18 мин.

Все гендиры «Спартака» при Федуне: до Газизова уволили только Асхабадзе и Цорна, Первак привез Видича и Аленичева, дольше всех работал Карпин

А кто лучший для вас?

 

Шамиль Газизов – седьмой генеральный директор, проработавший в «Спартаке» за последние 16 лет, и второй за этот год. Совсем недавно он сменил Томаса Цорна.

Александр Головин вспоминает прежних менеджеров клуба и истории их увольнений.

От редакции: этот текст был опубликован, но очень актуален сейчас. И учитывая политику владельца «Спартака», через несколько месяцев, возможно, будет актуален снова.

Юрий Первак: 16 месяцев

Первак пришел в клуб одновременно с Леонидом Федуном, в марте 2004-го. В отличие от начальника, босс челябинского «Лукойла» ранее работал в футболе: создал в городе местный «Спартак», который за три года вывел из КФК в первую лигу.

В большом «Спартаке» Юрий начал стремительно. «Будем брать в команду бойцов», – заявил он в одном из первых интервью. И уже через четыре месяца спродюсировал лучшую трансферную кампанию в современной истории команды: вернул Аленичева, привез Видича, Йиранека, Клементе Родригеса и Кавенаги (а черех полгода – Бояринцева и Ковача).

«В Белград за Видичем я летал семь раз», – рассказывал Первак, который купил будущую звезду «МЮ» в рассрочку на три года, а потом сэкономил миллион евро, переведя всю сумму сразу (итого – 4,45 млн евро). Сыграл на финансовых сложностях «Црвены Звезды» и проблемах серба со спиной. Их решил доктор Лю, которого в «Спартак» привел тоже Первак – тот работал с его дочкой-теннисисткой.

Параллельно с покупками Первак разгребал завалы Червиченко. По словам менеджера, когда он пришел, увидел на контрактах 73 игрока. Большая их часть не соответствовала уровню команды. В первое окно Юрий облегчил ведомость на 20 фамилий вроде Зоа, Тробока, Станича и Тамаша. Тем же летом сменил тренера: вместо поплывшего Невио Скалы (шесть поражений подряд) взял Александра Старкова. «Правда, когда латыши не очень удачно выступили на Евро, Леонид Арнольдович сомневался. Но я его убедил. Сказал: «Давай попробуем, это же не на всю жизнь», – вспоминал Первак.

Еще пытался подписать Аршавина и Кержакова, но взял паузу. Тогда Питер еще не оправился от ухода Быстрова – его тоже привел Первак.

Он говорил, что изначально приходил в «Спартак» ненадолго и антикризисным менеджером: «У меня же не было контракта как такового. Зарплату я получал в «Лукойле» и договор со «Спартаком» не подписывал. У Леонида Арнольдовича горели глаза — мы туда, мы сюда!» Но расставание все равно получилось странным: в середине сезона (июль 2005-го), без основательной причины.

Официальная версия – Первак захотел сосредоточиться на личных проектах. Неофициальная, но похожая на правду: Федун вспылил после пятого места по итогам первого круга и поражения от «Москвы» в 16-м туре (цель на сезон – Лига чемпионов), а еще припомнил неудачный трансфер Кавенаги. Самый дорогой игрок в истории РПЛ (8,6 млн евро) так и не взорвал лигу.

Смешно, но после отставки гендира «Спартак» проиграл только раз в 14 турах, выбрался на второе место и попал в Лигу чемпионов.

Сергей Шавло: 37 месяцев

Ветеран «Спартака» (больше 200 матчей, чемпионство-1979) последние 10 лет карьеры провел в Австрии, где в 1997-м закончил и стал тренером. В Россию вернулся в 2003-м по приглашению Юрия Белоуса из «Москвы»: в Австрии получалось тренировать только детей, а в России звали сразу в дубль. Из-за внутренних перестановок Шавло остался без работы уже через год, но быстро получил оффер из «Спартака» – в мае 2004-го технический директор Смоленцев позвал в селекционный отдел.

Через год, сразу после отставки Первака, случилось невероятное. «Вызвали к Федуну, собрался совет директоров, – вспоминал Шавло. – Спросили мнение по игрокам, я рассказал. Попросили на пять минут выйти. Захожу обратно, Леонид Арнольдович говорит: «Будешь генеральным директором». Как снег на голову! «Извините, я никогда в администрации не работал, но постараюсь оправдать». Все с нуля, голова кипела. Но у меня была хорошая команда – много помогали финансовый и технический директоры».

