Интервью по телефону, дезинфекция перекладин, запрет лифтов. Мы проверили: антивирусные меры в АПЛ работают (ну, почти)
Инспектирует Дария Конурбаева.
Английский футбол возобновился невероятно плотным потоком матчей (92 игры за 5 недель), наконец-то оформленным чемпионством «Ливерпуля» – и бесконечно грустными пустыми стадионами.
В отличие от России или Испании, о возвращении болельщиков здесь говорят очень осторожно и, скорее всего, раньше 2021-го к нормальной жизни АПЛ не вернется (хотя «Ливерпуль» уже ведет переговоры с немецкой компанией, которая планирует отслеживать наличие масок и социальную дистанцию между людьми на трибунах, и надеется начать следующий сезон с болельщиками).
Сейчас же на стадион допускаются не больше 300 человек: команды, журналисты и люди, обеспечивающие функционирование стадиона, вроде агрономов и стюардов. За последнюю неделю я трижды попала в число счастливчиков и проверила, как в Англии соблюдаются медицинские протоколы.
Подготовка к посещению матча начинается онлайн
За несколько дней до матча АПЛ рассылает аккредитованным журналистам регламенты безопасности. Огромные 30-40-страничные документы каждый клуб составляет самостоятельно, но суть похожая: в каком порядке команды приезжают на стадион и выходят на игру, кто ответственен за вынос баннера АПЛ на поле перед матчем, как проходят послематчевые интервью и прочая информация, описывающая каждый потенциальный шаг всех, находящихся на стадионе.
Самая наглядная часть этих документов: схемы стадиона с тремя зонами.
• Зеленая – радиус вокруг стадиона, с парковками и прилегающей территорией.
• Желтая – трибуны стадиона и кромка поля.
• Красная – поле, раздевалки и подтрибунные помещения для команд. Сюда допускаются лишь 110 человек и только те, кто прошел тестирование на covid-19 в течение 5 дней до матча и получил так называемый медицинский паспорт со штрихкодом и результатами тестов.
Правила допуска в желтую (именно в ней работают журналисты) чуть проще.
• В день матча необходимо заполнить онлайн-опросник, где перечислены все потенциальные симптомы вируса.
• При входе на стадион стюарды уточняют, как хорошо вы себя чувствуете, и измеряют температуру. На «Этихаде» и стадионе «Тоттенхэма» это делают специальным пистолетом, на «Эмирейтс» просят встать перед монитором тепловизора. Разрешенный максимум – 37.4, при более высоких показателях на стадион просто не допустят.
Аккредитацию можно получить только при успешном прохождении опросника и температурного теста. «Тоттенхэм» по итогам наклеивает на пропуск дополнительную звездочку, а «Арсенал» выдает дополнительный набор перчаток (их ношение не обязательно, но рекомендовано) и маску.
Команды приезжают на стадион на 2-3 автобусах
Пока игроки РПЛ фотографируются с фанатами, футболисты АПЛ дистанцируются даже друг от друга. Команде хозяев разрешено приезжать на стадион на личном авто (хотя лондонские клубы ехали с базы вместе), а вот гостей рассаживают по нескольким автобусам. Так, «Ливерпуль» приехал на «Этихад» аж на трех: в первом поместился тренерский штаб, в двух других – по половине команды. На стадион они тоже заходили по очереди, стараясь держаться в паре метров друг от друга.
Журналистов, кстати, тоже просят приезжать на стадион на личном транспорте и при входе спрашивают, как вы добирались до арены. В Лондоне я добиралась на игру на метро (естественно, в маске), но никаких проблем это не вызвало. А вот на «Этихаде» ответ «дошла пешком» поверг стюарда в минутный шок, хотя от центра Манчестера до стадиона идти всего полчаса.
