Виктор Гусев объяснил, чего не хватает культовым советским фильмам про футбол
Знаменитый телекомментатор Виктор Гусев в интервью YouTube-каналу Rogozavr порассуждал о игровых фильмах про спорт. В частности, он объяснил, чего не хватает культовым советским фильмам про спорт.
- Для меня все это уходит корнями в детство, юность. Потому что фильмы о спорте были большой частью жизни тогда. Мы смотрели с восторгом, с восхищением «Удар, еще удар», «Хоккеисты», «Запасной игрок». И конечно «Вратарь» про Антона Кандидова, снятый по сценарию Льва Кассиля, с которым дружил мой дед, писатель и поэт Виктор Гусев…
Коротко напомним, что это за фильмы.
«Удар, еще удар» (1968). Сюжет разворачивается вокруг вымышленного ленинградского клуба «Заря» (очевидная аллюзия на «Зенит»), который выходит в финал вымышленного международного кубка и играет с условными норвежцами. В главной футбольной роли - Валентин Смирнитский. Спустя несколько лет он сыграет самого толстого мушкетера, Портоса, а на тот момент он довольно атлетичен.
«Хоккеисты» (1964). В центре сюжета - вымышленная команда «Ракета», а мораль фильма - что только настоящая, сплоченная команда может побеждать. По именам актеров это очень мощный фильм. Тренеров, например, играют Николай Рыбников и Георгий Жженов, в камео появляется комментатор Николай Озеров, а в одной из второстепенных ролей - знаменитый фантаст Кир Булычев.
«Запасной игрок» (1954). 37-летний (на тот момент) Георгий Вицин довольно убедительно играет молоденького нападающего заводской команды, которому в концовке решающего матча приходится встать в раму вместо укушенного пчелой (ха-ха-ха!) вратаря. Главный герой, естественно, с задачей справляется. Сюжет, понятно, выдумали киношники. Но спустя много лет он повторился в реальной жизни. В 1996 году нападающий московского «Спартака» Андрей Тихонов в матче Кубка УЕФА против датского «Силькеборга» встал в ворота после удаления Руслана Нигматуллина. Это было уже в самой концовке встречи и Тихонов взял намертво сложный удар со штрафного.
«Вратарь» (1936). Фильм об успешной селекции. Талантливого вратаря находят среди обычных работяг - заметив парня, который на погрузке ловко ловит арбузы. В массовке матчей снимается группа игроков киевского «Динамо», которые спустя несколько лет станут участниками «Матча смерти» в оккупированном фашистами Киеве. Что касается фильма, то он на тот момент был настолько популярен, что писатель Лев Кассиль переработал свой сценарий в реальный роман - «Вратарь республики».
- Единственное, что вот сейчас я, оценивая по достоинству эти фильмы… - продолжает Гусев. - С течением времени я понял - и где-то это видел, еще будучи мальчишкой - главный недостаток этого кино заключался в том, что очень сложно показывать спорт.
По словам Виктора Гусева, «футбол, хоккей - такие живые, что никакое кино не может за ними угнаться, правильно воспроизвести эти игры».
- И если вспомнить те прекрасные фильмы, о которых я говорю, то когда доходило до самого соревнования, как это выглядело? Вот (показывается, - Авт.) сверху стадион трибуны, все очень здорово. Потом бац! - группа людей, неловко столпившихся вокруг мяча. Крупный план главного героя. И ты успеваешь увидеть, что главный герой имеет о том, как играть в футбол весьма отдаленное представление. Потом сразу камера переходит на трибуну. И там болельщики, едят мороженое. Обязательно мяч прилетает, в кого-то попадает. Тут же нам показывают, как голуби взлетают над полем. Табло. В табло тоже довольно часто попадает мяч и иногда смешно изменяет цифры на нем. Эти вещи должны компенсировать невозможность нормально, правильно показать игру. А еще и не было компьютерных технологий.
В качестве примера новых высоких стандартов Гусев говорит о фильме «Движение вверх». (В прокате фильм собрал более 3 млрд рублей, став одним из самых финансово успешных российских фильмов в истории).
- И вот когда видишь, что снимают сейчас, понимаешь, как современное кино решает эту проблему. Мы видим фильм «Движение Вверх», где воспроизведена каждая минута финального матча Олимпийского турнира в Мюнхене. Тут, конечно, отдадим должное компьютерщикам. Но с другой стороны, все действующие лица, вот эти ребята, актеры, не профессиональные баскетболисты, они играют баскетбол так, что ты веришь, что это реальная, настоящая игра. То есть, улучшение пришло с двух сторон. И вот это вот мастерство актеров - они по своему физическому развитию соответствуют профессиональным спортсменам. Плюс компьютерные технологии. И вот это изменило спортивное кино.