Пока Шавло принимал дела, на багаже Первака «Спартак» финишировал вторым и потерял Видича. Новый гендир спустя время рассказывал, что удержать серба было нереально, хотя с ним взяли бы золото.

При Шавло клуб усиливался точечно: взяли Штранцля, Моцарта, Плетикосу, Жедера. Или на перспективу: Джанаев, Филипенко, Сабитов. Главный трансфер той эпохи – Веллитон. Бразилец пришел за шесть миллионов евро, дважды стал лучшим бомбардиром лиги, почти дотащил клуб до чемпионства, а на пике стоил 20 миллионов. «Решали: или он, или Одемвингие. Мы с Черчесовым поговорили с Питером, сошлись во мнении – скользкий товарищ. Язык знает, обрусение быстро начнется. Решили брать Велика. Скоростной, хорошо открывается. Он приехал зашуганный, парень из деревни. Моцарт взял над ним шефство. Через два-три года вожжи отпустил – и началось: развод, бабы», – говорил Шавло.

Провалов при нем было все равно больше: Фати стоил четыре млн евро, но ничем не запомнился, Квинси Овусу-Абейе за два с половиной – неудавшаяся авантюра, Майдана за те же деньги – чуть ли не главный провал в современной истории клуба. Что еще хуже – при Шавло «Спартак» активно терял воспитанников: Тарасов, Самедов, Погребняк, Павленко, Ребров и Торбинский ушли после конфликта с гендиром. Последнему – игроку сборной и победителю Англии в «Лужниках» – Сергей отказался дать больше 300 тысяч евро в год (до этого Дмитрий получал 60 тысяч евро).

При Шавло громыхнул и скандал с Аленичевым: Дмитрий уничтожил тренера Старкова через «Спорт-Экспресс», за что улетел в дубль, а потом – из клуба. Деньги из «Спартака» пришлось выбивать через лидера «Единой России» Грызлова. Непоследовательность проявилась в том, что вместе с Аленичевым зачем-то убрали и Старкова. Временщик Федотов в первом же матче грохнул «Зенит» в Питере 4:1, стал главным, много доверял молодежи, взял серебро и был уволен через год, находясь в одном очке от лидера.

В целом нелогичные решения сопровождали все три года Шавло у власти. Игорь Рабинер рассказывал, что так начальник пытался угодить Федуну, за что в команде его прозвали «Му-му» – как человека без своего мнения. Пока был результат, это работало. В 2008-м перестало. Черчесов за год до этого тоже закончил вторым, но дальше посыпался: влетел 1:5 ЦСКА и отправил в дубль Титова и Калиниченко.

«Я решил не продлевать контракт с клубом, который заканчивается у меня в августе. Хотя совет директоров неоднократно обращался ко мне с просьбой о продлении соглашения. В последнее время на команду обрушилось давление со всех сторон. Чтобы снять его, я оставляю клуб. Так будет лучше для «Спартака», – сказал Шавло в августе 2008-го.

В реальности продлевать вряд ли просили – уже на следующий день Федун знакомил команду с новым генеральным директором.

Валерий Карпин: 53 месяца

В переговоры с Карпиным «Спартак» вступил еще в начале 2008-го, но Валерий оказался не готов бросать все в Испании. Там он жил с 1994-го, сменил «Реал Сосьедад», «Валенсию» и «Сельту», а после завершения карьеры в 2005-м кайфовал на море и запускал строительный бизнес.

В клуб он пришел без опыта менеджерской работы, но Федуна это не смущало. «Человек, который достиг больших успехов не только в спорте, но и в бизнесе, будет чрезвычайно полезен нашему клубу», – объяснял он.

Карпин начал с отставки Черчесова после 1:4 от Киева в Лиге чемпионов. Дальше – назначение Микаэля Лаудрупа, который за полгода до этого чуть не прошел «Баварию» в 1/4 Кубка УЕФА со скромным «Хетафе» и выбрался в финал Кубка Испании. Тогда Валерий утверждал, что тренер – его выбор, но после ухода из клуба намекал: решал Федун, а у него просто не было таких полномочий.

