек. При его участии брали де Брюйне и Куртуа
В 1988 году, когда «Винтерслаг» и «Тор Ватерсхей» слились в одну команду, назвавшись «Генком», на пост генерального менеджера молодежной академии пришел Ролан Брейгельманс. В это сложно поверить, но он все еще работает в клубе. Больше 30 сезонов Брейгельманс управляет академией – именно он играл важнейшую роль в подписании де Брюйне, Куртуа и многих-многих других.
«Самое замечательное в этой работе – предоставлять нашим ребятам возможности, – рассуждает Брейгельманс. – Крайне приятно видеть, когда игрок, воспитанный в твоей академии, становится профессиональным футболистом, и играет как в Бельгии, так и за ее пределами.
Стараемся поставить это на конвейер: выпуск в среднем по десять молодых игроков каждый сезоне. Когда я просматриваю газету в понедельник утром, на странице, посвященной футбольным результатам, обязательно встречается игрок, который начинал в нашей академии. В каждом чемпионате есть кто-то с корнями «Генка». Не может не радовать и то, что игроки благодарны академии и регулярно заглядывают к нам, когда находятся в Бельгии».
Также специалист отмечает роль того самого Коэна Дардена, главы молодежной команды: «Сегодня меня поддерживают в первую очередь эксперты по молодежному футболу, которые хорошо выполняют свою работу. В частности, я ежедневно общаюсь с Дарденом. Он берет футбольную часть под свое крыло, а я сосредотачиваюсь на организации и структуре».
Кого из нынешнего «Генка» ждать в топ-лигах? Одного ждут в АПЛ, другого хотел «Ренн»
Йоаким Мэле, правый защитник
Йоакима подписали из датского «Ольборга» в 2017-м. Он быстро закрепился на правом фланге обороны, став игроком, который способен как поддержать атаку партнеров, так и остановить атаку соперника. Мэле неплохо проявил себя в Лиге чемпионов – пускай у «Генка» и не получилось набрать много очков (одна ничья, пять поражений).
Игроком, по слухам, уже интересуются «Бернли» и «Саутгемптон». Трансфер в клуб топ-лиги – вопрос времени.
Джон Лукуми, центральный защитник
Колумбийцем этим летом уже интересовался «Ренн» (французам нужно усиление под ЛЧ), но «Генк» не устроила предложенная сумма в десять миллионов евро. Переговоры продолжаются, но, кажется, что даже если трансфер в Лигу 1 не состоится, мы увидим Лукуми в другом топ-чемпионате в ближайшие сезоны.
Плюсуйте, если вам понравился пост! И обязательно пишите, про какую академию хотели бы увидеть подобный пост.
Фото: Gettyimages.ru/Laurence Griffiths, Francesco Pecoraro, Kristof Van Accom/EuroFootball; globallookpress.com/Norbert SCHMIDT; Cal Sport Media/Sipa USA/East News; sportmagazine.knack.be
1) В Бельгии максимально упрощено получение разрешения на работу для футболистов. Для этого достаточно въехать официально и получить одобрение от специальной комиссии.
2) Бельгия имела в своей истории куеву хучу колоний. Игроки из этих стран могут заключать контракты с клубами в любое время.
3) В Бельгии нет лимита. Вообще и ни какого.
4) Любой игрок, прошедший школу клуба, может получить гражданство. Поручителем выступает клуб. Нужно ли говорить, что это огромный плюс для выпускников, когда в кармане паспорт ЕС?
5) Климат.
Португалия, Испания, Бельгия, Голландия (отчасти) именно из-за простоты получения гражданства будут привлекать молодых игроков из других стран. И там всех, независимо от цвета кожи и места рождения, будут считать своими. Попробуйте сделать то же самое в академиях клубов РПЛ. Даже при идеальной работе селекции этих игроков нельзя будет нормально заявить. Поднимется вечный хай "а где же местные ребята!!!". И ведь до этих крикунов не дойдет, что играя с сильными одаренными игроками своих возрастов и местные мальчишки будут показывать лучшие качества. И потом из них выберут самых лучших для основной команды.
Это сейчас они тихие и добрые. А были времена, когда в Бельгии прямо говорили, что стране положены колонии по праву цвета кожи и колонии обязаны полностью снабжать их всем необходимым.