«Спартак» - Краткий курс «Как проиграть 14-й команде чемпионата России?»
Сегодня не будет тактического разбора игры или критики ее конкретных участников. Вместо этого по мотивам матча "Спартак" - "Тамбов" предлагаю курс на тему того, как проиграть 14-й команде чемпионата России. Пособие будет полезно всем командам, которым не нужны очки а также тем, кто готов пожертвовать их коллективам, борющимся за выживание.
Урок первый: Выставите предсказуемый состав.
Стартовый состав нынешнего "Спартака" можно заучивать наизусть. Он практически не меняется от матча к матчу. Вот и сегодня, единственной интригой до начала игры была пара нападающих: кто из трио Понсе, Соболев, Ларссон выйдет на поле с первых минут. Именно отсутствие вариативности делает красно-белых предсказуемыми.
Урок второй: Не позаботьтесь о плане Б
Идея игры "Спартака" - вывести игру на фланг и попробовать создать численное преимущество (по крайней мере мне этот план видится таким образом). Это худо-бедно работало против ЦСКА, но не сработало против "Тамбова", просто потому, что гости оборонялись всей командой.
Справа у "Спартака" ситуация 2 против 3. Преимуществом и не пахнет. Левый защитник, левый полузащитник и крайний центральный защитники соперников смещаются на фланг, закрывая пространство.
Аналогична ситуация. Единственный возможный вариант для атаки - возвращение мяча в центр одному из центральных защитников, что и последует дальше.
Весь первый тайм Спартак упорно искал шансы именно справа и, справедливости ради, пенальти пришел именно оттуда. Ниже представлена тепловая карта команд.
У Спартака нет ярко выраженного плана Б. Если в дерби с ЦСКА была неплохая идея (о ней я писал в прошлом посте), то против Тамбова не было и ее. О заменах скажем позже.
Урок третий: Не изучайте соперника. А зачем?
Второй гол гостей случился после подачи штрафного, когда Алексей Грицаенко пробил точно в ворота "красно-белых". Этот гол обращает на себя внимание по двум причинам. Во-первых, автора гола должен был держал Алекс Крал, опорник "Спартака". Удивительно... А во-вторых, ниже представлена карта ударов Грицаенко после штрафных или угловых в этом сезоне.
Красным обозначены удары мимо цели, фиолетовым - заблокированные удары, зеленым - единственный гол (в ворота "Спартака"). Обратите внимание, что большинство позиций с предпринятыми ударами образует зону, откуда и бьет защитник. Почему его не держали плотнее? Вопрос, разумеется, риторический.
Урок четвертый: не вздумайте играть прагматично и вообще, забудьте это слово!
58-я минута матча. Вы ведете 1:0 и играете преимущественно в контратаки. А практически каждые позиционные атаки поддерживает центральный защитник. Причем не просто поддерживает, а играет на острие и несется сломя голову в каждый штурм, как в последний:
С мячом Самуэль Жиго. Третий по близости к воротам соперника.
Это не критично, если происходит однажды. Но когда такая ситуация повторяется дважды, трижды и так далее, может возникнуть следующая ситуация. Второй гол "Тамбова" - классическая контратака. 7 игроков "Спартака" успели вернуться, но зона в центре простаивает.
Оттуда и прилетает первый гол в ворота Максименко. Кого не хватило? Именно Жиго.
Кстати позже уже "наевшийся" француз привезет пенальти в ворота своей команды...
Подытожим: если хотите подарить очки соперникам, на время матча забудьте про консерватизм и прагматизм.
Урок пятый: сделайте "правильную" замену
На 65-й минуте поле покинул Наиль Умяров, а его место занял "загадочный" (по. Г. Черданцеву) Гус Тиль. За следующие 25 минут игрок центра поля Спартака сделает 2 передачи, причем одна будет неудачной и дважды нарушит правила на сопернике. КПД замены стремиться к нулю...
А если от шуток переходить на серьезность, то "Спартак" проиграл второй матч подряд, именно эта формулировка здесь уместнее всего. Не "Тамбов" выиграл, а "Спартак" дал его обыграть... Поразительнее всего, что соперникам "красно-белых" не нужно изобретать велосипед, вместо этого можно просто подождать... И в перспективе игры в Кубке против "Зенита" эта тенденция не самая приятная.
п.с. "На 65-й минуте поле покинул Наиль Измайлов" (c). Серьезно??