Эксперимент с Лаудрупом закончился весной. Вместо датчанина Карпин поставил главным себя. Сначала на пару матчей, а после шести очков в двух играх – до конца сезона. «Карпин будет возглавлять «Спартак» до тех пор, пока мы будем выигрывать», – комментировал Федун. После этого команда сразу проиграла, но потом выдала мощный отрезок: 45 очков в 20 играх (даже без ушедшего по звонку из «Газпрома» Быстрова) и к 28 туру подошла в четырех очках от лидирующего «Рубина». Дальше были ошибки Джанаева, три поражения подряд и обидное серебро.

«Я удовлетворен тем, как работает Карпин. Принимаю ли я совмещение им двух должностей? Пардон за сравнение: Фергюсон в «Манчестер Юнайтед» сам за все отвечает. И ничего, спокойно справляется», – говорил Федун в 2009-м.

33 из 61 гола того сезона забили Веллитон и Алекс – последнего в январе 2009-го покупал Карпин. Как и опорника Рафаэля Кариоку, который навел относительный порядок в центре. После пары топовых покупок за скромные деньги (в сумме 10 млн евро), достойного результата и мегапродажи Павлюченко за 17 млн евро молодой гендир получил расширенный бюджет: привез Макгиди за 12 млн, Пареху – за 10, Комбаровых – за 8.

Если брать более скромные суммы и аренды, количество входящих трансферов в каждое окно превышало десяток. Легендами вроде Веллитона из них никто не стал, а до чемпионского сезона в основе дошли только Ребров (купили за 300 тысяч из ФНЛ) и Дмитрий Комбаров. Чаще получалось так: всплеск – стагнация – продажа за меньшие деньги.

Чемпионство тоже не пришло. «Спартак» выдавал две-три качественных игры, а потом проигрывал какому-нибудь аутсайдеру. Пик Валерия в «Спартаке» – еще одно второе место в сезоне-2011/12 и четвертьфинал Лиги Европы-2010/11.

После переходного сезона Карпин освободил должность тренера, нашел в Испании Унаи Эмери и остался только гендиректором. В книге баск так вспоминал совместную работу: «Карпин не помогал мне ни капли. Однажды он созвал совещание и принялся атаковать мой штаб. Я защищал помощников и спрашивал Карпина, зачем он это делает. С тех пор мы находились в ссоре. С одной стороны, я сам предоставил Карпину все, чтобы он сделал мою жизнь невыносимой». Еще, по его словам, клуб не купил ему тех игроков, что он хотел, кроме Ромуло.

Федун, наоборот, обвинял Валерия в излишних тратах: «Карпин потратил на игроков 250 млн долларов, а продал на 87 млн. Сбитый летчик может говорить все что угодно».

Негатив от Эмери и Федуна – возможно, единственные претензии к гендиректору Карпину (Дзюба все-таки ненавидит тренера Карпина). В отличие от времен Шавло, в его эпоху не было скандалов с игроками, финансовых споров или ненависти болельщиков. Карпин не всегда покупал всех, о ком мечтал (Астори, Салах, Жирков, Денисов) и мало продавал (часто игроки уходили бесплатно или вообще заканчивали в самом соку – Де Зеув, Саенко). Но его уважали футболисты и фанаты.

С позиции гендира Валерий ушел по уникальной причине. В декабре 2010-го РФС скорректировал правила лицензирования клубов: теперь сотрудник на позиции тренера, генменеджера или финансового директора не мог совмещать эту должность с любой другой внутри клуба. «Разве это не смешное решение? Как думаете, против кого оно направлено? В какой еще команде человек совмещает эти две должности?», – бесился Валерий.

В РФС объясняли: «Решение о невозможности совмещения было принято на основании позиции, которую в данном вопросе занимает УЕФА». На переходный сезон сделали исключение, потом Карпин перестал быть тренером. После увольнения Эмери он вернулся на пост. В декабре 2012-го об этом объявили официально.

Должностью гендира пришлось жертвовать. «Генерального директора найти легче, чем нормального тренера», – пояснял член совета директоров клуба Сергей Михайлов.

Карпин потерю одной из должностей никак не комментировал.