Запрет на пользование лифтами и бесконечное мытье рук
Все стадионы предсказуемо закрыли пресс-центры (и перестали кормить журналистов обедом перед матчами, какой кошмар) и просят сразу проходить на трибуну. На «Этихаде» часть корреспондентов отправили на самый верхний ярус, куда обычно отвозит лифт. В условиях карантина замкнутыми пространствами просят пользоваться по минимуму, так что карабкаться на третий этаж приходится по лестнице – для посещения матча нужно быть максимально здоровым во всех смыслах.
У всех дверей и выходов на трибуну клубы развесили санитайзеры. Ношение перчаток не является обязательным, а вот руки почти везде вежливо, но настойчиво просят дезинфицировать по максимуму.
Ношение масок по факту обязательно для всех, кроме комментаторов по ходу репортажа, а также журналистов, работающих в кадре. Правда, это требование соблюдают не все, а следят за его исполнением не очень внимательно. На игре «Сити» – «Ливерпуль» я была единственной, кто просидел в маске весь матч: остальные международные ТВ-репортеры не только обошлись без них, но и пересели максимально близко друг к другу.
Внимательнее всего к вопросам безопасности подошел «Арсенал». Клуб разметил всю подтрибунку стрелочками и указателями где можно находиться, сделал специальную разметку для фотографов, а стюарды «Эмирейтс» – единственные, кто настойчиво проверяли правильное ношение маски и разгоняли журналистов, которые пытались сесть поближе.
Стадион действительно бесконечно моют
В правилах АПЛ прописано, что клубы обязаны дезинфицировать раздевалки, подтрибунное помещение, мячи, стойки ворот, угловые флаги и табло запасного арбитра. Все действительно работает: не знаю, как в раздевалках, но в подтрибунке стадионов вас сопровождает настойчивый запах хлорки. Мячи аккуратно разложены по периметру поля и раз в несколько минут улетевший в аут мяч заменяют на новый, пока стюарды протирают другой.
Неожиданнее всего оказалась дезинфекция ворот: на «Этихаде» после разминки команд из-за рекламных бортов бодро выскочил стюард со стремянкой и все 5 минут до начала матча натирал перекладину.
Послематчевые интервью по телефону и в ZOOM
АПЛ по максимуму отменила медиа-активности, но жирные телевизионные контракты и следующие за ними обязательства не позволили полностью проигнорировать прессу. Послематчевые ТВ-интервью теперь дают не в подтрибунке, а на кромке поля. Это несколько усложняет жизнь в плохую погоду: Брендан Роджерс и Микель Артета после игры мокли под проливным лондонским ливнем еще 20 минут.
Прямой доступ (на расстоянии трех метров) к тренерам и игрокам получают лишь британские бродкастеры и репортеры от АПЛ.
Международные телевизионщики берут интервью по телефону. Каждому телеканалу перед игрой выдают номер, который нужно набрать после финального свистка. Несколько минут тебя держат в режиме ожидания, а затем запускают в эфир. Обратите внимание на пушистый микрофон перед Кираном Тирни и маленькую колонку на поле слева от стойки. Голос репортера в телефоне пускают через эту колонку, ответы пишутся на камеру и идут в эфир.
Пресс-конференции же проходят по Zoom. Многие журналисты получают доступ на нее дистанционно, так что выглядит это все максимально по-домашнему.
Без технических накладок, правда, не обходится, что позволило Жозе Моуринью в очередной раз устроить сцену.
***
На самом деле, к новой реальности привыкаешь довольно быстро. К третьему матчу 3 часа в маске перестают доставлять неудобства, с коллегами на автомате здороваешься локтями, а на послематчевые интервью подходишь к кромке поля: если повезет, то игрок или тренер поймает твой взгляд, что избавит от странного ощущения телефонного разговора.
Ну а привычка мерить температуру (я ношу с собой градусник и самопроверяюсь по несколько раз в день матча) еще никому не вредила.
Фото: Дария Конурбаева; Gettyimages.ru/Alex Pantling, Oli Scarff/Pool, Phil Noble/Pool; REUTERS/Laurence Griffiths/Pool, Martin Rickett/Pool, Ina Fassbender/Pool