Роман Асхабадзе: 29 месяцев

Асхабадзе сделали гендиректором в день ухода Карпина. Назначение прошло сухо и обставлялось только новостью на сайте с цитатой Федуна: «Как президент клуба хочу заявить, что на должность исполняющего обязанности генерального директора назначен Роман Асхабадзе».

Роману на тот момент было 29 лет. Удивительнее этого факта только стремительный взлет карьеры: в 23 – водитель, переводчик и помощник защитника Жедера, который ворвался в Тарасовку из «Сатурна». В 26, через полгода после прихода Карпина  – главный администратор. В 27 – замгендиректора.

«Мне бы не хотелось быть подчиненным Романа Гурамовича ни при каких обстоятельствах. Стиль его работы – предельная конкретика, стиль поведения – жесткость, граничащая с бездушием, – описывал топ-менеджера сразу после назначения Евгений Дзичковский. – Общаясь с Асхабадзе по любому поводу и не состоя с ним при этом в служебных отношениях, чувствуешь себя так, словно что-то ему должен. Какие чувства он вызывает в подчиненных, знают только они. Но молчат. Молчание в «Спартаке» эпохи Карпина – Асхабадзе, на мой взгляд, не только клубная примета, но и шанс подольше продержаться на своем месте».

До сих пор неизвестно, чем именно Роман покорил Карпина. Считается, что миксом из качеств: четыре разговорных языка (в том числе испанский, что особо отмечал Валерий), деловитость (умело разруливал любые вопросы без лишних уточнений) и преданность. Говорят, что акцию с футболками с портретом Карпина весной 2011-го придумал именно Асхабадзе. После нее Леонид Федун так сильно растрогался, что не стал увольнять тренера, который занимал последнее место в лиге и летел 3:10 по сумме двух матчей «Порту».

Первые полтора года Роман и Валерий работали вместе: привозили Мовсисяна, Боккетти, Глушакова, Озбилиса, Эберта и Барриоса (за два окна потратили больше 60 млн евро), проводили великую осень-2013, вылетали от «Тосно» в Кубке и «Санкт-Галлена» – в ЛЕ.

Весной 2014-го Карпина уволили – Асхабадзе остался один. За следующий год он сделал лучшую покупку в истории команды – подписал Квинси Промеса. «В кабинет к президенту «Твенте» я вошел в 10 утра и вышел в 11 вечера. О чем только ни говорили за этот день! Четыре раза вставал и уходил. Ну и они приблизительно столько же. Потом садились заново», – вспоминал Роман.

Задумка с Широковым была перспективной, но провалилась. Приход Якина, которого советовал Моуринью, тоже: шестое место, 0:4 от ЦСКА.

«Асхабадзе практически полностью исчерпал кредит доверия Федуна. Владелец «Спартака» за последнее время стал все больше разочаровываться в работе Асхабадзе, жалобы на которого часто поступали и продолжают поступать от некоторых футболистов, членов административного штаба команды, а также журналистов», – писали «Известия» в апреле 2015-го.

В мае 2015-го Федун объявил, что передает клуб профессионалам. Через пять дней официальный сайт поблагодарил Асхабадзе за сотрудничество и объявил о досрочном прекращении полномочий.

Сергей Родионов, 42 месяца

Профессионалы – это в том числе и легенда Сергей Родионов.

«Все произошло внезапно. Даже слишком. Сомневался – получится ли у меня на таком ответственном посту? Я не карьерист, да и бросать академию не хотелось. Ключевым стал разговор с Леонидом Арнольдовичем. Подробности пусть останутся между нами», – комментировал назначение Родионов.

Второй бомбардир «Спартака» за всю историю (у Симоняна больше всего на семь мячей) с перерывами работал в клубе почти 20 лет – тренером дубля и президентом академии, на тот момент лучшей в стране. Идеальное резюме, которое рухнуло за сезон.  

Причина №1 – Дмитрий Аленичев. Тренер был кандидатом от ветеранов, в том числе от Родионова, обещал вернуть легендарный стиль и чемпионство, а запомнился семью защитниками против «Ростова» и вылетом от киприотов в квалификации Лиги Европы.

Причина №2 – боязнь публичности. За время в должности Родионов не дал ни одного развернутого интервью, резким выступлением не погасил ни одного конфликта, не взял ответственности ни за одно решение. Его как будто не существовало, хотя клуб шарахало во все стороны (достаточно вспомнить историю ухода Дзюбы или второй сезон Карреры и конфликт с Глушаковым).

Именно по этой причине чемпионство (да, оно случилось при Родионове) в первую очередь ассоциируют с Каррерой, во вторую – с игроками, в третью – с Трабукки, другими агентами и Федуном и только в последнюю – с гендиректором.

При этом для золота Сергей сделал едва ли не больше всех: вычистил состав после Карпина и Якина и подписал Зе Луиша, Фернандо и Зобнина. С тем составом «Спартак» спокойно мог доминировать еще пару лет, но сожрал себя изнутри: тренер еще сильнее сблизился с агентами, капитан интриговал против тренера, медиа добивали клуб, как Ширко кабана на охоте. Главный профессионал парой решений мог остановить падение, но ушел пить кофе. На автопилоте клуб дошел до бронзы, но логично развалился в следующие полгода.

Родионова понизили до спортивного директора в декабре 2018-го – после фиаско в еврокубках (вылет из квала ЛЧ, последнее место в группе ЛЕ), увольнения Карреры, прихода Рианчо, назначения Кононова и трансферных провалов (Педро Роша – за 12 млн евро, Ханни – за 8 млн, Ташаев – за 1,5 млн).

«Это было мое личное желание, – комментировал Сергей. – По сути я всегда занимался спортивными вопросами. Изначально, еще в 2015 году, я приходил в клуб на должность, которая это подразумевала. На сегодняшний день принято такое решение: меня освободили от должности гендиректора, учитывая мое желание, и назначили спортивным директором».

На этой должности он продержался полгода (и. о. гендира был вице-президент Наиль Измайлов), а в мае 2019-го ушел окончательно. Клуб обставил это так: «Удовлетворены просьбы вице-президента клуба Наиля Измайлова и спортивного директора Сергея Родионова об освобождении занимаемых должностей по окончании нынешнего сезона».

На самом деле все решилось минимум за месяц.

Томас Цорн, 14 месяцев

«Все произошло спонтанно, – рассказывал 32-летний Цорн. – Не ожидал, что Леонид Арнольдович так быстро пригласит, хотя я с ним общался, когда начинал работать с красно-белыми пару лет назад по организации сборов. Зимой говорили на Кубке «Матч Премьер» в Катаре – неожиданно для меня Леонид Арнольдович подошел, и получился долгий разговор. Он спрашивал мнение о команде, о тренировках. Поинтересовался и взглядом на развитие клуба.

Потом, когда в марте я помогал сборной России во время отборочных встреч Евро-2020 против Бельгии и Казахстана, раздался звонок: Леонид Арнольдович позвал в Москву. Приехал – и мне было предложено занять должность генерального директора. Работа в «Спартаке» действительно стала интересным вызовом, который нужно принять».

Федун объяснял, что выбрал Цорна, потому что тот – «человек с сильным европейским менталитетом, с немецкой пунктуальностью». И добавлял, что выдает карт-бланш до 2023 года.

В следующий год уместились увольнение Кононова и назначение Тедеско, вылет в квале ЛЕ, две победы над ЦСКА, 3:0 с «Локо» и 1:4 от «Ростова», жирные продажи Зе Луиша, Фернандо и Ханни (в сумме – 30 млн евро), избавление от Глушакова, провал с Шюррле и Тилом (16 млн евро), успех с Ларссоном и Соболевым, стагнация в таблице.

По информации «СЭ», Федун уволил немца из-за слабых результатов и судейского произвола, которое не остановил гендир, а решение боссу посоветовал человек из ближайшего окружения.

Цорн отставку пока не комментировал. 

Федун опять крушит все на эмоциях. Пока его идеи так внезапны, ничего хорошего «Спартак» не ждет

Цорн в «Спартаке» – провал: подставил Кононова, испортил имидж трансферами, дал Тедеско слабый состав для борьбы с лидерами

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, Сергей Гунеев, Илья Питалев, Александр Вильф, Алексей Филиппов, Алексей Куденко, Владимир Песня; globallookpress.com/Daniil Ivanov/Russian Look, Andrey Chepakin/Russian Look, Dmitry Golubovich/Global Look Press